На выставке «Город N и его обитатели. Фотография 19 – начала 20 веков». Фото Андрея Безукладникова

В Москве, в Центре визуальной культуры Béton, открылась уникальная выставка «Город N и его обитатели. Фотография 19 – начала 20 веков». На ней представлены оригинальные фотографии российских городов и их жителей, датированные периодом от 1840-х до 1910-х годов. Экспозиция позволяет с головой окунуться в атмосферу XIX века и ощутить особый дух того времени.

Путешествие в прошлое

Условный «город N» – это собирательный образ российской провинции, созданный кураторами выставки. География представленных работ весьма обширна: от Волги до Урала. Но вовсе не географическая привязка является главным связующим звеном. «Выставка представляет начало пути развития фотографии в целом, фотографического языка, как основной составляющей любого искусства на протяжении уже почти двухсот лет», – рассказывает искусствовед Евгений Березнер.

На фотографиях мы видим уездные города того времени: тихие улочки, купеческие дома, церкви... Но это вовсе не идиллическая картина. В лицах горожан читается отнюдь не безмятежность, а порой даже суровость и смирение. Столь пристальный и честный взгляд ранних фотографов на своих современников позволяет нам лучше понять те времена и характер людей той эпохи.

Но, по большому счету, «Город N» – это любой российский город, как прошлого, так и настоящего. И в этом – одна из главных идей выставки: провести параллели между фотографией XIX века и тем, что происходит сейчас. «То, что мы видим в теперешней жизни, логично. Корни в конце XIX века или даже раньше», – подчеркивает организатор выставочных проектов Андрей Мартынов.

Бутримович Л. Игра в карты. 1869-1872, альбуминовый отпечаток, 25,4х18,8 см. Частное собрание

Драгоценные оригиналы

Но главное сокровище выставки – это, конечно же, сами фотографии. Здесь собраны поистине уникальные, прекрасно сохранившиеся оригинальные отпечатки работ великих мастеров: Карелина, Дмитриева, Каррика... А какие здесь представлены раритетные дагеротипы 1840-х годов – они просто бесценны!

Тот факт, что экспонаты – оригиналы, принципиально важен. «Именно смотреть на авторские снимки, которые были сделаны автором в то время. И это не какие-то образы этих снимков в интернете. Ты смотришь на снимки, как они напечатаны, каким фотографическим процессом они исполнены, в каком они формате, как они детализованы», – говорит фотограф и коллекционер Александр Смирнов.

К тому же, экспонирование столь ценных отпечатков требует особо бережного отношения, соблюдения строжайших условий освещения и климат-контроля. И нужно отдать должное галерее Béton – здесь все эти требования выполнены идеально.

Каррик В. Из серии «Русские типы». 1860-е, альбуминовый отпечаток. Собрание ЦВК Béton

Внимание к деталям

Присмотревшись к фотографиям, можно обнаружить массу любопытных деталей, характерных для той эпохи. Вот заборы вокруг домов – для чего они, интересно? Защита от злоумышленников? Или просто загородка для скота? А вот на портретах видны удивительно ясные, чистые взгляды людей. «Эти люди еще не испорчены цивилизацией», – замечает художник Валера Черкашин.

Еще один любопытный момент – наличие раскрашенных снимков. Оказывается, это не только японо-европейская традиция, но и русская. Сложнейшая техника раскрашивания альбуминовых отпечатков представлена здесь работами Василия Нечаева, известного фотографа середины XIX века.

Иванов Т. Празднование 300-летия войска донского в Новочеркасске 21 мая 1870. 1870, альбуминовый отпечаток. 24,7х34,3 см. Собрание ЦВК Béton

Урок для молодого фотографа

Что может дать выставка современным, особенно молодым фотографам? Безусловно, «каждый умный фотограф должен прийти на эту выставку», – утверждает Евгений Березнер. И с этим трудно не согласиться.

Она демонстрирует, насколько важно для фотографа уловить и передать дух своего времени. «Никакие инсценировки этого ощущения не дают, и ценность фотографий в том, чтобы творчески, качественно, порой случайно и удачно поймать именно вот дух своего времени», – поясняет искусствовед Игорь Волков.

К тому же, выставка вдохновляет. Ведь глядя на эти старые снимки, понимаешь, что в фотографии еще далеко не все открыто и сказано. «Приходишь и смотришь на историческую фотографию, и у тебя сразу возникает множество ассоциаций с фотографией современной», – рассказывает Александр Смирнов. Так что дерзайте, ищите свои темы и сюжеты – благо современные технологии открывают перед фотографами невероятные возможности!

Бутримович Л. 1869-1872 гг. Альбуминовый отпечаток, 18,8х25,4 см. Частное собрание

Маленький, но бесценный зал

Несомненно, выставка эта – событие экстраординарное. Единственный ее минус – весьма скромные размеры экспозиционного пространства. «Очень много не вошло. Выставка шикарная. Зал просто катастрофический для этой темы», – сетует фотограф Слава Баранов. Действительно, чтобы сполна раскрыть тему российской фотографии XIX века, нужны гораздо более просторные залы.

Но даже в таком концентрированном виде экспозиция производит сильнейшее впечатление. Это квинтэссенция фотографического искусства того времени, уникальная возможность прикоснуться к истокам. Так что если вы настоящий фотоэнтузиаст – не пропустите шанс совершить этот захватывающий экскурс в прошлое. Выставка «Город N и его обитатели» в галерее Béton продлится до 10 ноября. Поспешите увидеть ее своими глазами!

Тулинов М. Портрет Епископа Казанского и Вятского Пафнутия. 1860-е, альбуминовый отпечаток, 18х22,7 см. Частное собрание