МАСИ Лугано открывает свой выставочный сезон 2024 года данью уважения Эрнсту Шейдеггеру (1923-2016), швейцарскому художнику, внесшему важнейший вклад в историю фотографии. Выставка прослеживает его карьеру по большой выборке не публиковавшихся ранее работ 1947 – 1955 годов, а также портретов художников, которые прославили его. «С глазу на глаз: Посвящение Эрнсту Шейдеггеру» (Eye to Eye: Tribute to Ernst Scheidegger) пройдет в МАСИ Лугано с 18 февраля по 21 июля.
Карьера Шейдеггера прошла интересный путь от уличного шума до тишины мастерских художников.
Выставка прослеживает, как социальный фокус и экспериментальный, поэтический взгляд его ранних фотографий развились в лёгкий, чистый и элегантный стиль его постановочных работ.
Выставку открывают ранние работы Шейдеггера, с их резкими контрастами. Необычными ракурсами и «лёгким» отношением к фокусу.
Эти портретные фотографии, снятые на чёрно-белую плёнку камерой Rolleiflex, были сняты во время его путешествий по Швейцарии, Италии, Нидерландам, Чехословакии и Югославии.
От Белграда до Монтекассино, от долины Верзаска до Парижа, фотографии обессмертили жителей континента, разорённого войной, но стремящегося встать на ноги.
Он фотографировал детей в приютах и тюрьмах, запечатлевая истории людей, вынужденных начать жизнь сначала.
В эти годы Шейдеггера интересовали люди и их повседневная жизнь. Он фотографировал то и другое, очень поэтично.
Как пишет Тобиа Баццола в каталоге, его работа «включает множество классических мотивов послевоенного фотографического и кинематографического неореализма: отблески сценического освещения на лицах циркачей и клоунов, дешевые развлечения на ярмарках и праздниках, шум и суета городов Южной Европы, беспризорные дети, Армия спасения, фестивали, рабочие демонстрации».
Шейдеггер проявлял живой интерес к социальным проблемам и, казалось, забыл уроки постановочной фотографии, которую он изучал в художественной школе в Цюрихе.
Фотограф «Магнума» и завсегдатай авангардной арт-сцены Парижа, Шейдеггер также известен своими портретами художников – в том числе фотографиями Альберто Джакометти, его друга со времени военной службы в 1943 году.
От Жоана Миро до Сальвадора Дали, Макса Билла и Марка Шагала выставка представляет собой перекличку художников 20-го века, запечатленных объективом Шейдеггера. Здесь, Сальвадор Даоли, похоже, снят несколько неожиданно, судя по его слегка ироничному, удивлённому выражению.
Редко позирующие, всегда в непринуждённых позах, все художники засняты в своём обычном окружении, – за мольбертом или рабочим столом, или в мастерской, как Жермен Ришье.
На выставке также демонстрируется известный короткометражный фильм «Альберто Джакометти», снятый Шейдеггером в 1964-66 годах в сотрудничестве с Петером Мюнгером.
Шейдеггер был также художником, графическим дизайнером, кинорежиссёром, и позднее – издателем и владельцем галереи. Портреты художников делались по заказу, начиная с середины 1950-х годов.
Благодаря умелому использованию композиции и света, портреты Шейдеггера, захватывая часть интерьера студий художников и их окружения, позволяли немного заглянуть на «творческую кухню». Эта более широкая точка зрения отражена в выставке, на которой также представлены работы изображенных художников – дань уважения художнику-эклектику, который частью их жизней и всегда рассматривал свои портреты как результат сотрудничества.
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича