Для того, чтобы составить этот список, мы попросили друзей и коллег со всего мира рекомендовать фотокниги, ставшие их личными фаворитами в 2022 году. Как вы увидите, список вышел весьма пёстрым, и в него вошли книги, удовлетворяющие самые различные вкусы. При этом, есть много других замечательных книг, которые заслуживают внимания, но не попали в этот краткий список. Строго говоря, это не «лучшие книги» года, но персональные фавориты тех экспертов, которые согласились поделиться своим мнением.

Мы верим, что фотокниги – один из самых верных и глубоких путей познакомиться с работой и видением фотографа. Хорошо сделанная книга открывает нам вход в целый новый мир, демонстрирует оригинальный взгляд – и сама по себе может быть художественным объектом. Нам было очень интересно составлять этот список, присутствовали в нём и сюрпризы. Мы надеемся, что вы тоже найдёте в нём вдохновение для себя. Получайте удовольствие!

— Редакция LensCulture


Как поднять руку, Анджело Виньяли. Опубликована Witty Books.

Сентиментальность — это тошнотворное слово для многих художников, от которого следует держаться подальше, чтобы эмоции не переполняли. Однако, при правильном использовании и соблюдении баланса между простотой и сложностью, она может придать работе свет. В книге «Как поднять руку» (How to Raise a Hand) итальянский художник Анджело Виньяли (Angelo Vignali) находит золотую середину. Используя коллекцию из более чем 300 отпечатков пальцев своего отца-иллюстратора, Виньяли исследует память, горе и непосредственное использование самой фотографии с убедительными результатами, задаваясь вопросом, как мы связаны через время и отсутствие. Сопровождаемая эссе Бенедетты Касагранде под названием «Линька, лепка и траур» (Molting, Molding, Mourning), книга изображений делает именно это, конструируя и деконструируя идеи семьи, потери и любви под странным, острым и тёплым углом преломления.
— Магали Дюзан, художник и писатель

ХАФИЗ, Саби Чимен. Опубликована Red Hook Editions.

В юности, Саби Чимен (Sabih Çimen) посещала Школу Корана для девочек. Эти школы имеют единую программу. В течение четырёх лет девочки занимаются только заучиванием и чтением наизусть всех 604 страниц Корана. Этот абсолютная и жесткая концентрация. До посещения Чимен представляла это место, как своего рода тюрьму. Но оказавшись внутри, она обнаружила, что ее одноклассницы были смелыми и творческими. Фотограф-самоучка, Чимен позже вернулась в эти школы, чтобы запечатлеть это неожиданное цветение человеческого духа. «Хафиз» - книга двойственностей. Фотографии и тексты Чимен, и те, и другие великолепные, одновременно пронзительны и таинственны. Эта книга – как секрет, который слишком хорош, чтобы не поделиться им.
— Алек Сот, фотограф

Правильные цвета, Зора Мёрфф и друзья. Опубликована Aperture.

В своей последней монографии Зора Мёрфф (Zora Murff) придерживается непоколебимо прямого подхода. Это уникально Американский проект о расовых отношениях, самосознании и о проблемах, к которым ведут десятилетия умеренности. «Настоящие цвета» (True Colors) приобрела особый колорит благодаря участию многих восходящих звезд искусства, таких как Уидлайн Кадет (Widline Cadet), Тэй Батлер (Tay Butler), Аарон Тёрнер (Aaron Turner), Джей Симпл (Jay Simple) и Рана Янг (Rana Young). Книга огромна и до краёв наполнена изображениями. Каждому рекомендую приобрести её.
— Крис Грейвс, основатель, Monolith Editions

Привет, будущее, Фарах Аль-Касими. Опубликована Capricious Publishing.

Я продолжаю возвращаться к книге «Привет, будущее» (Hello Future) Фараха Аль-Касими (Farah Al Qasimi). Как объект, книга заинтриговала меня, как только я увидел её на полке, а изображения из неё с тех пор остаются со мной. Яркие цвета, идеальная композиция, изображения, смонтированные на весь лист, «под край», с чёткими и узнаваемыми изображениями. На обложке фигура окружена пышными фруктами, яркими узорами и привычными удобствами. Аль-Касими сделал эту работу в районе Персидского Залива, в ландшафте, который до этого не был мне знаком. Перелистывание страниц похоже на исследование места через знакомые поверхности, узоры и текстуры.
— Коргни Норман, помошник директора, Yancey Richardson Gallery

Крис Киллип, под редакцией Кента Гранта и Трейси Маршалл-Грант. Опубликована Thames&Hudson.

Сейчас идёт ретроспектива Киллипа (Killip) в Photographers’ Gallery, и эта книга вышла одновременно с выставкой. Редактировал книгу Кен Грант, близкий друг автора. Книга рассказывает историю о том, как автор постепенно дорос до того, что стал самым влиятельным фотодокументалистом послевоенной Британии. Он работал с большим форматом и базировался на северо-востоке Англии, где на протяжении 70-80-х документировал гибель местной индустрии. Эти работы занимали центральное место в его книге In Flagrante («Вопиюще», или «Врасплох»), которая была опубликована в 1988. Это была другая книга по сравнению с тем, что мы знали раньше, очень крупным планом, очень субъективная и передала ощущение времени в трогательном ключе.
— Мартин Парр, фотограф

В отсутствие эссе или какого-либо пояснительного текста эта монография из фотографий, иллюстрирующих обычные американские социальные ритуалы, выигрывает от этого. Обдумывая связь между изображениями людей в знакомой обстановке, такой как школьные танцы, военные церемонии, свадебные приёмы и спортивные соревнования, скоро начинаешь идентифицировать сквозную тему простого соприкосновения людей. Выражение желания через физический контакт уравновешивается социальными правилами. Другие лейтмотивы, в том числе сомнительное согласие, неопределенная гомосоциальность, расовые отношения и социально-экономический дисбаланс, способствуют тому, что кровь кипит под кожей. Психологическая и композиционная сложность фотографий Кена Грейвса (Ken Graves) и Ивы Липман (Eva Lipman) показаны в книге со вкусом и строгим дизайном, отправляя зрителя в целое море знакомых, часто некомфортных человеческих взаимоотношений.
— Брайан Клэмп, директор, CLAMP

Охота на крапивника, Эндрю Нудинг. Авторская публикация.

В год, принесший книги таких ирландских фотографов, как Марк Даффи (Mark Duffy), Бернадетт Китинг (Bernadette Keating), Брайан Тилинг (Brian Teeling), Грегори Данн (Gregory Dunne), Хелио Леон (Helio Leon) и Еамонн Дойл (Eamonn Doyle), завершающим бриллиантом стала первая книга Эндрю Нудинга (Andrew Nuding), «Охота на крапивника (Hunt the Wren). Искусно продуманное сочетание документального и студийного подходов, эта работа фокусируется на дохристианских ирландских традициях, связанных с Козлиным праздником (Puck Fair) и Днём крапивника (Wren’s Day). Перформативный характер ритуалов, игривость костюмов, изысканные штрихи творчества в мастерской, все становится единым целым в его пересказе фольклора. Результат – современная, элегантная книга большого формата, с серебряными буквами заглавия на матовой чёрной обложке. Его подход к портфолио недвусмысленно просит читателя наслаждаться каждым изображением, и это легко сделать. Не пропустите!
— Анхел Луис Гонсалес, директор, PhotoIreland

Блестящая реконструкция культовых этюдов обнажённой натуры Уэстона, где Крайнак (Krajnak) как фотограф и объект восстанавливает и переписывает историю, в которой доминируют мужчины, одновременно бросая вызов стандартам красоты белых. Великолепные фотографии, красиво напечатанные TBW!!
— Моник Дешен, директор, владелец, EUQINOM Gallery

Для меня, эта красивая фото книга японской художницы Михо Кадзиока (Miho Kajioka) – тот случай, когда дизайн, исполнение и содержание находятся в фантастической гармонии. Хорошо бы если бы каждая фото книга делалась так же тщательно. Квадратные «растворяющиеся» фотографии собраны в формате «лепорелло», (то есть в виде «гармошки»). Сама Михо о книге: «Вскоре после землетрясения. Цунами и ядерного инцидента в 2011, я нашла блог о павлинах, оставленных в зоне эвакуации, в пределах 20 км. Я стала представлять себе этих павлинов, идущих по пустому городу, раскрыв свои прекрасные хвосты. Это новая версия моей предыдущей книги «Итак, куда делись павлины?» (So, where did the peacocks go?)
— Рой Каманн, Kahmann Gallery

«Об изнасиловании» (On Rape) — вторая глава долгосрочного проекта Абриль (Abril) «История женоненавистничества» (A History of Misogyny) после «Об абортах»( On Abortion), опубликованного в 2018 году. Исследование Абриль представляет собой исторический визуальный очерк сложных и часто скрытых гендерных реалий, влияющих на права женщин, стереотипов и заблуждений, преобладающих сегодня. Хотя обращение к теме изнасилования и его многочисленных проявлений, может показаться очень непростым, Абриль делает это разумно и, самое главное, заботливо. Она смещает центр вины с выживших на институты, ответственные за поддержание динамики власти, которые оправдывают жестокое обращение и часто не защищают женщин.
— Ракель Вильяр Перес, куратор в Photoworks

Снова, Весна, Ким Ынджу. Опубликована Totem Pole Photo Gallery.

Исторически, самыми близкими для японского народа иностранцами всегда были корейцы. В отличие от сегодняшней атмосферы уважения к разнообразию, кажется, что между нами и Кореей существовал огромный разрыв в «понимании», который сегодня невообразим. В истории каждой страны много рассказывается об извилистом пути народа, полном лишений, и в фотокниге Ким Ынджу (Kim Eunju) мы сталкиваемся с большим объемом документации, созданной благодаря внимательному отношению к ее объектам. Портреты людей настолько тихи и спокойны, что с первого взгляда мы не видим ран, но они достаточно сильны, чтобы заставить нас задуматься о том, что происходит глубоко внутри. Очень мощна не только её фотография сама по себе, но и стремление к цели, заявление о ней. Работы такого калибра встречаются нечасто.
— Юми Гото, Издатель, Куратор, Автор, Директор  Reminders Photography Stronghold

Строительство, Софи Барбаш. Опубликована Penumbra Foundation.

Моя любимая фотокнига 2022 года – это «Строительство» (Obras) Софи Барбаш (Sophie Barbasch). Художница жила в Бразилии, стране, из которой происходила её мачеха. Софи фотографировала жизнь вдоль маршрута Transnordestina, неоконченного строительства огромной железной дороги. Как и железная дорога, это издание содержит формальные признаки незавершенной (продолжающейся) работы. Шершавая картонная матовая обложка книги делает её похожей на альбом для рисования. Ризографические изображения передают движение путешественника сквозь яркий свет пустыни. Отслеживая предполагаемый маршрут поезда, Барбаш встретила бразильцев, которые рассказали ей истории о засухе, священных местах, появлении профсоюзов, коррумпированных судьях и различных политических режимах. Она передаёт это с помощью элементов традиционной чёрно-белой документальной фотографии, а также некоторой меняющейся субъективности, которая делает повествование неуловимым.
— Лиз Сэйлз, литератор и просветитель 

Регистрация гостей, Пенни Волин. Опубликована Crazy Woman Creek.

Переместимся назад на Голливудский Бульвар 1975 года, в номер St. Francis Hotel. Пенни Волин (Penny Wolin) сделала именно это. Художница из Шайенна, Вайоминг с широко открытыми глазами. Среди других искателей славы и богатства она прожила три недели в этом отеле с понедельной оплатой. Она прямо и просто исследует каждого жителя отеля, комнату за комнатой. В манере Билла Оуэнса (Bill Owens) и Джима Голдберга (Jim Goldberg), она раскрывает персональные детали каждого объекта в подписях под фотографиями. Книга производит сильное впечатление благодаря своей обложке из шагреневой ткани, кожаному названию и страницам из оригинальной бухгалтерской книги отеля спереди и сзади. Одни из самых глубоко эмоциональных и честных портретов, которые мне приходилось видеть.
— Майкл Фоули, Foley Gallery

В этой книге представлены фотографии чернокожих женщин и небинарных серферов, а также личные эссе Анготти-Джонс (Angotti-Jones). «Я просто хочу серфинг» (I Just Wanna Surf ) интимна, как самодеятельный журнал, и весома, как мемуар. Это красивая, поэтичная медитация не только над серфингом, как спортом, но также над принадлежностью к темнокожим, женственностью, сестринством, и важностью избранной семьи. 
— Дэниель А. Скраггс, фотограф и фоторедактор

Трансвеститы, Лизетта Карди. Опубликована Contrastobooks.

Итальянский фотограф Лизетта Карди (Lisette Cardi) умерла в прошлом июле в возрасте 98 лет. На протяжении 60-х она была первой, кто документировал итальянское ЛГБТ+ сообщество, игнорируя табу и раскрывая социальную реальность маргинализированных групп. Её книга 1972 года «Трансвеститы» (I Travestiti (Transvestites))), вызвала скандалы во множестве книжных магазинов, которые отказывались её продавать. Теперь, спустя пятьдесят лет после публикации, Contrastobooks издает новый том. Эта книга, издания которой очень хотела сама Карди, включает неопубликованные ранее цветные фотографии, найденные в архиве фотографа в 2017 году. Настоящее сокровище. Эти изображения составляют большую и цельную историю, которая позволяет прочитать по-новому долгую и невероятно эмпатичную работу Карди с сообществом трансвеститов Женевы.
— Елена Бойль, заместитель редактора, Internazionale

Смысл, Энн Хэмилтон. Опубликована Radius Books.

Книга Энн Хэмилтон (Ann Hamilton) «Смысл» (Sense), опубликованная Radius Books, не только моя любимая, но и самая красивая книга 2022 года. Это – во всех отношениях книга художника (artist’s book), сочетающая текст как графический элемент, использование матовой бумаги и разного размера врезки по периметру. Это требует от зрителя осмысления с нескольких сторон при путешествии по страницам. Визуальное и тактильное исследование простых с виду страниц формируют поэтическое настроение. Как пишет Хэмилтон, «Книга – это обмен между писателем и читателем, создателем и зрителем, это диалог, форма отдачи и получения». «Смысл» соединяет в себе всё сказанное и много чего ещё. 
— Дебора Клочко, исполнительный директор и ведущий куратор The Lawrence S. Friedman Executive, MOPA

Глубокое и содержательное, эссе Тима Карпентера (Tim Carpenter) «в размере книги» сияет очень ярко – благодаря как его собственным мыслям, подсвеченным жемчужинами от его друзей, - фотографов, поэтов, художников, музыкантов, философов, кураторов и других. И, подобно моим любимым поэтическим и фотографическим книгам, я читала «Фотографировать – значит, учиться умирать» (To Photograph Is to Learn How to Die) с начала и до конца первый раз, - конечно, прерываясь восхитительными меандрами, вплетенными в книгу, которые отмечены красными и синими чернилами. Отныне я буду пересматривать свои любимые отрывки каждый раз, когда потребуется немного света или просветления, включая эту цитату Мэрилин Робинсон: «Куда бы вы ни посмотрели, мир может сиять…»
— Ребекка Норрис Уэбб, фотограф

Болдуин Ли, редактор Барни Кулок. Опубликована Hunters Point Press.

Когда я впервые увидел фотографии Болдуина Ли (Baldwin Lee) из «Американского Юга» (American South), я был ошеломлён. Как такое возможно, что я никогда раньше не видел эти тихие, чудесно мягкие и душевные образы, показывающие жизнь Афро-Американцев на Юге в середине 1980-х? Частично тайну раскрывает вдумчивое интервью с ним в конце книги. Ли больше не фотографирует, и причины этого очень сложны, - и порождают интригующие вопросы о природе творчества, амбициях и течении времени. Хотя мне и жаль, что Ли больше не снимает, я очень рад, он счел нужным выпустить книгу и показать миру эту замечательную работу.
— Алекс Уэбб, фотограф

Изысканная одноименная монография Болдуина Ли стала, без сомнения, моей любимой фотографической книгой этого года. Хотя книга содержит работы разной тематики – архитектуру, пейзажи и портреты, но именно фото темнокожих американцев дают ей ошеломительную силу. Во время своей работы по исследованию Американского Юга в 1983-1989 годах, Болдуин сделал около десяти тысяч снимков большого формата и «износил» три автомобиля. Когда Болдуин отправлялся в первую поездку, он, по собственным словам, не был уверен, что именно он ищет. Однако, как он пишет в эссе, сопровождавшем недавнюю выставку в Howard Greenberg Gallery, «По завершении поездки у меня было откровение: на моих снимках чернокожих южан камера совместила мое собственное убеждение в том, что имеет значение, с жизнью и жизнями тех, кто имеет значение». С ясностью цели и глубоким эмпатическим сочувствием Ли, без сомнения, создал книгу, которая имеет значение.
— Мелисса О’Шонесси, фотограф

Коровьи хребты, Кейт Кирквуд. Опубликована Ten O’Clock Books.

