Если бы Анри жил в XXI веке в Москве и снимал на цифру (а мне почему-то кажется, что именно на цифру он бы сейчас и снимал), его бы звали Артём, и фамилия у него была бы Житенёв. Впечатление от книги Житенёва со скромным всеобъемлющим названием «Москва» на удивление созвучно с впечатлением от альбомов Брессона: оба Автора существенно задорнее в сборниках, чем на стене; оба визуально-деликатны – ни Житенёв, ни Брессон не переходят границу, за которой изображение начинает порождать вопросы, а не дает ответы; оба возводят в абсолют ценность МОМЕНТА; оба под «фотографией» понимают «изображение».
Альбомы обоих Авторов невозможно листать без пауз – картинки настолько насыщены элементами и завершены сами в себе, что в нарратив не выстраиваются, а скорее составляют коллекцию. Почувствовав, что зритель не выдержит такого напряжения, издатели решили оставить в книге «воздух» в виде белых страниц. Чтобы эти страницы не выглядели как перевод полезного места, на них поместили высказывания Артема Житенёва. И вот тут Артём с Анри разошлись. Житенёв – не писатель. Текстовые отрывки соседствуют с иллюстрациями примерно так же, как выдержки из школьных сочинений – с репродукциями передвижников.
То ли потому, что тексты повествуют об одних временах, а снимки – о других. То ли потому, что фотографический фундамент Автора дает его снимкам изобразительную прочность, но и одновременно накладывает, скажем, «академические» ограничения. Но альбом в целом можно считать удачей, поскольку лучшего о Москве 2010-х, одной ногой ступившей в XXI век, в то время как другая нога закована в «скрепы», снять пока никому не удалось.
Подробнее о книге на сайте А. Житенёва artemzhitenev.com/knigi/