Девятого февраля я побывал на открытии выставки «Живописная фотография» в Центре визуальной культуры Béton.
Для начала надо сказать, что сам этот зал для меня новый. Сложилось так, что я туда ни разу ни попадал, поэтому само впечатление от галереи тоже имеет значение, а впечатление это – весьма положительное. Большой красивый зал, великолепный свет, антибликовые стёкла – в общем, всё как нужно для того, чтобы фотография могла говорить беспрепятственно.
А она говорит, и ей есть, что сказать.
Выставка «Живописная фотография» представляет работы, относящиеся к концу 19 – началу 20 столетия. Они относятся к Пикториальной фотографии, то есть к направлению, авторы которого ориентировались в творчестве на эстетические принципы живописи. Средний зритель сегодня ассоциирует пикториальную фотографию (если вообще знает это слово) с фото-импрессионизмом. На самом деле, это не совсем верное представление. Авторов, работающих в этом направлении и сегодня много, и эстетический спектр, охватываемый их фотографиями, очень широк.
Впрочем, вернёмся к выставке.
Фотографии, показанные на ней, принадлежат к частной коллекции и коллекции Центра визуальной культуры Béton. Всего в экспозиции представлены авторские отпечатки работ 27 авторов, от А. Мазурина, А.Трапани до Н. Андреева и А. Родченко. Многие фотографии показываются публике впервые.
На сборных экспозициях особую важность приобретает роль куратора. Сборная выставка, представляющая многих авторов с очень разноплановыми работами, во многом похожа на оркестр, собранный из разных инструментов. Куратор в этом случае играет роль дирижера, и надо сказать, что в составлении «Живописной фотографии» ему удалось поймать ту самую «химию» (или «магию»?), чтобы «оркестр зазвучал».
Эта выставка, без сомнения, – одна из самых значительных экспозиций исторической российской фотографии за последние годы. Увидеть её, по-моему, должен всякий человек, российской фотографией интересующийся. Причём, увидеть не в Интернете, а вживую, в галерее, потому что именно пикториальная фотография теряет при экранном воспроизведении больше, чем любая другая.
Выставка продлится до 19 марта 2023 года.
О выставке на сайте галереи https://betoncvc.com/program/zhivopisnaja-fotografija/