Во всей полноте искусства, противостоящего таким темам, как катастрофы, трагедии и войны, о суровых реалиях этого мира говорится в настоящем и прошлом времени. Спекуляции на тему будущего оставались прерогативой научной фантастики. Но работы на тему изменения климата – исключение. Это то будущее, которое надвигается ясно и неизбежно, и сейчас мы наблюдаем его пролог.
Угрозы, которые представляют для нас таяние ледяных шапок, изменение погодных условий и повышение уровня моря, настолько тревожны и велики по своим масштабам, что неизмеримо перевешивают любое обсуждение. Сейчас, когда я пишу об этих фотографиях, во мне звучит голос вины, говорящий, что климат ухудшается, вам нужно сделать что-то еще. Если человечество приближается к точке невозврата в смысле выживания, какова цена того, чтобы перестать восхищаться красотой? В 1951 немецкий философ Теодор Адорно писал: «писать стихи после Освенцима – варварство». Интересно, о какой роли искусства он писал бы в наше время.
Несмотря на моё неостывающее чувство вины, я возьмусь утверждать, что свежий взгляд и мастерство Анастасии Самойловой, показанные в книге «ЗонаПотопа» (FloodZone), опубликованной в издательстве Steidl в 2019 году, трудно не заметить. Она делает замечательные картинки. Однако, не будем задерживаться здесь слишком долго, потому что вода активно повышается. Последняя работа Самойловой уходит корнями в наследие Американских документальных фотографов ХХ века. Во всех её работах мы видим отсылки к работам таких классиков, как Уокер Эванс (Walker Evans), Стефен Шор (Stephen Shore), Роберт Адамс (Robert Adams) и других светил, запечатлявших Америку с заглавной буквы «А».
Амбиции Самойловой гораздо более земные и обеспокоенные, чем у мастеров прошлого, так как она документирует город Майами и его окрестности, которым предназначено стать первыми жертвами инициированных нами изменений планеты. На фотографиях «Зоны Потопа» мы видим, как формальная игра сочетается и конкурирует со строгой документалистикой. Мы видим коммерческую эстетику, обещающую видения утопии, контрастирующую с ржавеющей инфраструктурой и средой, пострадавшей от промышленных загрязнений. Последовательность книги, редактированной и реализованной усилиями британского писателя Дэвида Кампани, (также автора предисловия к книге), вызывает психологическое «перетягивание каната» между иронией и печальным беспокойством.
Современные данные говорят, что в течение восьмидесяти лет, а то и скорее, большая часть территорий, где бродила Самойлова, создавая книгу, окажется под водой. Что тогда, когда жители побережий вынуждены будут мигрировать вглубь страны? И не только Майами, но многих побережий? И не только в США. Но во всём мире? Что случится потом? Можно прогнозировать худшие варианты исхода. И наша фантазия недостаточно богата, чтобы предсказать всё.
Последствия изменения климата будут накапливаться непредсказуемым образом, его угрозы будут экспоненциальными. Его опасность велика.
Самойлова приводит прямую фотографию так близко, как только возможно к предсказанию будущего. Её картинки – сигналы, предупреждающие о том, что миф о потопе весьма близок к тому, чтобы стать реальностью. Но фотографии могут говорить только о прошлом. В будущем, следующем за климатическим коллапсом, фотографы сыграют свою роль. Они покажут нам животных, которые существовали. Они покажут роскошные приморские апартаменты, которые мы строили в безумии и высокомерии. Они покажут доказательства того, что было, давным-давно, когда все было лучше. Если книга Самойловой будет рассматриваться с ностальгией, и если ей суждено стать визуальным прологом к будущей истории, ковчега, который нас спасёт, не будет.
«Зона потопа» (“FloodZone”)
Анастасия Самойлова
136 страниц, 86 фото
Твердая обложка
22.5 x 26.2 см
На английском языке
ISBN 978-3-95829-633-6
1. Издание 11/2019
Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича