Культ технологии занимает центральное место в серии фотографий Анабелы Пинто (Anabela Pinto) «Драгоценные вещи» (Precious Things), где автор исследует сомнительные взаимоотношения людей с девайсами, которые сейчас, по сути, доминируют в нашей общественной и домашней жизни. Устаревшие технологии ушедшей эпохи сталкиваются со странно механическими человеческими героями на фотографиях Пинто, залитыми знакомым призрачным голубоватым светом телевизионных экранов.
Можно сказать, что нынешние отношения человечества с технологией могут быть охарактеризованы, как колебание между нашей неумолимой опорой на технику и нашим подозрением в её потенциально враждебных намерениях. Этому шизофреническому восприятию, несомненно, способствует мощная сила потребительской культуры, и в изображениях Пинто можно увидеть влияние рекламы и коммерческой фотографии – экраны, машины и устройства, показанные ею, выглядят почти фетишистски и явно не подчиняются людям, которые их используют.
Кинематографический язык её работ – явная отсылка к эстетике «Видеодрома» (Videodrome), выпущенного в 1983 году культового фильма Кроненберга (Cronenberg), содержащего устрашающе пророческий взгляд на то, как медиа технологии формируют и диктуют наше восприятие реальности. Кроненберг рассматривал технологию как продолжение человеческого тела – мы постоянно увеличиваем ее физическое и духовное присутствие в нашей жизни, расширяя ее цель от простого товара до неизбежной составляющей. Нравится нам это, или нет, взаимосвязь людей в глобальном масштабе была переосмыслена с развитием цифровых технологий, и повсеместное распространение экранов в наших домах только усиливает нашу зависимость от визуальных медиа.
Технологии стремятся заявить о себе как о все более захватывающем опыте, полном удивительного потенциала и зловещих возможностей в равной мере. Не является ли наш ностальгический интерес к аналоговым камерам, аудио проигрывателям винила и старым, классическим телевизорам неявным следствием скрытого страха перед пугающе быстрым технологическим прогрессом?
Хотя созданные Пинто сцены, кажется, не иллюстрируют конкретных повествований, ее расчетливое использование мизансцены подчеркивает странные и часто нежные отношения людей с этими неодушевленными объектами страсти. Люди – герои её фотографий, – замерли, что, кажется, выходит за пределы обычной неподвижности фотографий, превращая их самих в своеобразные неодушевлённые объекты.
На ум приходит классическая фраза «Да здравствует новая плоть!», которую произносит главный герой «Видеодрома», сознательно и намеренно поддавшийся культу технологий, полностью изменившему его восприятие реальности. Линии, разделяющие человека и машину, экран и глаз, перестают быть различимыми, вызывая зловещее предчувствие наших будущих отношений с машинами, от которых мы не сможем избавить нашу жизнь.
Анабела Пинто – португальская художница и фотограф, живущая в Лондоне. Она была выбрана, как один из многообещающих авторов 2020 года, для выпуска «Свежего взгляда» (Fresh Eyes).
Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича