По инициативе берлинской Galerie Buchholz, канадскую художницу Мойру Дейви (Moyra Davey ) (рожд. 1958) пригласили работать с архивом американского фотографа Питера Худжара (Peter Hujar ) (1934 – 1987). Разбирая работы, которые до сих пор редко показывались публике, она, по аналогии с собственной практикой, разбила работы фотографа на категории, такие, как Нью-Йорк Сити, животные, вода, тело. Как отклик на отобранные ею работы, она начала делать свои фотографии, исследующие напряжения между людьми и животными, городские и сельские ландшафты. Неожиданно, из этого родился совместный проект в форме книги «Убогость красоты» (The Shabbiness of Beauty).
Среднеформатная камера «Хассельблад» и преимущественно чёрно-белые фотографии способствовали глубокому диалогу двух участников проекта. В то время, как работы Худжара отличаются глубиной и высочайшим, «осязательным» качеством, делающим их гипнотичными, фотографии Дейви – постмодернистские и увлекательные. Несмотря на некоторые различия стилей, зрителю приходится задумываться, чтобы определить авторство каждой работы, по мере переворачивания страниц книги. И постепенно он начинает видеть проект как цельность, как уникальную коллекцию образов, каждый из которых взаимодействует с другими, образуя симбиоз.
Произведения Худжара характеризуются точнейшей фокусировкой и кристально ясным светом. Дейви больше углубляется в оттенки серого тона, и не так требовательна к резкости. Двигаясь по последовательности образов, читатель нередко остаётся в сомнении на тему того, кому принадлежит каждая картинка, но, в конце концов, это и не важно….
Немалая часть публикации состоит из портретов животных, в первую очередь, цыплят, собак и лошадей. Известно, что Худжар завязывал дружеское общение с животными до того, как фотографировать их. Странно, но все они сняты в момент неподвижности и задумчивости, в состоянии, характерном скорее для портретов людей. Как объясняет сама Дейви в сопроводительном тексте к публикации: «Его лошади, петухи и собаки смотрят в камеру, словно загипнотизированные, иногда парами, и именно их неподвижность – нечто новое в этих работах. Животные не позируют неподвижно, разве что для Худжара…» От животных с ферм в деревенской Пенсильвании, до домашней птицы в Ки-Уэст, фотографии Худжара показывают их душу, производя пронзительный эффект на зрителя.
Делая портреты людей, Худжар любил оставлять чёрную границу негатива в изображении, как некое честное подтверждение медиа и отграничение его от других выразительных средств. Его изображение тел не директивно, не преследует определённой выразительной цели, оставляя моделям пространство для самовыражения, для демонстрации внутреннего «я». Аналогичное чувство вызывают у нас и фотографии Дейви. Тела чувственны и уязвимы, запечатлённые в момент, когда их разум витает в мечтах.
Кроме фотографий, книга «Убогость красоты» содержит четыре текста. Введение написано Эйлин Майлс, поэтически сравнивающей работы художников, послужившие основанием для названия книги. Внутри мы находим письмо Худжара к любовнику и известному художнику Дэвиду Войнаровичу (David Wojnarowitz), в котором он описывает канун нового 1984 года. Завершают книгу тексты Дейви, которая комментирует это единственное в своём роде сотрудничество, и наконец, Стефена Коха (Stephen Koch) (директора Архива Питера Худжара), описывающего письмо Худжара и то, как его стиль отражает индивидуальность автора. Эти следы Худжара, переданные через его фотографии, тексты и рассказы других людей, придают собранию работ настоящую новую жизнь.
«Убогость красоты» - это название, к которому нужно вернуться. Соединяя новое со старым, создаётся нечто неземное. Через неоднозначность авторства, мы видим блеск редкой гармонии и общения. Просматривая работы не один раз, сравнивая их, мы начинаем видеть убогую красоту всего этого.
The Shabbiness of Beauty
Moyra Davey & Peter Hujar
Твердая обложка
17 x 24 см, 128 страниц
Издательство Mack
ISBN 978-1-913620-20-2
Апрель 2021
Питер Худжар начинал как коммерческий фотограф, и лишь позднее сфокусировался на своих творческих работах – фирменных чёрно-белых портретах. Он умер в 1987 году, от пневмонии, связанной со СПИДом. Его фотографии получили широкое признание только после смерти автора, и сейчас о нём говорят, как о «одном из крупнейших Американских фотографов второй половины 20 века».
Мойра Дейви – живущая в Нью-Йорке мультидисциплинарная художница, работающая с фотографией, видео и текстами. Её работы выставлялись в MOMA, Музее Гуггенхейма и Kunsthalle в Базеле, а также во многих других местах.
Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича