Установка гипсового прототипа скульптуры Макса Билла "Континент", Цюрих, 1947 год. Ernst Scheidegger

МАСИ Лугано открывает свой выставочный сезон 2024 года данью уважения Эрнсту Шейдеггеру (1923-2016), швейцарскому художнику, внесшему важнейший вклад в историю фотографии. Выставка прослеживает его карьеру по большой выборке не публиковавшихся ранее работ 1947 – 1955 годов, а также портретов художников, которые прославили его. «С глазу на глаз: Посвящение Эрнсту Шейдеггеру» (Eye to Eye: Tribute to Ernst Scheidegger) пройдет в МАСИ Лугано с 18 февраля по 21 июля.

Разговор двух швейцарских гвардейцев. Ватикан, 1948 год. Ernst Scheidegger

Карьера Шейдеггера прошла интересный путь от уличного шума до тишины мастерских художников.

Человек с воздушными шарами, примерно конец 1940-х годов. Ernst Scheidegger

Выставка прослеживает, как социальный фокус и экспериментальный, поэтический взгляд его ранних фотографий развились в лёгкий, чистый и элегантный стиль его постановочных работ.

Женщина за дверью, примерно конец 1940-х годов. Ernst Scheidegger

Выставку открывают ранние работы Шейдеггера, с их резкими контрастами. Необычными ракурсами и «лёгким» отношением к фокусу.

Дети в Чехословакии, примерно 1948 год. Ernst Scheidegger

Эти портретные фотографии, снятые на чёрно-белую плёнку камерой Rolleiflex, были сняты во время его путешествий по Швейцарии, Италии, Нидерландам, Чехословакии и Югославии.

Площадь Марокко, Париж, примерно 1950 год. Ernst Scheidegger

От Белграда до Монтекассино, от долины Верзаска до Парижа, фотографии обессмертили жителей континента, разорённого войной, но стремящегося встать на ноги.

Дети в южной Италии, примерно 1948 год. Ernst Scheidegger

Он фотографировал детей в приютах и тюрьмах, запечатлевая истории людей, вынужденных начать жизнь сначала.

Женщина с тубой перед большим пологом, примерно 1949 год. Ernst Scheidegger

В эти годы Шейдеггера интересовали люди и их повседневная жизнь. Он фотографировал то и другое, очень поэтично.

Качели, примерно 1950 год. Ernst Scheidegger

Как пишет Тобиа Баццола в каталоге, его работа «включает множество классических мотивов послевоенного фотографического и кинематографического неореализма: отблески сценического освещения на лицах циркачей и клоунов, дешевые развлечения на ярмарках и праздниках, шум и суета городов Южной Европы, беспризорные дети, Армия спасения, фестивали, рабочие демонстрации».

Балерина в балетной студии мадам Русанн, Париж, около 1955 года. Ernst Scheidegger

Хоккей на льду замёрзшего озера, начало 1960-х. Ernst Scheidegger

Шейдеггер проявлял живой интерес к социальным проблемам и, казалось, забыл уроки постановочной фотографии, которую он изучал в художественной школе в Цюрихе.

Альберто Джакометти рисует Исаку Янайхару в своей парижской студии, 1959 год. Ernst Scheidegger

Фотограф «Магнума» и завсегдатай авангардной арт-сцены Парижа, Шейдеггер также известен своими портретами художников – в том числе фотографиями Альберто Джакометти, его друга со времени военной службы в 1943 году.

Сальвадор Дали в своей студии в Порт-Лигат, примерно 1955 год. Ernst Scheidegger

От Жоана Миро до Сальвадора Дали, Макса Билла и Марка Шагала выставка представляет собой перекличку художников 20-го века, запечатленных объективом Шейдеггера. Здесь, Сальвадор Даоли, похоже, снят несколько неожиданно, судя по его слегка ироничному, удивлённому выражению.

Жермен Ришье работает над своей скульптурой L'Eau, около 1953 года. Ernst Scheidegger

Редко позирующие, всегда в непринуждённых позах, все художники засняты в своём обычном окружении, – за мольбертом или рабочим столом, или в мастерской, как Жермен Ришье.

Скульптуры Альберто Джакометти «La Main» и «L’Homme qui chavire», примерно 1951 год. Ernst Scheidegger

На выставке также демонстрируется известный короткометражный фильм «Альберто Джакометти», снятый Шейдеггером в 1964-66 годах в сотрудничестве с Петером Мюнгером.

Ханс Арп в своей стулии в Мёдоне, недалеко от Парижа, около 1956 года. Ernst Scheidegger

Шейдеггер был также художником, графическим дизайнером, кинорежиссёром, и позднее – издателем и владельцем галереи.  Портреты художников делались по заказу, начиная с середины 1950-х годов.

Макс Билл преподаёт форму в школе дизайна в Цюрихе, около 1946 года. Ernst Scheidegger

Благодаря умелому использованию композиции и света, портреты Шейдеггера, захватывая часть интерьера студий художников и их окружения, позволяли немного заглянуть на «творческую кухню». Эта более широкая точка зрения отражена в выставке, на которой также представлены работы изображенных художников – дань уважения художнику-эклектику, который частью их жизней и всегда рассматривал свои портреты как результат сотрудничества.

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича