Йенс Крауэр (Jens Krauer) – самый высокий парень на улице, но кажется, его никто не замечает. Он может находиться со своей камерой в футе от лица женщины, оживлённо беседующей с подругой перед магазином в Сиене, Италия. Руки женщин летают в оживлённой жестикуляции, при этом они не замечают, что едва не задевают камеру.
Я имела возможность наблюдать бесстрашную работу швейцарского фотографа на улицах в Италии пару лет назад и была настолько поражена его мастерством, стремлением получать правдивые фотографии и способностями быть «ниндзя»-невидимкой, что практически забыла сама документировать происходящее. Было гораздо приятнее просто наблюдать его в действии, по кошачьи движущегося в толпе, оставаясь незамеченным. При этом, он даже не пытался скрывать свои действия и снаряжение. Как-то я не выдержал и спросил, где он взял свой плащ-невидимку.
В некоторых случаях скрыться не так уж легко, ответил он. Особенно это касается городских окраин, неблагополучных районов, где нет потока людей. Местные обитатели там более внимательны и не доверяют чужакам. В этих местах, в городских сообществах, в которых мы живём, как отмечает Крауэр, важно подходить к фотографии со стороны документирования, а не простого наблюдения.
«Документация – это любовь, – говорит он. – Наблюдение – это контроль». В этих сложных условиях, Йенс ставит себе иную задачу. Он остановится в кафе, поговорит там с людьми, расскажет им о себе и своих целях подробно и честно до того, как начинать снимать. В этой ситуации самое главное – построить доверие.
«Это смесь работы актёра и психолога, – говорит Крауэр о своём общем подходе к стрит-фотографии. – И это требует опыта и бесстрашия. Нужен жизненный опыт и понимание улицы».
Для него, самый впечатляющий аспект документирования уличных сцен – возможность заморозить моменты во времени, такими, как они есть, не изменяя. Как пурист, он стремится раствориться в окружении, не вызывая волн в окружающем людском море.
«Я убеждён, что для того, чтобы кадр был реально чистым, вы не должны играть активной роли в окружающей ситуации. Как только вы начинаете взаимодействовать, это нарушает чистоту картинки». Крауэр говорит, что его цели схожи с целями документальной журналистики, но работа над долговременными проектами требует от фотографа длительного пребывания на месте. Что касается документальной съёмки, вы присутствуете на месте, пока это нужно для съёмки, и затем, возвращаешься снова». Он также не подходит к разным ситуациям и объектам одинаково. «Если я вижу что-то или кого-то, кого мне интересно снять, я адаптирую соответственно свою стратегию работы».
Искусство у Крауэра перемешалось с жизнью, пронизало её. Он вырос в Цюрихе, и его занятие фотографией выросло из городского окружения, музыки и хип-хоп культуры. Он начал с того, что подчинил свою жизнь фотографии в 2012 году, так, что творческий результат дал ему возможность созидательного самовыражения и удовлетворённости, которой не давала предыдущая корпоративная работа.
К 2016 году он станет профессиональным фотографом, подкастером и инструктором Fujifilm-X. Он работает в самых разных жанрах, но улица, с её ритмом, энергией и вызовом всегда зовёт его. «Мой хип-хоповый бэкграунд научил меня тому, сколько могут дать улицы», – говорит он. Также, этот жанр научил его простоте и чистоте. «Одна камера, один объектив, пара хорошей обуви и открытость мысли – вот и всё, что нужно».
Именно на улице фотограф нашел ключевые темы, ведущие для его работы. Крауэра очаровывает наблюдение над меняющимся временем, постоянной трансформацией окружающего города, возможность фотографии передавать информацию и учить помимо языков и культур, так же, как и преодоление бренности. «Как фотограф, я чувствую, что это очень круто. Подумайте об этом. Представьте, вы сняли фотографию, которая стала классикой жанра. Вы потенциально подарили вечность тому, кто изображен на ней в этот момент».
Крауэр работает сейчас над долгосрочным проектом по съёмке старой части Цюриха, известной по району красных фонарей, уличных характеров, субкультуры и ночной жизни, которая сокращается и меняется из-за джентрификации (примерно – «бюргеризация», АК). «Я знаю, что это может произойти за следующие пять лет. Я хочу успеть ухватить дух этих мест, пока он ещё здесь», – говорит он.
Чтобы стать частью улицы, нужны опыт и навык. Девиз Крауэра в его работе – «ходи бесстрашно, но ступай осторожно». «В каждом городе есть места, куда все мы предпочли бы не ходить», - говорит он. «Я люблю появляться там, но это требует иного поведения, скорее журналистского, документалистского». Он готовится, изучая карты, собирая информацию, чтобы всегда знать, куда идти.
«Я оказался как-то в окружении членов известного байкерского клуба, и разговор принял неприятное направление, но я знал этот район и у меня оказались с ними общие друзья, которые вмешались и разрешили ситуацию». Путешествуя по «сумеречному» району Истанбула, он всегда имел готовый путь к отступлению и предварительно изучил особенности субкультуры этой части города. «В прошлом году, я связался с крупной охранной фирмой в своём районе, чтобы рассказать им, кто я такой, потому что устал от постоянных проблем в торговой части городе, где меня принимали за шпиона, готовящего путь для грабежа».
В случае взаимодействия, Крауэр советует фотографам сохранять позитивное направление мысли, объясняя людям свою цель и этические принципы. «Пусть ваше "почему" ведёт вас. И помните, что мы снимаем для людей – мы не наблюдаем, мы документируем, и наша установка позитивна. Это может стать отправной точкой для возможного обсуждения. Имейте с собой визитки, и имейте сайт, который вы можете показать на любом девайсе, и обещайте, если надо, прислать отпечаток или файл картинки. Покажите, что ваш мотив позитивен, вы делаете серьёзное и вполне легальное дело».
Ну и наконец. Уличная фотография провела Крауэра вокруг света, от Нью-Йорка до Бухареста. По пути он нашел много друзей, понимающих, что главное – не деньги, а связь и взаимопонимание. Сейчас он – почётный член группы BULB (Будапештская Городская Лига Балканских Фотографов), посвятившей себя инклюзивности и взаимной поддержке.
Крауэр говорит, что эта дружба связана также с пониманием, что истинное наслаждение от фотографии – не в коллекционировании техники и не в получении идеальных по качеству картинок. Оно в стремлении достичь высшего возможного для себя уровня выразительности, в постоянном развитии способности к творчеству. «Хотелось бы, чтобы так жили все, – говорит он. – Совсем не нужно становиться богатым, ведь искусство обогащает в широком смысле».
Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича