24 Сентября в инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу Лаврушинский переулок, 12 открылась масштабная выставка фотографий основоположника российского пикториализма Николая Платоновича Андреева (1882-1947).
Повод для этой выставки, безусловно, весьма отрадный — Третьяковская галерея получила архив фотографа в дар от его семьи.
Третьяковка долгое время ассоциировалась в глазах общества только с живописью. При этом, она обладает значительным фотографическим архивом, связанным в первую очередь с историей российского фотоискусства. В течение последних лет фотоархив галереи провёл несколько выставок фотографии.
То, что Николай Андреев, наконец, «прописался» в одном из ведущих российских музеев, на мой взгляд, всего лишь справедливо. Да, в России признание часто приходит просто поздно, а то и очень поздно, нередко ему предшествуют гонения в том или ином виде. В случае Н. П. Андреева это была конфискация фотоателье, «уплотнение» жилья, от частного дома до коммунальной квартиры, а затем и запрет отправки работ на международные конкурсы и салоны (1929). Автор в это время находился на пике своего творчества, но «он умел только то, во что верил, а как же иначе?» Россия часто пожирает лучших своих детей...
Но, к счастью, о Николае Андрееве вспомнили, и теперь собрание, включающее 669 авторских отпечатков, подарено Третьяковке.
Естественно, на экспозиции была показана лишь небольшая часть архива 145 фотографий и 14 документов. Выставку дополнили 35 живописных полотен, относящихся к русской школе живописи второй половины 19 — начала 20 века. Таким образом, организаторы подчеркнули «живописную» направленность пикториальной фотографии.
Выставка, конечно, производит сильное впечатление. Мой интерес, наверное, расположен в несколько иной плоскости, чем у так называемой «обычной публики». Я, по выражению Стаса Шакарвиса, «пасусь в том же лесу, но на соседней поляне», а кроме того, неплохо знаю творчество Николая Андреева. Однако и для меня возможность ещё раз посмотреть эти работы вживую — это как глоток свежего воздуха или родниковой воды.
Очень интересно, что несколько работ представлены в разных вариантах печати и ретуши.
Что же касается так называемой широкой публики, то — чем больше людей увидят классику российской фотографии, тем лучше.
Некоторая ложка дёгтя в этом случае связана с самим показом фотографий. Наши «мейнстримовые» музеи категорически не умеют этого делать. Понятно, что показывать винтажные отпечатки, тем более, когда негативы не сохранены, без стёкол — невозможно высокий риск. Однако, для показа со стёклами нужен направленный свет, а лучше ещё и антибликовые стёкла. Ничего этого нет.
Впрочем, я надеюсь, что лиха беда начало, и, раз уж уважаемая Третьяковская галерея начала работать с фотографией, со временем она и научится её, эту фотографию, хорошо показывать. Право же, это будет достойно и фотографии, и музея.
К выставке выпущен прекрасный каталог, очень хорошо передающий работы Андреева в полиграфии, что по нашим временам — редкость.
Ну и последнее пожелание музею — вслед за классиками русской фотографии, давно уже покинувшими наш бренный мир, обратить внимание на современных фотографов. Они пока ещё живы, но существуют в вакууме, словно в марсианской пустыне. Пошлите им, хотя бы, свет маяка...
Выставка открыта до 9 января 2022 в Инженерном корпусе Третьяковки.