© Thana Faroq

Фарок оставила родной Йемен через год после начала войны, и с тех пор не возвращалась туда. Опыт изменил её практику, и она стала разворачивать камеру к себе.

Каждый год, Британский Фотографический журнал представляет «Тех, кого надо посмотреть» (Ones To Watch) — группу молодых авторов, выбранных из сотен номинантов международными экспертами. Этот коллективный взгляд позволяет понять, куда движется фотография на взгляд кураторов, фестивальных продюсеров и фотографов. В Сентябре сайт журнала публикует ссылки на отобранных авторов.


Для Таны Фарок фотография была не столько призванием, сколько инструментом. «Я не родилась с каким-то особым талантом к фотографии или иному искусству, – говорит она. – Это просто пришло ко мне как сознательный выбор». Вернувшись в родной Йемен после учёбы в Северной Америке, Фарок стала фотографом-документалистом. Одна её серия, «Рождённые в тюрьме» (Born in a prison), показывает мучительную жизнь детей, рождённых матерями-заключёнными, которые никогда не видели мира за стенами тюрьмы.

Другая, «Женщины как мы» (Women like us), рассказывает о женщинах, обездоленных Гражданской войной в Йемене. Фарок ярко отразила их жизнь на своих жестких портретах, сопровождая эти снимки человеческими историями.

Война разразилась в 2015, а через год после этого Фарок поехала в Лондон, чтобы изучать Документальную фотографию и фотожурналистику в Вестминстерском Университете. «Я думала, что уезжаю на год, и за это время война закончится. Но это было очень наивно», — говорит она. Поняв, что вернуться домой возможности нет, Фарок попросила статуса беженца в Нидерландах. Ей пришлось помотаться по лагерям беженцев, пока не получила убежище — статус, позволяющий ей жить и работать в Европе, но практически отрезает ей возвращение на родину.

© Thana Faroq

Это испытание полностью переосмыслило работу Фарок. «Я документировала жизнь женщин, обездоленных войной, — объясняет она, – а сейчас я — одна из них. Это всё больше связано с моим собственным опытом». Книжный проект «Я не узнаю себя в тенях» (I don’t recognise me in the shadows ) (2012-17), который спонсировался фондом «Открытое Общество» и будет опубликован в издательстве Lecturis в Октябре 2020. Часть проекта была показана в мастерской Пулькри в Гааге, и эта выставка была первым «манифестом» изменений в работе автора. Вместо конкретной привязки ко времени и месту, эта экспозиция собрала вместе фотографии, сделанные Фарок во время её собственных скитаний в качестве беженца, людей, которых она встречала в лагерях, и фотографии из лагеря беженцев в Джибути, в Йемене. Всё это вместе «хаотично», по выражению автора. Тут есть виды из автобуса, послание, нацарапанное наскоро на обрывке Ивнинг Стандарт, и портреты беженцев. «Я хотела, чтобы эти портреты увидели, — говорила Фарок, рассказывая о выставке, – чтобы просто показать, что эти люди есть, что есть я».

Призрачность этих портретов передаёт чувство не-существования в жизнях, отрезанных от друзей, семьи и родной страны. Недавняя серия Фарок, «чай с моей мамой» (Tea with my mother), показывает процесс этого разрыва в её собственной жизни. Фото отражают общение по видео (на смартфоне) с матерью, с которой Фарок не может увидеться лично со времени своего отъезда. Телефон Фарок прислонён к кухонной стене, к корзине с фруктами, к залитому дождём окну.

Обыденность этих сцен подчёркивает столь же обыденный характер некоторых поездок беженцев, дистанцируясь от трагедийности, показываемой в СМИ. «Я хотела показать всё это в более лёгкой манере, — говорит Фарок. – Конечно, есть ужасные истории, они реально происходят. Но, сосредотачиваясь на этом, вы как бы создаёте дистанцию между событием и зрителем». Показывая обычную жизнь беженцев — просмотр Netflix в лагере, долгие переезды на автобусах, рисунки на стенах — работы Фарок пробуждают сочувствие.

© Thana Faroq

Новая серия Фарок «Вчера я был моложе» (I was younger yesterday )(2019) показывает людей, лишенных документов, ищущих убежища в Нидерландах. Они не могут ни вернуться на родину, ни легализоваться в Нидерландах, некоторые проводят годы, а то и десятилетия, в таком подвешенном состоянии, в своеобразном лимбо. «Я назвала серию так, — говорит фотограф, – потому что так вы теряете чувство времени и места, и стареете сразу, физически, эмоционально и ментально». Серия пронизана идеей арестованного времени, жизни, идущей в ожидании перемен, которые никогда не наступят. Мы видим двух рыбаков, фотографию потерянной семьи в рамке, жадно вскрытое письмо из дома. Субъекты автора — неподвижные точки во вращающемся мире.

«Работы Фарок свидетельствуют о несправедливостях, от которых страдают и те, кто бежал, и те, кто остался, — говорит автор BJP Ханна Абель-Хирш, назвавшая фотографа в числе талантов этого года. – Её работа многослойна, она постоянно развивается и решает трудные вопросы одновременно в сентиментальной и информативной манере. Этот подход запоминается. Он вызывает беспокойство обо всех проблемах, высвечивая их нюансы». Хотя подход её работ отошел от чисто документального со времён пребывания в Йемене, проекты Фарок сохранили социальную сфокусированность. «Я не активист, — объясняет она. – Но я думаю, что моя ответственность как фотографа состоит в том, чтобы показывать боль». Её работы мощно показывают присутствие отсутствующего, и делают видимым невидимое, воплощая сложность проблемы беженцев.

Оригинал на сайте BJP Online
Перевод с английского Александра Курловича