Экспериментальные, похожие на сны, работы О. П. Шармы (O. P. Sharma) сочетают в себе фотограмму, соляризацию и отражения, и демонстрируют космополитическое видение фотографии.
В разнообразном архиве О. П. (Ом Пракаш) Шармы, который работал как автор и преподавал фотографию в Индии с 1950-х, человеческие формы включены в геометрические структуры, повторяющиеся в многократной печати кадра. Эффект усиливают инверсии светлого и тёмного тонов в процессе соляризации. В «Открытой двери» мужчина опирается на невидимую стену для более доверительного разговора с озорным ребёнком. Его правая рука делает «объясняющее» движение, а ноги далеко вытянуты поперёк прямоугольного обрамления. Трансформация в «тёмной комнате» Шармы создала обрамление из повторяющихся чёрных и белых полос вокруг фигур участников диалога. Этот эффект получен путём создания фотограммы и затем создания промежуточного негатива на высококонтрастной плёнке.
Фотографии Шармы кропотливо обработаны, часто с использованием нескольких слоёв фотограмм, соляризации, комбинированной печати или отражений, что создаёт образы, подобные снам. Хот эти технологии выглядят в описании невероятно сложными и трудоёмкими, они — часть инструментария пикториального фотографа. И, как это часто бывает с подобными авторами, работы Шармы трудно поддаются классификации: они включают множество тем, техник, и разных визуальных понятий. Он в такой же степени портретист, как и алхимик «тёмной комнаты», исследующий возможности таких экспериментальных процессов, как многократная печать, фотограмма, коллаж, развивая по ходу дела собственную технику, включая многократную соляризацию. «Пикториальная фотография — мать всех направлений фотографии», — заметил Шарма в интервью 2020 года, говоря о том, что основной вклад в её развитие внесли любители, «потратившие деньги, время, энергию и саму жизнь на открытие нового».
К середине 20 века пикториализм в Соединённых Штатах считался устаревшим и перешел на «поле любителей». Но одновременно, в Южной Азии, такие авторы, как Дж. Н. Унвалла (J. N. Unwalla), А. Л. Сайед (A. L. Syed) и Шарма в Индии, а также Лайонел Вендт (Lionel Wendt) в Шри-Ланке, поддерживали в стиле жизнь. То, что эти работы лишь недавно стали попадать в центр внимания «писаной истории фотографии» по всему миру, говорит о непреходящей силе американской модели так называемого «прогресса фотографии». Даже в самой Индии, поскольку фотография прошла через глобальное движение модернизма, фотожурналистики и документализма, обширное и разветвлённое пикториальное движение в стране остаётся недооценённым в профильной литературе.
Несмотря на почти полное исчезновение из поля зрения многих успешных авторов в Индии, Шарма оставался одним из самых заядлых пропагандистов фотографии в стране. Именно Шарма в конце 1980-х обратился к Американскому фотографическому обществу и Королевскому фотографическому обществу Великобритании с просьбой признать 19 августа Всемирным днем фотографии в ознаменование годовщины покупки французским правительством патента на дагерротип в 1839 году. Первый Всемирный день фотографии отмечался в 1991 году, и это во многом результат персональных усилий Шармы. Шарма, родившийся в Агре в 1937 году, переехал в Нью-Дели в 1958 году. С тех пор он занимается преподаванием фотографии — в Современной Школе (Modern School) с 1958 до 200 и также, с 1980, возглавляет фотодепартамент в Тривени Кала Сангам (Triveni Kala Sangam), культурном центре визуальных и сценических искусств. Публикации Шармы варьируются от удобных учебников по техническим аспектам фотографии до экспозиций, посвященных творчеству Унвалла и Сайеда, его стилистических предшественников. За свой долгую преподавательскую карьеру, Шарма посвятил сотни, если не тысячи, студентов в тонкости экспериментов в «тёмной комнате». В течение его жизни, его работы показывались почти на четырёх десятках персональных выставок, в основном в галереях и фотографических обществах Индии, но также в США, Пакистане и Норвегии.
Как мы назовём такую большую карьеру?
В работах Шармы Южная Азия не рассматривается как пустая фотографическая сцена, ожидающая подсказок от Европы и Соединенных Штатов. Мы видим активную и космополитичную фотографическую систему, в которую постколониальные фотографы вносят местные визуальные языки, литературу и педагогику. Широта влияний, отразившихся в работах Шармы — от армяно-канадского фотографа Юсуфа Карша (Yousuf Karsh) до советского конструктивиста Александра Родченко, от Ман Рэя (Man Ray) до Унваллы и Сайеда — завет культурного единства нашего мира. Здесь нет оглядки на Нью-Йорк как фотографическую точку отсчёта. Напротив, речь идёт о сохранении экспериментов в «тёмной комнате» в иных регионах, где фотографы, подобные Шарме, сберегли память о фотографии как кропотливом, трудоёмком и осязаемом акте созидания.
Оригинал на сайте Aperture
Перевод с английского Александра Курловича