Обложка книги «Убогость красоты»

По инициативе берлинской Galerie Buchholz, канадскую художницу Мойру Дейви (Moyra Davey ) (рожд. 1958) пригласили работать с архивом американского фотографа Питера Худжара (Peter Hujar ) (1934 – 1987).  Разбирая работы, которые до сих пор редко показывались публике, она, по аналогии с собственной практикой, разбила работы фотографа на категории, такие, как Нью-Йорк Сити, животные, вода, тело. Как отклик на отобранные ею работы, она начала делать свои фотографии, исследующие напряжения между людьми и животными, городские и сельские ландшафты. Неожиданно, из этого родился совместный проект в форме книги «Убогость красоты» (The Shabbiness of Beauty).

Среднеформатная камера «Хассельблад» и преимущественно чёрно-белые фотографии способствовали глубокому диалогу двух участников проекта. В то время, как работы Худжара отличаются глубиной и высочайшим, «осязательным» качеством, делающим их гипнотичными, фотографии Дейви – постмодернистские и увлекательные. Несмотря на некоторые различия стилей, зрителю приходится задумываться, чтобы определить авторство каждой работы, по мере переворачивания страниц книги. И постепенно он начинает видеть проект как цельность, как уникальную коллекцию образов, каждый из которых взаимодействует с другими, образуя симбиоз.

Peter Hujar, “Sophie Mgcina and Thuli Dumakude – South African Play ‘Poppie Nongena’” (1983)

Произведения Худжара характеризуются точнейшей фокусировкой и кристально ясным светом. Дейви больше углубляется в оттенки серого тона, и не так требовательна к резкости. Двигаясь по последовательности образов, читатель нередко остаётся в сомнении на тему того, кому принадлежит каждая картинка, но, в конце концов, это и не важно….

Немалая часть публикации состоит из портретов животных, в первую очередь, цыплят, собак и лошадей. Известно, что Худжар завязывал дружеское общение с животными до того, как фотографировать их. Странно, но все они сняты в момент неподвижности и задумчивости, в состоянии, характерном скорее для портретов людей. Как объясняет сама Дейви в сопроводительном тексте к публикации: «Его лошади, петухи и собаки смотрят в камеру, словно загипнотизированные, иногда парами, и именно их неподвижность – нечто новое в этих работах. Животные не позируют неподвижно, разве что для Худжара…» От животных с ферм в деревенской Пенсильвании, до домашней птицы в Ки-Уэст, фотографии Худжара показывают их душу, производя пронзительный эффект на зрителя.

Moyra Davey, “Cisco (Landscape)” (2019)

Делая портреты людей, Худжар любил оставлять чёрную границу негатива в изображении, как некое честное подтверждение медиа и отграничение его от других выразительных средств. Его изображение тел не директивно, не преследует определённой выразительной цели, оставляя моделям пространство для самовыражения, для демонстрации внутреннего «я». Аналогичное чувство вызывают у нас и фотографии Дейви. Тела чувственны и уязвимы, запечатлённые в момент, когда их разум витает в мечтах.

Кроме фотографий, книга «Убогость красоты» содержит четыре текста. Введение написано Эйлин Майлс, поэтически сравнивающей работы художников, послужившие основанием для названия книги. Внутри мы находим письмо Худжара к любовнику и известному художнику Дэвиду Войнаровичу (David Wojnarowitz), в котором он описывает канун нового 1984 года. Завершают книгу тексты Дейви, которая комментирует это единственное в своём роде сотрудничество, и наконец, Стефена Коха (Stephen Koch) (директора Архива Питера Худжара), описывающего письмо Худжара и то, как его стиль отражает индивидуальность автора. Эти следы Худжара, переданные через его фотографии, тексты и рассказы других людей, придают собранию работ настоящую новую жизнь.

«Убогость красоты» - это название, к которому нужно вернуться. Соединяя новое со старым, создаётся нечто неземное. Через неоднозначность авторства, мы видим блеск редкой гармонии и общения. Просматривая работы не один раз, сравнивая их, мы начинаем видеть убогую красоту всего этого.

Peter Hujar, “Diana and John McClellan” (1981)

Moyra Davey, “Armpit” (1984)

Moyra Davey, “Rosie (bedroom)” (2013)

Moyra Davey, “Jane” (1984)

The Shabbiness of Beauty
Moyra Davey & Peter Hujar

Твердая обложка
17 x 24 см, 128 страниц
Издательство Mack
ISBN 978-1-913620-20-2
Апрель 2021


Питер Худжар начинал как коммерческий фотограф, и лишь позднее сфокусировался на своих творческих работах – фирменных чёрно-белых портретах. Он умер в 1987 году, от пневмонии, связанной со СПИДом. Его фотографии получили широкое признание только после смерти автора, и сейчас о нём говорят, как о «одном из крупнейших Американских фотографов второй половины 20 века».

Мойра Дейви – живущая в Нью-Йорке мультидисциплинарная художница, работающая с фотографией, видео и текстами. Её работы выставлялись в  MOMA, Музее Гуггенхейма и Kunsthalle в Базеле, а также во многих других местах.

Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича