Удивительно цельное место для показа Гронского: название расшифровывается как Kunstverein Ost, то есть Культурное Объединение Восток. Это некоммерческая галерея прямо на границе Восточного и Западного Берлинов, стена была в двух шагах (а до станции U-Bahn Stadtmitte – минут пять пешком). С социалистической стороны там построили свой Калининский проспект (Leipziger Strße), смотрится это посреди современного города немного чудно. Берлин вообще – город невидимых, но очень ярко ощущаемых границ, когда ты в рамках центра попадаешь из одного мира в другой, просто перейдя улицу.
Гронский в целом ряде своих проектов исследовал именно такие границы сред, а также способность человека на ровном месте проваливаться в трещины в реальности, - как в «Пасторали», где люди отдыхают на природе прямо посреди городского пейзажа. В KVOST, собственно, она и выставлена, и еще «Схема» (ребусы на тему запутанности разных-но-одинаковых мест и точек зрения) и немножко новой «Пасторали» (те же места через 10-15 лет).
В общем, материал весь лично мне знакомый, что-то мы даже выставляли в Grinberg Gallery, но любой старый материал становится новым через десять лет, это во-первых; а во-вторых, я был не один, а с немецко-русским семейством Мюллер, и девочка Маша выучила в результате слово Мытищи.
Все не зря и все неслучайно, ребята.