«Всегда есть нечто, что мы не знаем.
Пробелы в нашем понимании и восприятии.
Именно они заставляют меня двигаться дальше».
Бреа Сондерс, художница, фотограф
Я не знаю, как о ней писать. Вот уже месяц она лежит передо мной на столе, быстро обосновавшись и успешно мимикрируя обложкой с мотивом теплой кухонной ткани под предмет домашнего интерьера. Время от времени возвращаясь к ее разрозненным текстам и не складывающимся в единую историю изображениям, я неизменно прихожу к тем же вопросам. Как говорить о фотокниге, если один из ее «авторов» – искусственный разум? Как анализировать логику и эмоции языка, родившегося в результате цепочки алгоритмов? Какими критериями пользоваться для оценки этого и подобных ему произведений? Не имея четкого ответа на вопросы, на данном этапе размышлений о настоящем и будущем тандема и конкуренции AI и человека, предлагаю рассматривать новую работу Бреи Сондерс как эксперимент с нечеткой целевой аудиторией. Благо что и само название новой книги, только что вышедшей в издательстве «MACK», к претенциозности не располагает. «Еще одна онлайн извращенка» – гласит оно. Нормы здесь и не предполагалось.
Книга одновременно сложна и до банального проста. Простота связана с реализацией: работа включает фрагменты бесед художницы с чат-ботом, перемежаемых записями из реального дневника художницы. Текст сопровождается ассоциативными изображениями, имеющими разную степень привязки к сути диалогов. А сложность как раз вырастает из тривиальности. Читать книгу в поисках проблесков крупиц смысла в ответах искусственного разума или пытаться углядеть в ответах бота иронию, юмор или критику капитализма получается не очень честно. Интересные с точки зрения композиции или цвета, снимки с трудом стыкуются с языковой дорожкой и ничего не добавляют к общей идее предприятия. Человек учит машину? Машина – человека? Каким бы направлением учебы ни объяснялось происходящее, пока неясно, что именно погружение в кропотливую документацию может дать нам, зрителям. Не будет ли в интерпретации прочитанного слишком много от читателей, а не от автора строк?
Но, определенно, вершина айсберга, очерченная книгой Сондерс, приглашает задуматься. Ведь холодное тело компьютерного разума, притаившееся под гладью экрана, это отнюдь не про невинные, слегка скучающие, беседы с ботом – локальный художественный эксперимент, вряд ли способный запустить волну серьезных социальных и экономических изменений. Нейросеть, мерцающая между строк интимной переписки, способна ворваться в нашу реальность с гораздо большим размахом. Или уже ворвалась?
На скриншоте ниже – самое на сегодняшний момент известное и дорогое произведение искусства авторства искусственного интеллекта – «Портрет Эдмонда де Белами» (2018) парижского арт-коллектива Obvious. Сумма 432 500 долларов, предложенная за росчерк пера нейросетей на аукционе Christie’s, объяснима скорее не эстетикой или критической составляющей результата визуального эксперимента, а уникальностью. Теперь компьютер не только играет в шахматы, но и делает/пытается делать то, что ранее считалось под силу лишь человеческому разуму и фантазии. Не только подсчитывает, но и чувствует.
Легкость, с которой нейросеть включается в «человеческие» занятия, вызывает гамму эмоций и разнообразие реакций и предвосхищает серьезные риски. Например, согласно отчету Всемирного экономического форума за 2020 год, достижения в области искусственного интеллекта и автоматизации могут привести к 2025 к сокращению около 85 миллионов рабочих мест. Исследование Oxford Economics приводит более скромную статистику – сокращение до 20 миллионов мест, причем наибольшее влияние, как прогнозируется, ощутят развитые страны, такие как США, Япония и Германия.
Помимо трансформации рынка труда в области создания визуального контента, изменения скорее всего произойдут и в сфере здравоохранения, в частности в услугах оказания психологической помощи, где уже сейчас наблюдается рост популярности ботов-психологов, созданных с использованием искусственного интеллекта. Согласно отчету CB Insights, с 2012 года такого плана стартапы привлекли финансирование на сумму более 1,2 миллиарда долларов.
Человечество привыкло ставить перед собой новые амбициозные задачи и стремиться к условному прогрессу, вопреки и несмотря. Наше любопытство отыскать душу во Франкенштейне и вызвать взаимные чувства у носительницы голоса Скарлетт Йоханссон – любовного бота Саманта из фильма «Она» (2013) – не знает ни культурных, ни моральных пределов. Однако, в этом поиске человеческого в нечеловеческом всегда таится одна реальная опасность: потерять человеческое в себе. Утратить понимание ценности самого важного, что было и будет таковым всегда, – жизни.
Можно вложить миллиарды в тренировку нейросети, ожидая, что, компилируя тысячи портретов, она сможет создать нечто абсолютно новое. Можно вести бесконечную переписку с ботом, улыбаясь его шуткам или находя в сгенерированных им ответах важные мысли. В каком бы формате ни происходило взаимодействие с искусственным, за обнаружение и анализ в нем смысла всегда будет ответственен человек. Алгоритм не способен на поступок. Сочувствие или боль в его картинках или словах видим мы. Поэтому «извращенка» в названии фотокниги Сондерс – это, судя по всему, действительно ее героиня. Выпавшая из реального мира, сбежавшая в лабиринт интерпретаций, она проваливается и увязает в бесконечных беседах с чат-ботом (самой собой), как заблудившаяся по дороге домой в метель девочка со спичками из сказки Андерсена. И, вспоминая Станислава Лема, еще одного вдохновленного исследователя вселенной потенциально живого неживого, самое время суммировать – человеку (все еще!) нужен человек.
Another Online Pervert
Brea Souders
Гибкий переплет с тиснением
15 x 21 см, 128 страниц
Издательство MACK
ISBN 978-1-913620-93-6
Февраль 2023