Борьба воссоединения © Viktoria Sorochinski

Доверяясь своей интуиции и спонтанности, Сорочински в серии сюрреалистических автопортретов, снятых в самоизоляции, отражает чувства замкнутости и неуверенности во время пандемии.

Оказавшаяся в Берлине в начале карантина, Виктория Сорочински, как и многие фотографы в этой ситуации, использовала своё положение для рефлексии на тему своей практики и жизни. Перед вспышкой коронавируса она готовила персональную выставку своего недавнего документального проекта «Полтава небывалая» (Poltava Neverland ) – «исследующего одно из самых таинственных и неисследованных мест в Украине», по словам автора. Этот проект был отложен из-за эпидемии. Вместо этого Сорочински получила возможность «сосредоточиться на вещах, на которые давно не хватало времени». Сделала новый проект, названный «ИзнутриСнаружи» (INsideOUTside). Он был полностью снят в одной комнате её жилища. Фотограф, родившаяся в Украине, использует своё тело для взаимодействия с повседневными вещами, окружающими её во время локдауна и определяющими её нынешний опыт – от туалетной бумаги до ветки, подобранной на прогулке в парке.

Идея проекта, по словам автора, выросла из желания «вернуться к вещам и подходам, с которыми я работала в серии автопортретов  "Пространство между" (The Space Between) в 2007-2008 годах». «Я прослеживала развитие своей личности через сны, воспоминания об украинской деревне, где жили мои дедушка и бабушка, и восстановление связи с природой».

Однако, хотя источник вдохновения был ясен, процесс создания каждой фотографии оставался интуитивным и импровизационным, часто основанным на том, что автор видела в этот конкретный день, без построения подробного плана того, к чему должна прийти работа в итоге. В результате возникла серия, поднявшаяся выше повседневной реальности, сюрреалистическая история, инспирированная сказками и мифологией.

«Я также работала в гораздо более минималистическом окружении, так как в этой ситуации почти ничего не было в доступности, – говорит она о проекте. – И я даже получала от этого удовольствие, это своеобразный вызов, работать с совсем немногими объектами и игрой света и тени». Сорочински выкладывала картинки из проекта в своём Инстаграме, что добавляло элемент изменчивости и связи зрителей с процессом.

В «доэпидемической» жизни Сорочински преподавала и читала лекции, поэтому на момент написания этой статьи она планировала онлайн-мастеркласс (на 29 мая), называющийся «От портрета к повествованию» (From Portrait to Narrative). По прежнему, в планах остается и выставка «ИзнутриСнаружи», проведение которой зависит только от смягчения карантинных ограничений.


Инстинкт защиты © Viktoria Sorochinski

Как развивался ваш проект? Менялась ли его форма со временем?

В самом начале, я старалась собрать вместе ландшафты и другие фотографии, которые снимала, гуляя по улицам или в парках Берлина. Но потом я решила, что хочу полностью сосредоточиться на внутреннем процессе и фотографиях, снятых в доме.

Выкладывать работы в процессе создания проекта – необычно для меня, особенно потому, что могут произойти значительные изменения, и обычно я стараюсь сначала понять, куда всё идёт и каким будет результат, и только потом выносить всё на публику. Но я подумала, что в ситуации карантина нужен другой подход, потому что людям сейчас особенно важно общение, чувство присутствия друг друга.

Я также почувствовала, что нужно какое-то позитивное вдохновение. Поэтому я и стала показывать растущий проект через Инстаграм. И получение реакции людей было очень приятным и мотивировало меня.


Иногда мне казалось, что использован уже каждый уголок и очень трудно придумать хоть что-то ещё, чтобы картинки отличались одна от другой. Были дни, когда не получалось ничего и я сидела расстроенная. Но наступал следующий день, и рассвет приносил новое вдохновение.


Было ли трудно не повторяться, снимая постоянно одно и то же пространство?

Да, это был очень непростой вызов. Я снимала в комнате просто всё, и в основном во второй половине дня, так как использовала только свет солнца через окно.

Иногда мне казалось, что использован уже каждый уголок и очень трудно придумать хоть что-то ещё, чтобы картинки отличались одна от другой. Были дни, когда не получалось ничего и я сидела расстроенная. Но наступал следующий день, и рассвет приносил новое вдохновение.

Новое восприятие © Viktoria Sorochinski


Во время карантина, всем нам пришлось проводить массу времени дома, что, по сути, заставляло нас пристальнее взглянуть на себя, на свой внутренний мир.


Искушение © Viktoria Sorochinski

Сохранение жизни © Viktoria Sorochinski

Ваши работы часто касаются темы отношений, семьи и дома. Видите ли вы отражение этой темы в новом проекте?

Отношения с самим собой, которые всегда были частью моих проектов, конечно, присутствуют и в этой серии, особенно, когда речь заходит о «встрече» с тенями, страхами и отражением подсознания. «Дом» – просто один из символов в этой серии. «Дом» - это представление внутреннего «я», которое мы часто видим во сне и в мечтах, и также один из символов в Юнговском психоанализе.

Я часто мечтаю о том, чтобы найти странный дом в лесу или у моря, или о том, что дом, который, я знаю, мой – в то же время – совершенно «иностранный» по духу, и так далее. Во время карантина, всем нам пришлось проводить массу времени дома, что, по сути, заставляло нас пристальнее  взглянуть на себя, на свой внутренний мир.

Понимание свободы © Viktoria Sorochinski

Сила природы © Viktoria Sorochinski

Видите ли вы этот проект, как расширение своей предыдущей практики, или как что-то отдельное, возникшее из-за обстоятельств?

Этот проект, в каком-то смысле, расширение моего старого проекта «Пространство между». Но, в общем, вся моя работа в целом связана в нечто единое. Мне всегда интересно было откапывать что-то, лежащее под поверхностью видимого, и найти путь контакта с подсознанием.

Я всегда искала визуальный язык, который был бы понятен каждому, независимо от культурной и религиозной принадлежности, и я обычно делаю это, используя символы или ключи, которые знакомы всем, даже если каждый зритель сложит потом свою историю.

Я думаю, этот подход обязан своим появлением моему иммигрантскому прошлому. Я жила в нескольких разных странах, и так часто надо было преодолевать моменты «чуждости», переезды, языковой барьер, и всё же через моё искусство я стремилась построить мост между собой и другими людьми.

Ожидая чуда © Viktoria Sorochinski

Можете ли вы рассказать нам о процессе создания работ из новой серии?

Большинство из них возникли очень интуитивным и спонтанным образом. Например, в самом начале работы, я использовала в паре фотографий дерево, но совершенно не планировала этого заранее.

Я просто шла по улице, и увидела большую ветку дерева, сломанную и лежащую на земле. Я подобрала её и принесла в комнату, в которой я работала. Я просто взаимодействовала, играла с этой веткой перед камерой, ожидая, когда магия сработает.

Я очень редко представляю в голове какое-то изображение, которое потом стараюсь воспроизвести, так как люблю оставлять простор для момента вдохновения. Я получаю огромное удовольствие, «двигаясь с потоком» творческого вдохновения.

Хотя, в своих самых ранних работах в качестве арт-фотографа, я зарисовывала разные особенные идеи и пыталась потом их воспроизвести. Этот подход теперь в прошлом.

Процесс цветения © Viktoria Sorochinski

Между «в» и «из» © Viktoria Sorochinski

Оригинал на сайте BJP Online
Перевод с английского Александра Курловича