Одной из целей нашего приезда в Загреб было посещение выставки Сергея Борисова в Moderna Galerija, хорватском аналоге Третьяковской галереи. Это большой музей национального искусства, то есть от 18 века до наших дней, как и Третьяковка, ведущий некую умеренную международную программу показа искусства. Выставка Борисова состоялась при поддержке фонда RuArts, и я поздравляю фонд с такой достойной европейской активностью — жаль только, что об этой выставке совсем ничего не было слышно в России.
Это вполне репрезентативная выставка, почти ретроспектива, несмотря на то, что организаторы ее ретроспективой не называют. Тем не менее многие хрестоматийные снимки Борисова в неё включены. Ход, на котором построена экспозиция — сопоставление схожих образов десятилетия спустя — кажется безусловным. Вроде бы автор повторяется, но этот повтор сознателен и отражает изменения времени. Интересно с такой точки зрения наблюдать и за страной — ранние снимки сделаны еще в СССР, большая часть представленных — в последние годы. Можно понять этот экспозиционный ход и как идею, что 30 лет прошло, а все осталось прежним; и как показ того, что время в Студии 50А как бы не меняется; и как предъявление авангардов разных десятилетий — которые, в общем, довольно здорово друг на друга похожи.
Борисов узнаваем. Легендарные кадры — перестроечные «Диалог» и «Полёт» («Диалога» на выставке нет, а «Полёт» показан в пандане со свежим ремейком с Вовой Перкиным в главной роли). Но других хрестоматийных, программных, с ходу наберется не менее двух десятков — которые мы, искусствоведы и любители искусства, знаем и ценим с младых ногтей. Я, во всяком случае — с младых: альбом Борисова с картонной обложкой появился в моей библиотеке среди первых книг о современном искусстве и, надо сказать, для тех лет производил сильное, на грани шокового, впечатление.
Если вычленить блистательный и абсолютно неоспоримый дар Борисова как портретиста, а вместе с тем несколько самых ярких кадров — считаю, гениально придуманных образов, узнаваемость Борисова строится на однообразном эффектном приёме: раздетая модель в студии в антураже узнаваемых, как правило, политически насыщенных, знаков времени — флагов, утюгов, платьев, плакатов и, конечно же, картин. Это взгляд маскулинный, провокационный, явно наслаждающийся эротизмом моделей. За такую объективацию сегодня может и прилететь со стороны левых или радикальных феминисток: впрочем, они, кажется, не жалуют фотографа вниманием. Для меня в этих фотографиях важен ресурс открытия телесной красоты, синонимичный свободе, — это один из важнейших ресурсов перестройки, ведь «в СССР секса не было» (выставка как раз называется «Body vs. System»). Но этим Борисов, само собой, не ограничивается: он один из открывателей гендерного разнообразия в фотографии — подчёркнуто гомосексуальные модели, модели, стремящиеся к показу гендерной нейтральности, наконец, намеки на транссексуальность (в знаменитом кадре с Мамышевым) появляются у него впервые в нашей фотографии, а, главное, становятся знаковыми образами. Только один этот аспект, считаю, должен провоцировать исследователей самого разного толка: в объективе Борисова, как пучок лучей в линзе, сошлись самые разные линии сексуальной культуры, которые ведут в области музыки и искусства, театра и танца, политического активизма и перформанса.
Все это однако, интересно для ума, но Борисов создаёт прежде всего фотографию для глаза: ручная черно-белая печать словно ласкает тела и вместе с тем жестко, без живописного нюансирования, фиксирует их для будущего. Даже живопись у Борисова играет роль стаффажной графики. В просмотре этих кадров вживую, а не альбоме, кроется определенное удовольствие, идти за которым нужно именно на выставку.
Большинство фотографий Борисова трепетный Фейсбук, очевидно, не перенесёт — поэтому публикую в основном виды залов (это не особо заметно, но работы превосходно инсталлированы).
Рассчитываю, что мои друзья работы помнят. Ну а кто не особо помнит — можно сходить в недавно открытую библиотеку Фонда RuArts и посмотреть альбомы Сергея в открытом доступе. Кстати, к этой выставке также выпущен альбом, с текстом Катрин Борисов, но текст я ещё не успел дочитать. Выставка открыта до 29 августа, может, кто-то ещё успеет ее увидеть.