В Галерее Классической Фотографии до 10 июля работает выставка современной российской фотографии «ФотоТоп. Натюрморт 2022». В её экспозиции можно увидеть порядка 200 работ от 50 известных фотографов, работающих в жанре натюрморта. Мы поговорили с одним из участников проекта, Александром Подосиновым — фотохудожником, основной интерес для которого представляет метафизическая фотография, исследующая пространство и время.
– Александр, расскажите, пожалуйста, о своих работах, представленных на выставке.
– В последние годы я снимаю в основном натюрморты. Снимаю сериями... Для снимающего натюрморты важны предметные накопления. Наличие таких накоплений формируют будущие съёмки. Какие то предметы хранятся и ждут своего часа, какие то неожиданно возникают. Работы, представленные на выставке — результат таких поисков. Вначале нашелся общий принцип съемки. Так я снимал для себя впервые. Потом благодаря одной работе стала формироваться идея. Эта идея визуальная, ее не стоит формулировать. То есть, с одной стороны, в ряде работ есть некие признаки, такие русские архетипы, например, фоторепродукция портрета Достоевского, которая в советские годы продавалась в киосках, а с другой стороны — ну как можно исчерпать такую тему, мы можем только обозначить ее.
– Натюрморт — жанр по своей природе консервативный. Можно ли, на Ваш взгляд, вдохнуть в него новую жизнь?
– Вопрос «зачем?» тоже лучше не задавать. Появились образы, у автора свой жизненный опыт, автор доверяет себе... В одной работе наличествует лист с заголовком «Русский космос»... визуальная ирония?.. может быть. Ко всем жанрам можно относиться как к консервативным, но что-то нас понуждает искать новые ходы.
– Вы писали, что в этих фотографиях глубины нет — стена, крашеный белилами прямоугольник оргалита, предметы, тень. В чём смысл такой не фотографичности?
Стена, крашенный белилами прямоугольник оргалита — органично найденные метафоры. Все, что происходит в этих работах — судьбинно. Про степень глубины, пространственность, нефотографичность — это всё были такие поисковые рассуждения, сейчас ненужные.
– Для вас важно, чтобы зритель разбирался в фотографии? Или вы надеетесь на интуитивное понимание своих работ?
Вот тот же вопрос — про глубину, остроту образа... думаю, не стоит об этом говорить... это что-то конвенциональное. А зритель всякий может быть, впрочем, хорошо, когда человек понимающий, не случайный.
– Можно сказать, что вы становитесь настоящим сценаристом, который выстраивает концептуальную конструкцию, в центре которой находится, прежде всего, идея, а не форма?
– Автор вполне может выстраивать концептуальную конструкцию своего мира, где центральной может быть идея, но может быть и форма, ведь так не хочется их разъединять. А порой это и не нужно — хорошо, когда выстраивается все само.
– На ваш взгляд, фотографом нужно родиться или при должном усердии им можно стать?
– Про целеустремленность, усердие говорить трудновато. Не скромно... Я вообще лузер...
– Как к вашему творчеству относятся в России и за рубежом? Например, в Китае, где не так давно прошла ваша выставка.
– Востребованность слабая, все могло бы быть интереснее. Как-то у меня с этим плохо. И я ни на себя, ни на кого не жалуюсь. А в Китай возила диск со сканами моих работ куратор Ирина Чмырева, их там напечатали большим форматом, наверное это было неплохо. В последние годы я если где и выставлялся, то это были групповые проекты нескольких художников, куда меня приглашали как фотографирующего автора.
Александр Подосинов — родился в 1959 году. Окончил Московский политехнический колледж имени Моссовета, несколько лет занимался в студии живописи «Темпоральная реальность» В. К. Зубарева, был участником курса «Стратегии современного искусства».
Выставочную деятельность начал в конце 1990-х. В начале нулевых принимал участие в уличных перформансах, Форумах художественных инициатив, сотрудничал с танцором, хореографом и перформером Олегом Сулименко. В середине нулевых начал заниматься фотограммами, которые были выставлены в московской «Крокин_галерее» и ГЦСИ. Его работы можно было увидеть на выставке «Осторожно, религия», а также в галереях «Рефлекс» и «Водный мир». В 2010-м Александр принимал участие в фестивале в городе Пинъяао, а в 2011-м его работы вошли в экспозицию «Канск. Август» — Канск — Лион — Красноярск — Москва в рамках параллельной программы 4-й Московской биеннале современного искусства.
Сейчас Александру интересна панорамная съёмка и метафизическая фотография, исследующая пространство и время.