Центральный языческий праздник восточных славян продолжает находить отражение в творчестве беларусских авторов. В фокусе дебютной фотокниги «Night Club» молодой художницы Василисы Поляниной – эротическая сторона самой мистической ночи годового цикла.
Купалье – день летнего солнцестояния – не только популярный народный праздник, но и настоящий бренд Беларуси, самой языческой из всех христианских и самой христианской из языческих страны. Обряды чествования солнечного божества Купалы, хороводы, костер и прыжки через него, поиски цветка папоротника, обещающего способность видеть будущее, и гадания на венках – мистика и многоуровневая семантика этого события естественным образом находят отражение в литературе и изобразительном искусстве.
Отдельную повесть в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Купалью посвящает Николай Гоголь; стихотворения, имитирующие купальские народные песни, сочиняет Сергей Есенин, а само название языческого божества берет себе в качестве псевдонима известный беларусский писатель Янка Купала. Не обходят вниманием богатый визуальный и семантический материал события кульминации годового цикла и фотографы – минчанин Андрей Ленкевич собирает коллекцию народных поверий и обрядов в отдельную фотокнигу «Паганства» (с беларусского – «язычество»). Тем не менее эротическая сторона Купалья часто остается в стороне скромной исследовательской оптики, несмотря на то что в этот день (точнее ночь) ни женщины, ни девушки не считают половую связь с парнями и мужчинами, даже чужими, грехом, как подчеркивает в своем культурно-историческом бестселлере «В постели с белорусом» журналистка Анастасия Зеленкова, а значит одними хороводами ночные контакты не ограничивалось. Именно поэтому, отмечает писательница, в обрядовых песнях, как ни в каких иных, так отчетливо звучит мотив потери девушкой невинности.
На мистику сексуального измерения купальской ночи мельком указывает Андрей Тарковский в новелле «Праздник» фильма «Андрей Рублев», открывающейся долгими туманными планами с обнаженными женскими и мужскими фигурами, бегущими через лес к озеру, освещая факелами путь. «Гармония человеческого тела, природы достигнута благодаря своеобразной киноживописи, где лес выглядит ожившим, заполненным огнями, соловьиными трелями, скользящими силуэтами, с обволакивающей прозрачностью лунного света и бликами костров на лицах. Мысль о красоте растворена в этих кадрах; лишённые этнографизма, они открывают перед зрителем не обрядовость, но поэзию народного празднества, стихийного и свободного...,» – описывает этот эпизод киновед Марк Зак. Эту же, далекую от этнографизма и более близкую к идее погружения и фиксации дикой, мистически трансформирующей, свободы мысль транслирует в своей дебютной фотокниге «Night Club» и молодая беларусская художница Василиса Полянина.
«Я выбрала тему Купалья как продолжение мифологических образов в моем творчестве. Человеческую психологию мне показалось интересным изучить через его внутреннего зверя – максимально честный образ. Сам праздник насыщен многослойными персонажами, оборотнями, мифами о потусторонних силах. Частично я что-то взяла у них, но важно понимать, что книга – не исследование славянского праздника. В ее основе – отдельные решения, взятые для рассказа короткой истории, которая будоражит, в первую очередь, меня саму. Я хочу, чтобы человек, даже не зная истории Купалья, смог погрузиться и подсмотреть за созданным интимным миром. Мне интересно состояние натянутой струны у зрителя.
Косвенную, но важную роль в книге занимает танец – момент, когда эмоции берут верх над сознанием, а телесность раскрывает сексуальную энергию. Танец – это кульминация праздника, когда логика отступает, включаются звериные инстинкты, ты перестаешь думать – а просто отдаешься движениям. Отсюда и название “Night Club”, предлагающее поразмышлять о современной молодежи. Первый разворот книги, как элемент иронии – беларусский паспорт, который просят показать на входе в клуб, снятый под ультрафиолетовым светом», – рассказывает в интервью Photographer.ru художница.
В работах Василиса Полянина использует самые разные жанры и техники: инсталляции, текстильные скульптуры, фотографические и графические работы, нередко сочетая их все в одном произведении. «Night Club» не стала исключением, «начинка» сделанной вручную в рамках польской стипендии «Gaude Polonia» фотокниги – не только снимки, большая ее часть – это все же рисунки Василисы, коллажи, сложные композиции, собранные из ряда медиумов, вкладки на прозрачной бумаге, подчеркивающие неодномерность сложного объекта исследования и даже настоящие человеческие волосы, которые, как признается художница, были добавлены ради придания эффекта присутствия.
Кажется, будто сам материал, в буквальном смысле, переносит героев ночной купальской «дискотеки» из одного состояния в другое: люди превращаются в зверей, звери – в людей, откровенные фотографии перерастают в рисунки, документальность неожиданно вываливается из-под контроля, со скользких страниц в спокойный читательский мир, кружась в хороводе оборотней – под покровом то ли леса, то ли сюрреального делириума между тем, что спрятано и тем, что (пока) позволено увидеть.
«Night Club» – не единственный проект Василисы Поляниной, обращающийся к дискурсу трансформаций, переходу, часто болезненно-вымученному, но всегда, на грани между красотой и отвращением, провокационно-гипнотическому – от зверя в человека и обратно. В какой момент и почему человек принимает иные формы? С какой тональностью звучит в нем его личный зверь? И можно ли об этом звере говорить без страха или отторжения, можно ли его принять (не имея при этом намерения и необходимости приручать)? Вот лишь некоторые из вопросов, которые возникают при знакомстве с графикой художницы, представленной в сериях «Метаморфозы» и «Sensuality Sexuality». В «Night Club» декорации Купалья кажутся идеальными даже не для проговаривания темы постоянного диалога (спора?) природного и человеческого начал, а его прокрикивания – среди стонущей земли, извивающихся кувшинок, крепких берез и бушующего танца, переходящего в вой.