Этим летом древний город Елец стал центром притяжения для фотографов со всей России и из-за рубежа. С 21 по 25 августа здесь прошел первый международный фестиваль фотографии «Свет и Цвет». Мероприятие объединило профессионалов и любителей фотоискусства, создав уникальную творческую атмосферу.
Организаторы ставили перед собой амбициозную цель – представить на одной площадке все многообразие современной фотографии. И, судя по отзывам участников и гостей, им это удалось. Программа фестиваля включала выставки, лекции, мастер-классы, портфолио-ревю и творческие встречи.
«Мы собрали максимальное число современных направлений фотографии на одной площадке. В этом изюминка», – отметила Наталья Ударцева, директор Международного фестиваля и конкурса фотографии «Свет и цвет», руководитель программы фестиваля.
Исторический облик Ельца создавал особый контекст для восприятия фоторабот. Многие отмечали, что город буквально погружает в атмосферу старины, заставляя по-новому взглянуть на современное искусство.
Кроме того, проведение такого масштабного мероприятия в небольшом историческом городе дало импульс к развитию культурного туризма и привлекло внимание к богатому наследию российской глубинки. Многие участники отмечали, что открыли для себя Елец как уникальное место с богатой историей и культурой.
Ключевые моменты фестиваля
Центральным событием фестиваля стала масштабная выставка под открытым небом, на которой были представлены работы финалистов одноименного конкурса. В экспозицию вошли 364 фотографии авторов из 60 городов России, а также из Польши, Франции, Казахстана и Сербии.
Жюри определяло победителей в 8 номинациях: «Природа», «Город», «Люди», «Предметы», «Движение» и других. Работы были выполнены в самых разных жанрах и техниках – от классической документальной фотографии до арт-фотографии и экспериментов с историческими процессами.
Помимо выставочной программы, ключевыми событиями фестиваля стали лекции и мастер-классы ведущих экспертов. Своими знаниями и опытом делились легенды российской фотографии: Георгий Пинхасов, Игорь Мухин, Андрей Чежин и другие.
«Это потрясающая возможность показать свои работы экспертам и получить адекватную обратную связь, которая поможет расти дальше», – считает фотограф Ирина Хожаинова.
Большой интерес вызвал и формат портфолио-ревю, в рамках которого участники могли лично пообщаться с мастерами и получить профессиональные советы по своим проектам.
Мнения экспертов: Взгляд изнутри
Приглашенные эксперты высоко оценили уровень организации фестиваля и качество представленных работ. Многие отметили, что такие мероприятия играют огромную роль в развитии фотографического сообщества.
«Фестиваль "Свет и Цвет" — это уникальная возможность для погружения в мир современной фотографии в атмосфере, которая идеально подходит для глубокого восприятия искусства», — отмечает Вадим Гущин, один из ведущих российских фотографов и декан факультета фотографии ИГУМО. По его мнению, Елец, с его провинциальным спокойствием и размеренным ритмом жизни, становится идеальной площадкой для таких мероприятий. «В таких маленьких городах, как Елец, все сосредоточены на искусстве, что позволяет участникам и зрителям полностью погрузиться в атмосферу фестиваля, отрешившись от суеты больших городов. Это благоприятно сказывается на восприятии фоторабот и способствует более интенсивному общению между участниками», — добавляет Гущин, подчеркивая важность выбранного места для проведения фестиваля.
«Такие фестивали очень важны. Для молодых фотографов это, пожалуй, единственная эффективная форма публичности, роста, признания, уважения. Это вдохновляет людей», – подчеркнул Борис Назаренко, член жюри и куратор специальной программы.
Эксперты обсудили и ключевые тенденции, которые определяют лицо современной фотографии. Одной из главных тем стало использование нейросетей и искусственного интеллекта в фотоискусстве.
«Сейчас, с появлением виртуальной реальности, искусственного интеллекта, происходит новый перелом в фотографии, и она начинает искать себя. Фотография будет распадаться на огромное количество условных «измов», фотографы будут искать себя», – считает Ирина Хожаинова.
В то же время, многие спикеры подчеркивали важность сохранения традиций документальной фотографии и внимания к этическим аспектам.
«Мне интересно всё, но у меня есть сожаление, что направление документальной фотографии в стиле Игоря Мухина сейчас не развивается. Потому что это сложно, этим могут заниматься только самоотверженные люди, готовые отдать все за это», – отметил фоторедактор и куратор Андрей Поликанов.
По мнению Ирины Хожаиновой, атмосфера старинного Ельца создает особый контекст для восприятия фоторабот. «Находясь в таком городе, где переносишься то в Советский Союз, то в купеческий город, ты однозначно хочешь себя и визуально в картинках тоже туда отнести», – отметила она. Хожаинова подчеркнула важность портфолио-ревю и обсуждений на Блиц-конкурсе для участников. «Ты можешь увидеть, каким образом проходит жюрение конкурсов, на которые ты подаешь работы. Это очень показательно», – считает эксперт.
Георгий Пинхасов, легендарный фотограф и член агентства Magnum Photos, также поделился своим видением фестиваля и современной фотографии. «Сам фестиваль не придумал что-то невероятно новое, это уже накатанная дорожка в Угличе и Коробицыно. Но это начинающий фестиваль, и после таких разрушающих моментов как пандемия нелегко начинать. Несмотря на это, Наталья Ударцева и организаторы сделали правильные шаги. Они изо всех сил подключают молодежь. Мальчики, девочки молодые, самые любознательные, приходили, расспрашивали, показывали», – отметил Пинхасов. Говоря о трендах, он подчеркнул, что в эпоху новых технологий и социальных сетей, важным трендом становится освоение новых инструментов, которые временно могут принести успех. Но он также отмечает, что такая технология быстро устаревает, и истинная ценность фотографии заключается в способности запечатлеть уникальный, неповторимый момент, который может быть значимым даже через годы.
Сергей Скуратов, фотограф из Владимира, подчеркнул значимость мастер-классов и живого общения для развития участников. «Я думаю, что самые ценные события фестиваля — это мастер-классы и возможность общения с большими мастерами. Это уникальная возможность не только послушать, но и задать вопросы, обсудить свои идеи и получить квалифицированную обратную связь», — отметил он. Сергей также подчеркнул важность сохранения национальных традиций в фотографии и поиска своего уникального пути, не подражая популярным западным тенденциям.
Валера Черкашин, член жюри конкурса, отметил уникальную атмосферу фестиваля «Свет и Цвет», которая способствовала творческому взаимодействию между участниками. «Елец, с его неформальной и демократичной атмосферой, создал идеальные условия для общения и обмена опытом среди фотографов. Этот фестиваль отличается тем, что здесь много людей, серьезно занимающихся фотографией, и это действительно вдохновляет на размышления и новые идеи», — подчеркнул Черкашин. Он также отметил, что разнообразие мероприятий и форматов позволило каждому участнику найти что-то свое, что делает фестиваль особенно ценным для всех присутствующих.
Впечатления участников
Участники фестиваля, как начинающие авторы, так и признанные мастера, сошлись во мнении, что «Свет и Цвет» стал для них источником вдохновения и новых идей. Многие отмечали творческую атмосферу, царившую на площадках фестиваля.
«Я теперь лучше понимаю, что хочу снимать. Раньше бросалась в разные жанры. А сейчас решила, что нужно сосредоточиться на одном направлении – больше снимать о людях, раскрывать через позитивный взгляд какие-то глубинные вещи», – рассказала фотограф из Санкт-Петербурга Майя Жинкина.
Некоторые участники специально приехали в Елец, чтобы познакомиться с историей и культурой города. И, по их словам, это путешествие дало им новый импульс для творчества.
Молодые авторы подчеркивали, что фестиваль дал им возможность учиться у признанных мастеров, перенимать их опыт и профессиональные секреты.
