С 2000 года Робин Род создаёт изображения, на которых молодые люди взаимодействуют с настенными граффити в его родной Южной Африке. Эта сверхъестественная комбинация двухмерного и человеческого тела, движущегося в пространстве, сплющенная в фотографическое изображение, создает странный гибрид – как «Третье пространство», о котором говорит теоретик Хоми Бхабха, – временные анклавы, которые создают угнетенные люди, где они могут собраться вместе и испытать «свободу».
В некоторых своих ранних работах сам художник – фигура, осваивающая эти пространства. Часто происходящее напоминает паркур – культурную форму, которая также связана с освоением общественной, в первую очередь городской, среды. В своём новейшем проекте «Принцип надежды» (Principle of Hope), Род привлекает к работе молодых людей из того городка, где находится стена, ставшая для него полотном. Своей работой Род хочет косвенно привлечь внимание к таким районам в Йоханнесбурге, в которых даже через двадцать лет после окончания апартеида чёрные и смешанные общины страдают от нищеты, насилия и безработицы.
Люди, с которыми он сотрудничает, в первую очередь молодёжь, помогают ему на всех этапах работы, от рисования фресок геометрических фигур и прочего реквизита до запаковки и распаковки оборудования, до гимнастического взаимодействия с нарисованными цветными блоками. С этой точки зрения проект – больше, чем просто набор картинок. Это процесс их создания, превращающийся в социальную практику, направленный на то, как она стремится воздействовать на мир за пределами непосредственно искусства. «Когда вы даёте молодым людям ощущение ценности, вы действительно можете изменить их самоидентификацию и чувство достоинства», – говорит художник.
Название серии, «Принцип надежды», является отсылкой к книге философа Эрнста Блоха из 1950-х, исследовавшей утопизм в литературе, религии и искусстве. Род говорил о том, что в ЮАР художественное образование развито очень слабо, и только после переезда в Берлин в начале 2000-х он смог изучить историю искусства, включая модернизм и философию просвещения.
Многие из этих работ содержат диаграммы и прочую инфографику, и художник говорит о намерении «использовать математику и геометрию в качестве образовательного инструмента для развития разума и логики в мышлении этих молодых людей». Но есть напряжение в отношениях этих живых, дышащих тел и жестких геометрических фигур, с которыми они борются, пытаются их поднять, или под которыми лежат, придавленные видимой тяжестью. Это похоже на некий сложный танец, направленный на поиск места человека в этом разделённом на данные мире, и «Эвергрин» особенно ясно изображает живой мир в виде абстракции. Но в игривости образов, как и в открытости их создания, можно определённо увидеть свет надежды. Как говорит сам Род: «работа – как вызов нашей нынешней неудовлетворённости, возможно, намёк на то, что искусство может нам помочь».
Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича