Смотрит самурай:
Нажал фотограф кнопку
А вылетел шмель
Выставка «Япония. Другой мир», открывшаяся 12 декабря в ЦВК Béton, – конечно, событие в культурной жизни Москвы.
В этой экспозиции встретилось сразу несколько интереснейших открытий для зрителя. Прежде всего, это образ Японии конца 19 века, таинственной и неизвестной на тот момент страны, только что открывшейся для европейцев. Эта страна понемногу показывает им себя – и в то же время открывает многие европейские изобретения, одно из которых – фотография.
Фотоработы, показанные на выставке – это настоящее «путешествие в старую Японию». Причём, очень важно, что это не репортажи приезжих авторов, сколь бы талантливы они не были. Это – не репортаж о стране, это просто часть её. Поэтому мы видим не знаменитую «экзотизацию», на которую так часто пеняют представители африканских и азиатских культур. Это взгляд изнутри на страну и людей, как они есть.
Конечно, на европейский рынок многие из этих фотостудий тоже вполне себе работали – но даже в этой ситуации «свой» взгляд интереснее «чужого». Очень характерно явное эстетическое «созвучие» между этими раскрашенными фотографиями и традиционной японской гравюрой Укиё-э. То, что галерея выставила несколько гравюр в составе экспозиции – безусловно, очень удачный ход, особенно, учитывая, что сюжеты гравюр посвящены фотографии в качестве «обратной рифмы». Хорошо дополнили выставку самурайские доспехи и скульптура. Впрочем, говорить ещё раз о том, что в ЦВК Béton умеют показывать искусство – это уже штамп, иного ждать не приходится.
В общем, моё зрительское резюме – ещё одна выставка, пропускать которую нельзя.