После разнородного ряда энергичных выставок маститых международных фэшн-фотографов, возбуждения интереса к стильным британским бандитам и ностальгическому гламуру в СССР, галерея «Победа» представила новый проект, все так же непохожий на предыдущие: выставку молодой фотохудожницы Ани Титовой «Безучастие/ Noninvolvement».
«Аня» — скорее просто написание имени на западный манер, чем отсылка к юности или специальному нежному отношению к теме одиночества. Аня окончила известную Фотоакадемию города Глазго, жила в Лондоне, а когда оказалась в Москве, стала фоторедактором «Афиши» и, соответственно, коллегой фотодиректора «Афишы» и соосновательницы «Победы» Ирины Меглинской. На прошлогоднем фестивале «Мода и стиль в фотографии» Аню Титову на том же «Винзаводе» сразу записали в представители новейшего поколения «New Look». По определению Меглинской, в нашем отечестве его узкий круг следует последним визуальным тенденциям мировой художественной и модной фотографии, в рамках которых то транслируют атмосферу спонтанности и свободы, то тщательно выстраивают трэш-гламурные сцены, то созерцательные портреты и пейзажи, отсылающие к европейской романтической живописной композиции — именно этому полюсу принадлежат глаза и сердце Ани Титовой, воспитанные в одном из мировых художественных центров.
В «Безучастии» романтическая тема отношений Я и Другого достаточно условна — выставка на самом деле состоит из ряда работ, принадлежащих разным сериям: пейзажи дикой природы, в центре которых всегда есть две параллельно наклонившиеся вбок девушки, автопортреты Ани в обнимку с ворохом одеяла, трогающие Аню за голову или плечо руки, носовые платки с вышитыми на них ругательными словами-обращениями, смятые комки белой бумаги, портреты предметов вроде домашнего растения или полена — каждая основана на строгой концептуальной схеме выбранного объекта и сюжета.
Смысл же происходящего сконцентрирован в радикальных эффектах, вызванных небольшим смещением. Парой наклонившиеся влево девушки наблюдают горизонт — незыблемый и великий перпендикуляр к великой вертикали, и смещение по отношению к ней сродни искусственному сдвигу стрелки компаса. Две фигуры из-за своей новой позиции мгновенно становятся сообщниками, переоформляя само восприятие и содержание всего окружающего пространства.
Аня просит знакомых и незнакомых людей положить ей на плечо руку и фотографирует момент, когда этот жест «удовлетворит их видение близости» между ними. В этом исследовании не применяется никаких особенных средств художественной выразительности, которая отдана едва заметному сдвигу головы или положению руки. Смещение происходит в самом приеме, свойственном концептуальной фотографии, в основе которой лежит лишь механическая схема исполнения идеи.
«Можно сегодня я останусь у тебя? Я принесу своё одеяло. С этим вопросом я прихожу к своим друзьям, любовникам, знакомым и незнакомым, сплю в их кроватях, утром фотографируюсь с одеялом в их постели и ухожу». Этот сильный и трогательный образ, однако, передается одинаково классически застывшей позой, и даже помещения, видимо, в силу предпочтений круга общения Ани, оформлены исключительно минималистично. Не к их владельцам, будем надеяться, обращены жесткие ругательства на платках, которые теряют свою сакральную силу русского мата всего лишь из-за неожиданной смены материала на розовые нитки. И всего лишь наложением куска белого ватмана в качестве фона обычный горшок с цветком или деревянная колода превращаются в полных индивидуальности персонажей, ненадолго выделившись из окружающей среды.
Не будет большим преувеличением сказать, что «Безучастие» — самая требовательная к восприятию в северно-европейском духе художественная фотовыставка в «Победе». Равно как и то, что это небольшое смещение от однозначно привлекательной масс-медийной стратегии всем только на пользу.