В 1959 году, Эллиотт Эрвитт приехал в Москву с коммерческим заданием от Westinghouse Refrigerators. Его задачей было фотографирование рекламных стендов Американской Национальной выставки в Сокольниках. Он и не подозревал, что во время этой поездки он сделает одну из самых узнаваемых и печатаемых фотографий середины 20-го столетия.
Выставка была задумана как средство культурного обмена между СССР и Соединёнными Штатами, прямой результат культурного соглашения между двумя странами, заключённого годом ранее. Вице-Президент Ричард Никсон приехал в Москву для серии переговоров с Советским Первым Секретарём, Никитой Хрущёвым. Одна из этих встреч произошла на выставке, и Никсон водил советского премьера по экспозиции, подчёркивая качество и эффективность продукции американской промышленности. В реальности, однако, это оказалось для дыух лидеров предлогом для демонстративных дебатов на тему двух противоположных идеологий, коммунизма и капитализма, которые они представляли.
Атмосфера на выставке была наэлектризована, так как большая толпа сопровождала двух лидеров. Случайно, Эрвитт фотографировал витрину Кухонной продукции Macy’s, как раз тогда, когда спор между Никсоном и Хрущёвым достиг точки кипения. Во всех поездках у Эрвитта была с собой его личная камера, помимо камеры для коммерческих съёмок, и он стал фотографировать разыгрывавшуюся перед ним сцену. Никсон особенно оживился, расписывая преимущества «типичной американской кухни», доступной каждому гражданину, перед Хрущёвым, тыкая тому в грудь указательным пальцем. Хрущев, в свою очередь, выглядел озадаченным и слегка удивленным, его не впечатляла так называемая прогрессивность Америки.
После инцидента Эрвитта разыскал Уильям Сэфайр, тогдашний агент по связям с общественностью, представлявший Macy’s на выставке, который хотел отследить фотографии Эрвитта. Позднее, будучи привлечён к президентской избирательной кампании Никсона, Сэфайр инициировал использование этой фотографии на предвыборном плакате в 1960 году.
Этот образ оказался эффективным в повышении статуса Никсона как динамичного деятеля, хотя и недостаточно для обеспечения победы на выборах. Однако, он стал символом в Америке, символом нации, твёрдо противостоящей Советскому Союзу в нарастающем охлаждении отношений в ходе Холодной войны. В противовес этому, советская аудитория восприняла фотографию как символ американской агрессии и перспективной угрозы коммунизму. Фотография Эрвитта стала непреходящим символом напряжения Холодной войны.
Оригинал на сайте SOL LDN
Перевод с английского Александра Курловича