Владимир Жерновенков, один из участников фестиваля, отметил, что это событие вдохновило его на новые эксперименты. «Фестиваль вдохновил меня на эксперименты с новыми техниками, такими как мультиэкспозиция и работа с фильтрами. Приезжая сюда, я понял, что фотография — это бесконечное поле для творчества, и здесь я смог найти новые идеи для своих работ», — поделился он.
Анна Садовникова из Севастополя подчеркнула важность фестиваля для профессионального роста: «Фестиваль напомнил о важности обмена опытом и живого общения с коллегами. Сидя у себя в городе, где всех устраивает моя работа, я немного остановилась в развитии. Здесь же я получила ту необходимую встряску, чтобы продолжать расти и двигаться вперед».
«Меня удивила девочка, которая заняла второе место в Блиц-конкурсе. Она совсем молоденькая, из семьи фотографов. Это Карасева. Очень приятно. Вообще здесь много талантливой молодежи», – рассказал фотограф Сергей Скуратов.
Участницы из Санкт-Петербурга также высоко оценили выставочную программу фестиваля. «В парке понравились работы победителей. Они очень эффектно напечатаны и развешаны. Это, в принципе, очень эстетично», – отметила одна из них. Ее коллега добавила, что успела увидеть все, что хотела: «Много тоже не всегда на пользу. А тут именно плотно и насыщенно».
Организационные аспекты: Что удалось и что можно улучшить
В целом, и участники, и эксперты высоко оценили уровень организации фестиваля, особенно учитывая, что он проводился впервые. В числе безусловных удач многие называли выставку под открытым небом, удачный подбор площадок и насыщенную программу мероприятий.
«Любые события, где участники могут взаимодействовать с экспертом не только как со «говорящей головой», читающей лекцию, всегда будут ценнее. Любой семинар, где человек может пообщаться, посмотреть, как работает конкретный автор, поработать вместе с ним и задать наболевшие вопросы, всегда будет ценнее, чем просто лектор с проектором, читающий свой материал», – считает Наталья Полякова.
В то же время, некоторые спикеры обратили внимание на организационные моменты, которые можно улучшить в будущем. В частности, прозвучали пожелания более равномерно распределять мероприятия во времени.
«Единственный минус, который я заметил – в программе было много параллельных мероприятий, и люди разрывались, выбирая, куда пойти. В будущем стоит это урегулировать, возможно, сделать программу более компактной территориально», – отметил Борис Назаренко.
«Фестиваль "Свет и Цвет" уже занял важное место в мире российской фотографии, но для дальнейшего развития необходимо внести некоторые улучшения», — считает Вадим Гущин. По его мнению, фестивалю не хватает четкой темы и более структурированного подхода к организации. «Нужна более продуманная программа, в которой было бы больше внимания к концептуальности и проектному мышлению, а также расширенное участие зарубежных фотографов и кураторов. Важно также повысить уровень подачи работ: качественные выставочные площадки и профессиональная экспозиция помогут значительно улучшить восприятие представленных фотографий», — советует Гущин, подчеркивая, что такие шаги могут сделать фестиваль еще более значимым событием на международной арене.
Василий Прудников, один из приглашенных экспертов фестиваля, также высказал некоторые замечания по организации. «Безусловно, фестиваль прошел на высоком уровне, но есть моменты, над которыми стоит поработать. Например, мне кажется, что нужно более четко структурировать программу, избегать наложения мероприятий друг на друга. Участникам должно быть комфортно посещать все интересующие их события», – отметил Прудников. Он также обратил внимание на техническое оснащение некоторых площадок: «Не везде хватало оборудования для качественной демонстрации фото и видеоматериалов. Это немного смазывало впечатление от просмотра работ». В то же время, Василий Прудников подчеркнул, что эти недочеты не умаляют общего успеха фестиваля и задают векторы для дальнейшего развития.
Некоторые участники также высказались за расширение неформальной части программы, предложив организовать больше возможностей для свободного общения.
«У меня огромное пожелание, чтобы была возможность вечером устраивать фото-чаи, просто свободно общаться, обсуждать. Это очень ценно», – предложила фотограф из Москвы Елена Несмеянова.
Влияние фестиваля на фотосообщество
Эксперты сошлись во мнении, что фестиваль «Свет и Цвет» может стать важной точкой роста для всего фотографического сообщества России. Ведь он объединяет ярких представителей разных поколений и направлений, дает импульс для развития фотографии в регионах.
«Фотография в нашей стране развивается, и в большей степени это касается цифровой фотографии. Но, приезжая на такие фестивали, видишь, что люди хотят не просто сделать снимок, а понять, куда им двигаться дальше», – отметил Борис Назаренко.
Участники подчеркивали важность горизонтальных связей внутри фотосообщества, которые возникают благодаря таким событиям. Ведь они позволяют обмениваться опытом, находить единомышленников, вдохновлять друг друга на новые проекты.
«Мы должны больше знать друг о друге, сплачиваться в сообщество фотографов со всей страны. Такие горизонтальные связи помогают распространять фотокультуру повсюду», – уверена Майя Жинкина. Эта идея объединения и взаимной поддержки стала одним из главных неформальных итогов фестиваля.
Отдельно стоит отметить образовательную и просветительскую миссию фестиваля. По словам организаторов, одна из главных задач – вовлечь в фотоискусство молодежь, дать им необходимые навыки и ориентиры.
«Я прямо сейчас на фестивале наблюдала, как подростки заходят, интересуются происходящим. Присоединяются, снимают на телефоны. Потом спрашиваю, было ли интересно, говорят, что хотят еще. Это здорово, особенно привлечение молодежи, нового поколения», – рассказала Наталья Полякова.
Андрей Поликанов, член жюри конкурса «СВЕТ и ЦВЕТ», также высказался о роли фестиваля в развитии фотографии в России. По его мнению, такие события, как фестиваль в Ельце, зажигают новые точки роста по всей стране.
«Страна состоит из городов, сел, населенных пунктов. Без них страны нет. Если в таких городах, как Елец, «зажигаются» фотографические события, это уже хорошо для страны в целом. Чем больше будет таких «точек», тем лучше», – отметил Поликанов.
Он подчеркнул, что знания и опыт, которыми делятся мастера на фестивале, будут передаваться дальше. Те, кому сейчас преподают ведущие фотографы, через 10-20 лет сами станут преподавателями и будут передавать эти знания следующим поколениям. Таким образом фотографическая культура будет распространяться по всей стране. При этом Поликанов считает, что настоящие точки роста современной фотографии пойдут от еще более молодого поколения, которому сейчас 12-13 лет. У них будет более свободное, независимое мышление, они будут создавать совершенно новые, удивительные работы.
Перспективы и рекомендации для будущих фестивалей
Фестиваль «Свет и Цвет» убедительно доказал, что российская фотография развивается и ищет новые пути. И очень важно, чтобы такие события проходили регулярно, охватывая все новые города и регионы.
«Любой проект, особенно творческий, должен иметь продолжение. Судя по проведению первого фестиваля, он удался, у нас всё получилось. Мы уверены, что в следующем году обязательно продолжим этот фестиваль на нашей Елецкой земле», – заявил начальник управления культуры Ельца Константин Матюхин.
Безусловно, организаторам будущих фестивалей есть над чем работать, учитывая пожелания участников. Очевидно, что нужно усилить информационную поддержку, активнее привлекать аудиторию через социальные сети и СМИ. Стоит подумать и над оптимизацией программы, чтобы у участников была возможность посетить максимум мероприятий.
Но главное – сохранить ту творческую и дружескую атмосферу, которая отличала первый фестиваль «Свет и Цвет». Ведь именно она вдохновляет авторов на поиск и эксперименты, дает силы двигаться вперед. А значит – помогает всему фотографическому сообществу России расти и развиваться.
«Когда меня спрашивают, где лучше отдыхать, я говорю, везде, где есть друзья, хорошая компания», – отметил Валера Черкашин, подчеркнув особую атмосферу фестиваля в Ельце.