Красочные, смелые и органично-цифровые фотографии Дэвида Узочукву представляют собой сосуд для его внутреннего мира: его мыслей, его переживаний и его чувств.
Каждый год, Британский Фотографический Журнал (BJP) представляет «тех, кого стоит посмотреть (Ones To Watch) — группу начинающих авторов, выбранных из сотен номинантов международной командой экспертов. В течение сентября, сайт BJP представляет визитки этих авторов, опубликованные в № 7898 журнала. Дэвид Узочукву — один из пятёрки, отобранной журналом для выставки на фестивале Futures, планируемом на Октябрь.
Тела на его фотографиях искривлены в пространстве — напряженные, обнаженные, они как бы вибрируют. Фигура лежит на берегу розового озера, повернувшись спиной к зрителю, из-под талии сочится красная жидкость. Обнаженная фигура с напряженно вытянутыми руками на фоне заката. Нагой торс, выступающий из густой травы; безвольная мужская фигура с зазубренным плавником на спине, которую несёт другой мужчина.
«Я всегда стараюсь создать своими образами убежище, это связано с тем, как принимает меня пространство, в котором я двигаюсь», — поясняет 21-летний фотограф, представляемый Galerie Number 8, чьи фантастические кадры предоставляют пространство для населяющих их многоликих форм. Пульсирующие тела, причудливые и нередко гибридные, двигаются, ползут и связываются через окружающую их эфемерную среду.
Тела, населяющие работы Узочукву, также воплощают внутреннее смятение художника: переживание смены видения от ясной до затуманенной, тело становится то тяжелым, то снова лёгким. Душевные и физические потрясения жизни заключены в причудливых формах работ художника. «Я, несомненно, очарован сюрреализмом, — говорит Узочукву. – Я уверен, что частично эта тяга связана с психическим здоровьем».
Эмоции, которые Узочукву вкладывает в свои образы, проявились рано. Он увлёкся фотографией в 13 лет, и начал экспериментировать, в том числе, под влиянием всех перипетий взросления. «Этот изолированный поначалу процесс быстро стал в каком-то смысле терапевтическим», – рассказывает Узочукву, активно использующий собственное тело в фотографиях, для медитации на тему восприятия, формы, гендера и чувств.
Помимо смятения и чувств автор исследует также потенциал трансформации и возрождения. Его объекты выходят за рамки реальности, которой в противном случае были бы превращены в периферические, маргинальные, вместе со средой их обитания. «Природа кажется вневременной, как обещание свободы, — говорит он. – Что остаётся от нашей идентичности в моменты потрясения, когда чувства переполняют нас? Когда мы одновременно как бы уменьшаемся, и вмещаем что-то ещё?»
Яркая эстетика Узочукву, которую он описывает как красочную, смелую и органично цифровую, а также его неколебимая уверенность в том, что он делает, помогли ему добиться признания критиков в начале карьеры. В последний год он работал в качестве коммерческого фотографа. Это был ценный опыт, подтвердивший при этом ценность оригинальной авторской работы. «Мне нравится выполнять хороший заказ... Но мне нужно найти долгосрочную модель, с пространством для экспериментов, долгосрочных процессов, без постоянной гонки».
На сегодняшний день фотограф сотрудничал с известными артистами, такими как FKA Twigs, которые выбрали его для съемок крупной кампании Nike в Мексике, когда ему было всего 17 лет. Среди других его клиентов — Little Dragon, Ибейи и Фаррелл Уильямс. Он получал заказы от Nike, Dior и Hermès. Его работы также выставлялись на многочисленных площадках и фестивалях, таких как Photo Vogue, Unseen Amsterdam и LagosPhoto. Однако вместо того, чтобы посвящать всё своё время фотографии, Узочукву, абсолютный самоучка, в настоящее время обучается на степень бакалавра философии в Гумбольдтовском университете в Берлине. «Это помогает мне распознавать тенденции в моей работе и находить важные вопросы, на которые я хочу найти ответ, — говорит он. – А также это помогает моему личному развитию».
Отец Узочукву — нигериец, но вырос он в нескольких европейских странах. Это личная история, которая заставила его глубоко задуматься о концепциях расы, дома и принадлежности. Он родился и вырос в Инсбруке, Австрия, в преимущественно белой общине, в которой нередко чувствовал пренебрежение. Однако тот факт, что он страдал от систематического расизма, Узочукву осознал только в подростковом возрасте. «Я сместил фокус в своих портретах на людей с тёмной кожей, примерно тогда, когда осознал это угнетение», — говорит автор.
Параллельно с несколькими видеопроектами, художник работает сейчас над серией, связанной с водой, премьера работ из которой прошла на Unseen Amsterdam в 2019 году. Вода вообще является постоянным мотивом в работах Узочукву, его давним увлечением. К готовым сериям относится, в частности, «Знакомые руины» (A Familiar Ruin ) (2016), в которой художник покрывает себя дёгтем, показывая, как повлияли на него предрассудки. Недавно, Pluton чествовал молодых Нигерийцев, создающих богатую творческую сцену своей страны.
Узочукву описывает свою работу так: «Словно мёд на шипе». Эта фраза прекрасно передаёт содержание: его работы одновременно манящие и сверхъестественные, а за броской чувственной формой и ярким цветом явно скрывается что-то более сложное и глубокое. Работы Узочукву — как сосуд его внутреннего мира, его мыслей, опыта и чувств. И по мере того, как он развивается как художник и как личность, его творчество, несомненно, будет развиваться и углубляться.
Оригинал на сайте BJP
Перевод с английского Александра Курловича