Дора Маар известна как «плакальщица» Пабло Пикассо, страдающая возлюбленная, вдохновившая его неоднократно изображать ее в слезах. Теперь одна из лондонских галерей пытается восстановить ее репутацию как новаторского художника-сюрреалиста, организовав выставку, на которой будут представлены фотографии, недавно обнаруженные в ее наследстве.
На выставке, которая открылась в галерее Amar в Лондоне 16 июня, представлены редкие сюрреалистические фотограммы и интимные фотографии, сделанные во времена ее работы с Пикассо. Среди них — два необычных портрета 1930-х годов и одна фотография, запечатлевшая процесс создания антифашистского шедевра «Герника» в его студии в окружении горшков с красками. Работы были куплены на аукционе в поместье Маара два года назад и никогда ранее не выставлялись в публичных талереях.
Уроженка Парижа Маар была известным фотографом-экспериментатором, чьи работы должны были появиться на Международной сюрреалистической выставке 1936 года в Лондоне вместе с Сальвадором Дали и Ман Рэем, когда французский поэт-сюрреалист Поль Элюар познакомил ее с Пикассо. Во время встречи в парижском Cafe des Deux Magots, задокументированной художественным критиком Жан-Полем Креспелем, 54-летний Пикассо заметил за соседним столиком 28-летнюю Маар, которая несколько раз вбивала перочинный нож между пальцами в дерево. «Иногда она промахивалась, и капля крови появлялась между розами, вышитыми на ее черных перчатках», — писал Креспель.
Эта «странная игра» молодой женщины-мазохистки с «серьезным лицом» и «бледно-голубыми глазами» заинтриговала художника, печально известного бабника, уже состоявшего в семилетней внебрачной связи с одной из своих муз, Мари-Терезой Вальтер.
Позже, после того как у них с Маар начался девятилетний роман, Пикассо попросил Маар отдать ему перчатки, чтобы «запереть их в витрине, которую он держал для своих памятных вещей», пишет Креспель.
«Когда Дора познакомилась с Пикассо, она уже была одаренным художником, а ее сюрреалистические фотографии считались революционными», — говорит Амар Сингх, куратор выставки. «Но Пикассо был чрезвычайно контролирующим и психологически жестоким, и Пикассо отговаривал ее продолжать заниматься фотографией».
В отличие от Пикассо, Маар на момент их знакомства была левым политическим активистом. В 1934 году она была одной из немногих женщин, подписавших «Appel à la lutte», трактат, призывающий французов бороться с фашизмом, а в 1935 году она вступила в антифашистский союз революционной интеллигенции Contre-Attaque вместе с сюрреалистом Андре Бретоном. «Она повлияла на Пикассо, заставив его написать «Гернику» — до этого он никогда не занимался политической живописью», — говорит Сингх.
«Я не думаю, что «Герника» существовала бы без Доры Маар. Однако она была полностью вычеркнута из этого повествования».
Во время Великой Депрессии Маар запечатлела слепых уличных торговцев, работников магазинов и беспризорных детей на выразительных черно-белых фотографиях. Она научила Пикассо некоторым из своих фотографических приемов и способствовала его политическому самосознанию. Когда Герника, город в родной Испании Пикассо, подвергся бомбардировке в 1937 году фашистами и антикоммунистическими националистами, Пикассо выразил свое «отвращение» к войне и ее «океану боли и смерти», написав монохромную картину.
«Фотографическая практика Маар повлияла на искусство Пикассо — она оказала огромное влияние на его творчество», — говорит Антуан Романд, эксперт по Доре Маар. «Она оспаривала его. Она подталкивала его к чему-то новому и более творческому в политическом плане».
На одной из фотографий, представленных на выставке, видно, что Маар получила эксклюзивный доступ в студию Пикассо, чтобы фотографировать ход работы над его картиной «Герника». Она даже нарисовала несколько умирающих лошадей на картине по просьбе Пикассо: несмотря на ее успех как фотографа, он считал, что она должна сменить камеру на кисть, заявив, что «внутри каждого фотографа сидит художник, который пытается выбраться наружу». К 1940 году в ее паспорте была указана профессия «фотограф-художник».
«Пока он отговаривал ее от сюрреалистической фотографии, она поощряла его и расширяла его художественные границы, что полностью изменило историю искусства», — говорит Сингх.
Пикассо рисовал Маар более 60 раз, обычно в слезах. В 1943 году, за три года до окончания отношений, он встретил свою следующую любовницу, Франсуазу Жило. «Он психологически травмировал Дору, и в итоге у нее случился нервный срыв», — говорит Сингх. После того как Дору поместили в психиатрическую больницу и подвергли электрошоковой терапии, Маар стала вести уединенный религиозный образ жизни и перестал заниматься фотографией.
Она сказала: «После Пикассо может быть только Бог». Она полностью отказалась от занятий фотографией», — говорит Романд.
Она умерла в 1997 году в возрасте 89 лет. Ее фотографии Пикассо были найдены под ее кроватью в квартире, заполненной его картинами с ее изображением. «Она просыпалась каждое утро, глядя на его работы, и так и не смогла снова полюбить», — говорит Сингх. «Их отношения разрушили ее».
Интерес к творчеству Маар возродился в последнее десятилетие, и теперь ее сюрреалистические фотографии можно найти в постоянных коллекциях музеев современного искусства по всему миру, включая Тейт, где в 2019 году прошла ретроспектива ее работ. Ее редкие сюрреалистические фотографии сейчас продаются за 200 000 долларов (158 000 фунтов стерлингов), но некоторые из них по-прежнему стоят около 6000 долларов.
Сингх считает, что, как и многие женщины-художники прошлого, Маар до сих пор остается незамеченной. «Один из неудачных архетипов в истории искусства заключается в том, что появляется единичная выставка, а затем более широкая машина перестраивается на защиту мужчин».
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Photographer.ru