«Коровьи хребты» (Cowspines) Кейт Кирквуд (Kate Kirkwood) предлагает загадочные пейзажи с уникальной перспективой. Виды Озёрного края, обрамлённые спинами коров, вместе с разными состояниями стихии создаёт великолепную серию фотографий. В местности, отснятой уде вдоль и поперёк, Кейт удалось запечатлеть дух чего-то нового. Её связь с коровами очевидна и по композициям с этими животными в их среде обитания, и по времени, которое художница провела с ними на ферме в Камбрии. Зритель сталкивается, по сути, с оптической иллюзией, когда корова слита с ландшафтом, неотделима от него, создавая единую гармоничную форму. Очаровательные, но знакомые, эти тонкие коровьи пейзажи (cow-scapes) «прячутся у всех на виду». 
— Ми-Лай Стоун, редактов изображений, отдел культуры, The Guardian

Ottantuno, Исакко Емилиани. Опубликована Nuts for Life.

Чтобы получать удовольствие от  Ottantuno («Восемьдесят один»), нужна темнота, тишина, время и светильник. Это поможет вам приблизиться (хотя и не до конца) к сенсорному опыту, который раскрывает книга: семь лет странствий в любви среди лесов и монументальных деревьев центральной Италии, предпринятых автором и его дедом, нонно (дедушкой) Тонино. Сопровождаемая предисловием Джейн Гудолл, Ottantuno представляет собой гимн природе и атавистическим отношениям человека с ней. Книга художника – это книга любви. Отпечатанная тиражом 501 экземпляр, эта книга большая и тяжелая: тяжесть вековых деревьев и необъятность далеких звезд влекут вас и указывают путь. Последуйте за этими поводырями, пусть они ведут вас.
— Аранна Ринальдо, арт-директор, просветитель, куратор, PhEST

На реку, Зои Леонард. Опубликована Hatje Cantz.

Это двухтомное исследование Зои Леонард (Zoe Leonard) таинственной Рио-Гранде (в Мексике известной как Рио-Браво) предлагает внимательно рассмотреть ландшафт и переосмыслить унаследованные исторические рассказы о 1200-мильном участке границы США и Мексики. Четырёхлетняя фотографическая фиксация реки, вдохновлённая выборами Дональда Трампа на пост президента США в 2016 году, показывает напряжение между природными характеристиками реки и политической её ролью в качестве границы. За тонко и нюансированно – иногда кинематографически – расположенными в первом томе изображениями следуют различные художественные и политические взгляды на ситуацию, высказанные на двух языках людьми из разных стран, собранные во втором томе. Леонард фокусирует внимание на «заряженных» символически вопросах, связывающих реку с природой границ, сложностью судьбы приграничных земель и сообществ, живущих там, и адресуется также к животрепещущим вопросам нашего времени, таким как изменения климата, иммиграция, бездомность, культурная идентичность, инфраструктура, узаконенное насилие и выживание.
— Кристин Греш, Estrellita и Yousuf Karsh, старший куратор фотографии, Museum of Fine Arts, Boston

Сандра Каттанео Адорно (Sandra Cattaneo Adorno) принадлежала к сообществу женщин-стритфотографов (Women Street Photographers) ещё со времени их первой групповой выставки в 2018 году, и я всегда восхищалась свежестью и изобретательностью её работ. Её третья книга, «Пустая трата времени» (Scarti di Tempo), включает фотографии, которые нарушают ожидания зрителя и заставляют его задумываться об увиденном. Используя отражения и несколько комбинированных изображений собственного авторства, Сандра смогла пробудить состояния и чувства, которые перенесли меня в другое измерение, пространство снов и мечтаний. Видение Сандры преломляет стрит-фотографию через её очень личный ритм и магию её таинственных образов.
— Гульнара Самойлова, основатель, Women Street Photographers

«Фотография – это тайна о тайне», - сказала как-то Диана Арбус. «Чем больше она говорит тебе, тем меньше ты знаешь». И, читая между картинками дебютной фотокниги Эмили Грехем (Emily Graham), вы чувствуете, что эта максима, - или нечто подобное ей, - является движущей силой авторского нарратива. Как будто бы, всё вращается вокруг нераскрытой тайны золотой совы, захороненной где-то во французской деревне, и охотников за сокровищами, которые продолжают поиски уже 30 лет, не желая сдаваться. Намеренно, - и прекрасно – загадочные, её фотографии полны тайных мотивов, указывающих на ключи к разгадке и возможные решения. Или нет? Потому что, как только вы раз погрузились в эту живописную загадку, всё и вся приобретает некое значение; есть ощущение сверхъестественного, усиленное авторским использованием «божественного» света и приглушенных цветов, как будто пришедших из сновидений. Однако, Грехем не слишком сконцентрирована на истории как таковой, тем более на её решении. Ключи ведут не к ответам, а к навязчивым идеям. И, в конечном счёте, мы находимся в другом поиске: человек ищет ответов, ищет судьбы и смысла.
— Саймон Бейнбридж, автор, редактор

История основана на судьбе Марью, эстонки, депортированной в Казахстан, где она видела взрыв первой водородной бомбы в 1953 году. Клаудия Хейнерманн (Claudia Heinermann) отправилась в Казахстан в поисках следов ГУЛАГа, в который были заключены отец Марью и другие жители Балтии, и распутать историю ядерных испытаний в Семипалатинске. Она хотела знать, есть ли связь между системой ГУЛАГа и советским атомным проектом, маркировавшим начало холодной войны. Она разговаривала с бывшими сотрудниками секретного полигона, и ездила в деревни, которые годами подвергались выпадению радиоактивных осадков. Она говорила со свидетелями, которые в юности видели растущее грибовидное облако и чувствовали дрожь земли. Марью, сейчас старая женщина, провела 25 лет, борясь за установку в столице Эстонии, Таллине, мемориала её компатриотам, пострадавшим во время этих испытаний.

Чудесный долговременный фотографический проект, который сейчас вновь стал актуален в связи с последними событиями. 
— Рейнаут ван ден Берг, куратор, BredaPhoto

Миколаивская школа молодой фотографии (Mykolaiv Young Photography School) в Украине была основана Сергеем Мельниченко (Sergey Melnitchenko), когда ему ещё не было тридцати. Её миссия – расширять представления. Она возникла в известном своим консерватизмом городе, расположенном сейчас в опасной близости от южного фронта российского вторжения. Однако, эта книга наполнена чувствительностью, оригинальностью и надеждой. В работе шестидесяти юных выпускников мы видим невероятное созидательное упорство молодого поколения, которое подняло глаза, чтобы через реальность войны искать и найти свободу выражения, эмпатию и понимание, обеспечиваемое созиданием искусства. 
— Аласдер Фостер, писатель, куратор, издатель, Talking Pictures

Когда финскому фотографу Сари Соининен  (Sari Soininen) не было 30, у неё был психотический опыт, вызванный ЛСД, который повлиял на её восприятие реальности. Позже, она стала делать серию фотографий, чтобы обработать этот опыт, и «Трансцендентная страна разума» (Transcendent Country of the Mind) – результат этой работы. Полная радужных небес, корявых деревьев и наблюдающих глаз, книга берёт нас с собой в галлюциногенное путешествие сквозь мир, как он виделся в это время Соининен. Требуется исключительный художник, чтобы воссоздать для зрителя ощущения, выходящие за рамки простого видения, — заставить нас почувствовать что-то из того, что чувствовала она, — и Сойнинен делает это в своей книге с невероятным эффектом.
— Джоанна Кресуелл, фрилансер-писатель и критик, редактор, исследователь

Laissez Faire, Кристиано Волк. Опубликована Fw:Books.

Книга итальянского фотографа Кристиано Волка (Cristiano Volk) «Laissez Faire» - простой красивый объект, который переносит нас в антиутопический мир, где человеческие отношения в опасности из-за чрезмерной зацикленности на технологии. Клаустрофобное редактирование сочетается с умным использованием цвета, что придает этим хорошо выполненным изображениям тревожное ощущение совершенства. Я не уверен, нужно ли нам чудо, - как явно говорит одно из изображений, - чтобы изменить положение вещей, но я очень ценю усилия Кристиано, который предложил нам эту приближенную интерпретацию времени, в котором мы живем.
— Джузеппе Оливерио, основатель и директор, PhMuseum

Flora Photographica – это просто пиршество для глаз. Уже обложки достаточно, чтобы привлечь ваше внимание, но это серьёзная, красивая книга с глубокими эссе, фантастическим дизайном и богатым выбором из более, чем сотни художников, исследующих растительную жизнь в своей фотографической практике. Это вторая книга Эвинга на эту тему, и продолжение не разочаровывает, широко охватывая период с момента выхода первой книги в 1990 году, подчеркивая непоколебимую традицию исследования цветов художниками.
— Матью Флауерс, исполнительный директор, Flowers Gallery

Здесь я должен признать некоторую предвзятость, так как Диего – фотограф, которого я знал и с которым работал годы, и многие из фотографий в этой книге сделаны по заказу The New York Times. Но на самом деле чудесно видеть его прекрасное, скрупулёзное документирование нисходящей спирали Ливана, искусно собранное и свёрстанное в фотокнигу Сарой Лин (Sarah Leen).
Диего, испанец, переехал в Ливан из Пакистана в 2014 году и правдиво зафиксировал настроение и атмосферу страны, борющейся с двумя проблемами – неэффективным правительством и разрушающейся инфраструктурой, а также гордых людей, нашедших себя в чрезвычайно тяжелых обстоятельствах. Мишель МакНелли (Michelle McNally), бывший директор департамента фотографии в  The Times, говорила фотографам: «Не показывайте мне, как это место выглядит. Покажите мне, как оно чувствуется, какое оставляет ощущение». Я присвоил этот совет, и сейчас часто даю его фотографам, с которыми работаю, но именно в таком совете Диего не нуждался никогда. Именно это он так фантастически сделал в этой книге – показал, как это – жить в современном Ливане.
— Крейг Аллен, старший фоторедактор, международный отдел, The New York Times

Эта книга просто сбила меня с ног. Это очень интимная, затягивающая история о смерти и потерях. В «Книге Патриции» (O Livro da Patrícia) нас встречает лицом к лицу до боли жесткая и трогательная история: Давид-Александр Генио (David-Alexandre Guéniot) скорбит по своей партнёрше, португальской фотографессе Патриции Альмейде (Patrícia Almeida) (1970-2017). Это история, в которой Давид пытается поймать образ, который будет напоминать о Патриции после её смерти. Патриция оставила проект «Персональной истории фотографии» (Personal History of Photography) незавершенным – и Давид обещает довести работу до конца. Если бы фотография была лишь искусством видимых вещей, это был бы, наверное, худший возможный способ бороться со слепотой любви. Редкие книги, подобно «Книге Патриции», становятся условием выживания для их авторов. «Книга Патриции» - это книга. Созданная для вечности!
— Анджела Феррейра, куратор, исследователь, писатель и художественный директор, Fotofestival SOLAR in Brazil

Грязные Танцы, Маттиа Зоппеларо. Опубликована Klasse Wrecks.

Годами Маттиа Зоппеларо (Mattia Zoppellaro) документировал европейскую независимую парти/техно сцену. Будучи фэном андерграундной музыки, он не просто присутствовал на событиях, но являлся принятым членом этого сообщества-«семьи». Результатом этого стала книга «Грязные танцы» (Dirty Dancing), яркий новый взгляд на субкультуру, отношение к которой долго было пронизано болезненными стереотипами и законодательными запретами. Сам Зоппеларо говорит о своей первой нелегальной вечеринке: «Я никогда не забуду едкий запах и враждебно настроенных людей, встретивших нас у дверей. Но, раз попав внутрь, я уже не смог от этого отказаться. За последующие годы я посещал эти концерты по всей Европе, следовал за сообществом, танцевал под эту музыку, и вообще, весь мой путь был с ними». В наш современный век, «Грязные танцы» - ностальгическое напоминание о недалёком прошлом, где акцент был сделан на свободе танцевать, когда и где вы хотите, независимо от общих ожиданий.
— Манила Камарини, старший редактор иллюстраций, v

Моя любимая фотокнига называется “Une part de jour assez douce”, что переводится как «Мягкая сторона дневного света» французского фотографа Натали Одрейн (Nathalie Audrain). В этой книге, Одрейн фокусируется на том, что надо вспоминать красоту, когда она уходит. Она затрагивает темы, связанные со своим хроническим заболеванием и отношениями с сыном. Всё в этой книге намеренно, от её физических качеств (книга в мягкой обложке, у неё есть эффект «мягкого прикосновения»), до вкраплённого вклада архитекторов и других художников. Листая книгу, вы видите серию великолепно подобранных ярких работ. Это замечательно, как Одрейн удаётся заставить повседневные объекты, обстановку выглядеть настолько значительными. Книга Одрейн – свидетельство поговорки: «Наслаждайтесь мелочами, потому что однажды вы оглянетесь назад и поймёте, насколько значительны они были».
— Энн Нвакалор, редактор-основатель, No! Wahala Magazine

Har Shaam Shaheen Bagh, Прариана Сингх. Авторская публикация.Тони Аменгуаль.

Я мало знала о проекте Прартаны Сингх (Prarthna Singh), документировавшего протесты против внесения поправок в Закон о гражданстве Индии в районе Дели Шахин Баг в 2019 году, когда я наткнулась на портреты нескольких женщин в ее Instagram. Я немедленно заказала книгу, изданную автором самостоятельно, и как только она пришла, я оказалась в мире, который она воссоздала. И меня совершенно захватил кумулятивный эффект многослойности, которую она создала, снимая в основном портреты протестующих (в основном мусульманок-домохозяек, которые до того в протестах не участвовали), и немногих их детей, перемежаемые письмами, фотографиями лагеря протестующих, детскими рисунками, и другими характерными признаками момента. Он вызывает нечто, далеко за пределами того, что видно на отдельных страницах, и служит реальным свидетелем момента, который индийское правительство пыталось стереть из коллективной памяти, будучи при этом прекрасным объектом сам по себе.
— Эми Силверман, фотодиректор

Сегодня вопросы пропаганды и использования культуры в политических целях стоят весьма остро. Фотограф Тони Аменгуаль (Toni Amengual) ссылается на опыт «вечной классики» и иронически представляет «Крестный путь Искусства» (“Way of the Cross of Art”) по острым камням дороги политической истории общества. Это маленькая книга в размер примерно молитвенника (частично на фотографиях в ней запечатлены произведения религиозного искусства Рима), но масштаб книги меняется, когда вы берёте её в руки. Печать очень детализирована, и дизайн книги с полу-сложенными даёт ощущение большего объёма и намекает, чего можно ожидать от книги размером с ладонь.
— Ирина Чмырёва, автор, куратор, исследователь, арт-директор

Эта книга – первая и пока единственная, из которой можно узнать о самой основе японской фотографии: фотографических журналах. Я уверен, что японская фотография воспитывалась журналами, хотя из-за языкового барьера они редко оказывались за пределами страны. Для многих западных читателей, книга не только послужит источником понимания, в каком контексте появились важнейшие работы таких фотографов, как Дайдо Морияма (Daidō Moriyama) и Масахиса Фукасэ (Masahisa Fukase), она также даёт доступ к текстам, которые никогда не были переведены. Она также показывает масштаб различных путей, развития фотографии, и то, как японская фотография разработала свою уникальную систему визуального языка.
— Ихиро Хаями, редактор, преподаватель, директор фотофестиваля, T3 Photo Festival Tokyo

Matter, Алеш Пладемунт. Опубликована Spector.

Из множества книг, которые я видел в этом году, одна определённо стоит особняком: Matter испанского художника Алеша Пладемунта (Aleix Plademunt). Она прекрасно свёрстана, восхищает последовательность подборки и работа редактора. Я провёл с этой книгой в руках немало времени и могу сказать, что я очарован. Изображения в книге охватывают почти 10 лет работы, каждое из которых снабжено обширным указателем. Развороты страниц просто захватывают – фотографии вступают в интригующий визуальный диалог, и очень часто они работают, как визуальные ассоциации в «Bilderatlas Mnemosyne» Аби Варбурга — познание мира через фотографию! Я не могу рекомендовать книгу сильнее!
— Роберт Морат, Robert Morat Galerie

 

Перевод Александра Курловича
Оригинал статьи на LensCulture