«Алфавит» в центре "Beton" – безусловно, очередная из событийных выставок этой институции. Значение советской фотографии послереволюционной эпохи и в советской, и в мировой культуре не приходится отрицать, как и важность показа её широкой публике. Тем более интересен состав экспозиции, включающей в себя как авангардную фотографию, так и пикториализм, и ранний соцреализм – постановочный советский агитплакат.
Писать ещё раз о том, что в «Бетоне» умеют показывать фотографию – это уже трюизм. Всё было прекрасно – оформление работ, свет, да и атмосфера на вернисаже.
Спорной для меня осталась лишь концепция выставки. Да, в названии – «Алфавит» – отражен порядок развески работ, по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Можно понять желание куратора экспозиции – поставить всех авторов и работы в равное положение, удалив такие понятия, как «значимость» и «влияние». Конечно, грамотный зритель всё равно знает, кто такие Александр Родченко и Николай Андреев, но всё же…
Однако, в жизни за всё приходится платить. И здесь, на мой взгляд, платой оказалась целостность экспозиции. Да, когда видишь висящие вперемежку фотографии, относящиеся к разным стилям, не вспоминаешь об иерархии. Однако, из-за «скачки» стилей смотреть выставку по порядку оказывается некомфортно, приходится делать это вразбивку. Мне думается, развеска по стилям смотрелась бы органичнее.
Тем не менее, суммарное впечатление от экспозиции остаётся всё же очень хорошим. Она открывает большой пласт отечественной фотографии, который в последние годы несколько выпал из внимания публики, особенно молодой. Я настоятельно рекомендую не пропустить «Алфавит», даже, если читать его придётся вразбивку.