Доверяясь своей интуиции и спонтанности, Сорочински в серии сюрреалистических автопортретов, снятых в самоизоляции, отражает чувства замкнутости и неуверенности во время пандемии.
Оказавшаяся в Берлине в начале карантина, Виктория Сорочински, как и многие фотографы в этой ситуации, использовала своё положение для рефлексии на тему своей практики и жизни. Перед вспышкой коронавируса она готовила персональную выставку своего недавнего документального проекта «Полтава небывалая» (Poltava Neverland ) – «исследующего одно из самых таинственных и неисследованных мест в Украине», по словам автора. Этот проект был отложен из-за эпидемии. Вместо этого Сорочински получила возможность «сосредоточиться на вещах, на которые давно не хватало времени». Сделала новый проект, названный «ИзнутриСнаружи» (INsideOUTside). Он был полностью снят в одной комнате её жилища. Фотограф, родившаяся в Украине, использует своё тело для взаимодействия с повседневными вещами, окружающими её во время локдауна и определяющими её нынешний опыт – от туалетной бумаги до ветки, подобранной на прогулке в парке.
Идея проекта, по словам автора, выросла из желания «вернуться к вещам и подходам, с которыми я работала в серии автопортретов "Пространство между" (The Space Between) в 2007-2008 годах». «Я прослеживала развитие своей личности через сны, воспоминания об украинской деревне, где жили мои дедушка и бабушка, и восстановление связи с природой».
Однако, хотя источник вдохновения был ясен, процесс создания каждой фотографии оставался интуитивным и импровизационным, часто основанным на том, что автор видела в этот конкретный день, без построения подробного плана того, к чему должна прийти работа в итоге. В результате возникла серия, поднявшаяся выше повседневной реальности, сюрреалистическая история, инспирированная сказками и мифологией.
«Я также работала в гораздо более минималистическом окружении, так как в этой ситуации почти ничего не было в доступности, – говорит она о проекте. – И я даже получала от этого удовольствие, это своеобразный вызов, работать с совсем немногими объектами и игрой света и тени». Сорочински выкладывала картинки из проекта в своём Инстаграме, что добавляло элемент изменчивости и связи зрителей с процессом.
В «доэпидемической» жизни Сорочински преподавала и читала лекции, поэтому на момент написания этой статьи она планировала онлайн-мастеркласс (на 29 мая), называющийся «От портрета к повествованию» (From Portrait to Narrative). По прежнему, в планах остается и выставка «ИзнутриСнаружи», проведение которой зависит только от смягчения карантинных ограничений.
Как развивался ваш проект? Менялась ли его форма со временем?
В самом начале, я старалась собрать вместе ландшафты и другие фотографии, которые снимала, гуляя по улицам или в парках Берлина. Но потом я решила, что хочу полностью сосредоточиться на внутреннем процессе и фотографиях, снятых в доме.
Выкладывать работы в процессе создания проекта – необычно для меня, особенно потому, что могут произойти значительные изменения, и обычно я стараюсь сначала понять, куда всё идёт и каким будет результат, и только потом выносить всё на публику. Но я подумала, что в ситуации карантина нужен другой подход, потому что людям сейчас особенно важно общение, чувство присутствия друг друга.
Я также почувствовала, что нужно какое-то позитивное вдохновение. Поэтому я и стала показывать растущий проект через Инстаграм. И получение реакции людей было очень приятным и мотивировало меня.
Иногда мне казалось, что использован уже каждый уголок и очень трудно придумать хоть что-то ещё, чтобы картинки отличались одна от другой. Были дни, когда не получалось ничего и я сидела расстроенная. Но наступал следующий день, и рассвет приносил новое вдохновение.
Было ли трудно не повторяться, снимая постоянно одно и то же пространство?
Да, это был очень непростой вызов. Я снимала в комнате просто всё, и в основном во второй половине дня, так как использовала только свет солнца через окно.
Иногда мне казалось, что использован уже каждый уголок и очень трудно придумать хоть что-то ещё, чтобы картинки отличались одна от другой. Были дни, когда не получалось ничего и я сидела расстроенная. Но наступал следующий день, и рассвет приносил новое вдохновение.
Во время карантина, всем нам пришлось проводить массу времени дома, что, по сути, заставляло нас пристальнее взглянуть на себя, на свой внутренний мир.
Ваши работы часто касаются темы отношений, семьи и дома. Видите ли вы отражение этой темы в новом проекте?
Отношения с самим собой, которые всегда были частью моих проектов, конечно, присутствуют и в этой серии, особенно, когда речь заходит о «встрече» с тенями, страхами и отражением подсознания. «Дом» – просто один из символов в этой серии. «Дом» - это представление внутреннего «я», которое мы часто видим во сне и в мечтах, и также один из символов в Юнговском психоанализе.
Я часто мечтаю о том, чтобы найти странный дом в лесу или у моря, или о том, что дом, который, я знаю, мой – в то же время – совершенно «иностранный» по духу, и так далее. Во время карантина, всем нам пришлось проводить массу времени дома, что, по сути, заставляло нас пристальнее взглянуть на себя, на свой внутренний мир.
Видите ли вы этот проект, как расширение своей предыдущей практики, или как что-то отдельное, возникшее из-за обстоятельств?
Этот проект, в каком-то смысле, расширение моего старого проекта «Пространство между». Но, в общем, вся моя работа в целом связана в нечто единое. Мне всегда интересно было откапывать что-то, лежащее под поверхностью видимого, и найти путь контакта с подсознанием.
Я всегда искала визуальный язык, который был бы понятен каждому, независимо от культурной и религиозной принадлежности, и я обычно делаю это, используя символы или ключи, которые знакомы всем, даже если каждый зритель сложит потом свою историю.
Я думаю, этот подход обязан своим появлением моему иммигрантскому прошлому. Я жила в нескольких разных странах, и так часто надо было преодолевать моменты «чуждости», переезды, языковой барьер, и всё же через моё искусство я стремилась построить мост между собой и другими людьми.
Можете ли вы рассказать нам о процессе создания работ из новой серии?
Большинство из них возникли очень интуитивным и спонтанным образом. Например, в самом начале работы, я использовала в паре фотографий дерево, но совершенно не планировала этого заранее.
Я просто шла по улице, и увидела большую ветку дерева, сломанную и лежащую на земле. Я подобрала её и принесла в комнату, в которой я работала. Я просто взаимодействовала, играла с этой веткой перед камерой, ожидая, когда магия сработает.
Я очень редко представляю в голове какое-то изображение, которое потом стараюсь воспроизвести, так как люблю оставлять простор для момента вдохновения. Я получаю огромное удовольствие, «двигаясь с потоком» творческого вдохновения.
Хотя, в своих самых ранних работах в качестве арт-фотографа, я зарисовывала разные особенные идеи и пыталась потом их воспроизвести. Этот подход теперь в прошлом.
Оригинал на сайте BJP Online
Перевод с английского Александра Курловича