Дэвид Голдблатт был белым фотографом из ЮАР. Эрнест Коул был одним из первых в стране чернокожих фотожурналистов. У каждого был доступ туда, куда другой попасть не мог – и вместе их работы создают образ разделённой страны. Дэвид Голдблатт и Эрнест Коул документировали самые разные стороны жизни в ЮАР эпохи апартеида. Выставка этих авторов прошла в ноябре-декабре 2019 на ярмарке Арт-Базель в Майами.
Джордж и Сара Маньяне, Эмдени Экстенжн, Соуэто, 1972. © Дэвид Голдблатт. Дэвид Голдблатт и Эрнест Коул документировали самые разные стороны жизни в ЮАР эпохи апартеида. Выставка этих авторов прошла в Ноябре-Декабре на ярмарке Арт-Базель в Майами.
Барабанщица, финал кубка стадион Орландо, Соуэто, 1972. © Дэвид Голдблатт. Голдблатт, родившийся в 1939 в Рендфонтейне и умерший в 2018 в Иоханнесбурге, был фотографом – самоучкой. Более 70 лет он фотографировал людей и ландшафты Южной Африки.
Фермер, его жена и старший сын за ленчем, Уитландс, Рэндфонтейн, 1962. © Дэвид Голдблатт. Хотя фотографы пользовались разной техникой, оба они фотографировали жизнь в Иоханнесбурге, Претории и Соуэто.
Мужское общежитие Джабулани, Соуэто, 1972. © Дэвид Голдблатт. Поскольку Голдблатт был белым, а Коул - черным, каждый фотограф получал доступ к областям, попасть куда было бы трудно для другого.
Ежемесячная встреча благотворительной организации Vroue-Federasie в доме одной из участниц. © Дэвид Голдблатт. Большинство фотографий Голдблатта сделаны с разрешения изображаемых людей, как и эта встреча волонтёров благотворительной организации.
Субботнее утро в гипермаркете: полуфинал конкурса «Мисс Прелестные Ножки», 1980. © Дэвид Голдблатт. Голдблатт обычно тщательно устанавливал штатив, с характерной строгостью относясь к композиции и фокусировке снимков.
Невеста и жених выходят из церкви Миссии Апостольской Веры, Паркрэнд, 1979/80. © Дэвид Голдблатт. «Все эти годы», - говорит Дэвид Голдблатт, - «главным моим предметом были ценности. Что мы ценим в Южной Африке, как мы пришли к этому и как мы это выражаем?»
Старейшина Голландской реформатской церкви с семьёй после Воскресной службы. Карнавон, Кейп Провинс, 1968. © Дэвид Голдблатт. «Мне, как гражданину, были интересны происходящие в стране события», – добавляет Голдблатт. «Но, как фотограф, я интересовался не моментом самого события, а средой, условиями, которые привели к нему».
«Только для белых», из книги «Дом рабства», кирка, 1960. © Эрнест Коул. Эрнест Коул, родившийся в претории в 1940 году, начал работать фотографом в 1960х, став одним из первых чёрных фотожурналистов в стране.
Средний класс №2, 1960. © Эрнест Коул. Оба фотографа делали яркие и характерные снимки соотечественников и окружения. Их работа – как окно, через которое можно увидеть жизнь при апартеиде.
Средний класс №4, 1960. © Эрнест Коул. Во многом самоучка, Коул быстро вскидывал камеру к глазам, делал снимок и снова убирал её, скрывая под одеждой.
Ниже линии хлеба №4, 1960 © Эрнест Коул. Известно, что Коус прятал камеру в крафтовых пакетах для бутербродов или даже в выдолбленном батоне хлеба. Так он делал снимки там, где это запрещалось, например в шахтах и больницах.
Без названия (из «Дома рабства») 1960. © Эрнест Коул. Коул при жизни был известен только по одной книге – «Дом рабства».
Наследники бедности. 1960. © Эрнест Коул. Он мужественно и вдумчиво документировал жизнь при апартеиде с точки зрения чернокожего. Это было опасное занятие, и в 1966 он бежал из страны, забрав с собой свои негативы.
Средний класс №10, 1960. © Эрнест Коул. Коул недолгое время сотрудничал с «Магнум», получал поддержку от Фонда Форда и Тайм Лайф. В 1972 году он перестал работать фотографом.
Шахты №7, (из «Дома рабства»). 1960. © Эрнест Коул. «Триста лет господства белых в Южной Африке, – сказал он однажды, – поставили нас в рабство, отняли у нас чувство собственного достоинства и окружили нас ненавистью». «Дом рабства» был немедленно запрещен в Южной Африке и Коулу не дали вернуться в страну, оставив его в изгнании на всю оставшуюся жизнь. Он умер в Нью-Йорке в 1990 году.
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича