В своей новой фотокниге, Ванесса Виншип запечатлевает поэтичное и мирное течение жизни маленького городка на юго-востоке Франции, совмещая запоминающиеся портреты и меланхоличные ландшафты.
Приветствуя явление импрессионизма, известный критик Жюль-Антуан Кастаньяри обобщил своё впечатление от художников этой эпохи словами «они запечатлевают не ландшафт, но производимую им сенсацию». «Сет #19», позднейшая фотокнига британского фотографа Ванессы Виншип, свидетельствует о её замечательной способности достигать подобного результата со своей камерой.
Сет, скромный портовый городок, расположенный на узкой полосе земли между солёной лагуной и Средиземным морем, хоть и не является одним из достопримечательных мест Франции, не может быть назван неизвестным. Известный, как «Маленькая Венеция Лангедока», благодаря своей сети каналов, это такое немного приземлённое, немэйнстримное место, привлекшее любопытство бродяги-фотографа Виншип. Описывая её, как фотографа, легче сказать, чего она НЕ делает – аффектация, причудливость, журналистика или салонная фотография – чем расшифровать ощущение, которое её чувство вносит в ландшафт, или портреты. Её предыдущие работы, будь то Балканы, окрестности Чёрного Моря, восточная Анатолия, Грузия или британский регион Хамбер – держали её камеру на периферии, и это осталось так же в книге «Сет #19».
Чёрно-белые фотографии говорят оттенками серого и общей тональностью, они избегают драматически заряженных сцен в пользу тихих моментов в пространстве и времени. Снимок одинокой женщины, читающей у моря, чьё тело почти скрыто элементами пейзажа, типичен в этом отношении. Что чётко видно в последовательности фотографий в книге – это впечатления Виншип, бродящей по городку, пока её взгляд не будет остановлен чем-то, деталью или сценкой. Как на заметённых снегом ступеньках или на песчаной дюне в начале книги, воображаемый след её скитаний нелегко проследить. Пространственные границы смазываются, словно вид за песчаной дюной.
Вторая фотография в «Сет #19», изображающая статую женщины, смотрящей вверх, осанка и хрупкий наряд фигуры намекают на желание. Считается, что гипернатуралистичная работа скульптора вместе с цветочным декором, совместно со статуями классического стиля на заднем плане – приглушает эмоциональное воздействие и может быть предметом насмешки, развлечения. Но это не случай Виншип. Её фотография превращает то, что могло бы быть китчем, в нечто более серьёзное и интересное.
Что можно назвать отличительным знаком фотографий Виншип – это сдержанная меланхолия, пронизывающая всё: стены, выветренные поверхности, каменистые побережья, фрагменты водной поверхности. Люди и пространства у неё лишены явных намерений, стремления куда-то, и это подчёркивается дизайном книги, элегантным, как бы случайным, с большим количеством белых полей. Настроение сдержанности её восприятия гармонирует со скрытой необычностью места и, говоря о портретах, с чем-то, что делает изображенных людей уникальными.
«Человеческий ландшафт» Сета соответствует той среде, в которой живут эти люди. В них нет ни капли самодовольства. Они смотрят в камеру, но не выражают «послания» или мотива, они просто согласились сфотографироваться, как бы говоря: «Это я, вот такой, как есть». Зритель, перелистывая страницы книги, встречает их нетребовательные взгляды так же, как встречала их Виншип в своих скитаниях по улицам.
То, на что реагирует Виншип и что она фиксирует, изначально присуще реальности Сета и тому ощущению задумчивой тишины и призрачной таинственности, которое она нашла там. Окружающее море, с его созданиями, живыми, но чуждыми, так же, как чужды сорняки и дикие травы, чья странная аура пронизывает город и его окрестности. Всё это существует, создавая окружающее пространство, распространяющее свою странность на случайные уличные сценки, которые она фотографирует. В общем, возникает настроение, которое предполагает скрытое бессознательное или, во всяком случае, что-то трудно ощутимое в природе существования.
Один из импрессионистов, чьё значение подчёркивал Кастаньяри, Моне, отмечал, как неважен предмет, который он изображает, потому что «то, что я хочу отобразить находится между предметом и мной». Виншип тоже воспроизводит реальность, какой она видится ей, и это, говоря словами Гарри Виногранда, то, что имеет значение в её художественной форме: «Фотография – не о том, что снято. Она о том, как это выглядит. Будучи сфотографировано».
Книга Sète #19 выпущена издательством Le Ben en l’Air & CéTàVOIR.
ISBN: 978-2-36744-134-4
Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича