Кася Писяк, автор образа Вивьен Вествуд, Лондра,1998, © Джан Паоло Барбьери

Итальянский фотограф вдохновлялся кинематографом и историей искусства для создания необычных образов с  Одри Хепберн, Наоми Кэмпбелл и другими актерами и моделями.

Более 60 лет Джан Паоло Барбьери оставался одним из самых влиятельных фотографов моды в мире. Новая ретроспектива представляет множество его мастерских работ, включая не публиковавшиеся до сих пор, с 1960-х и до 2000 года. Это результат тщательного исследования архива художника. Выставка «Путешествие в историю моды с  Джаном Паоло Барбьери» была открыта в  House of Lucie в Остуни, Италия, до 31 августа 2024 года.

Изабелла Росселлини, Милан, 1998, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери родился в Милане, на Виа Мадзини. На текстильном складе своего отца он узнал много вещей, которые впоследствии пригодились ему в модной фотографии. Десятилетиями его прекрасные и вневременные работы украшали страницы Vogue Italia, Vogue France, Vogue US, L’Officiel, GQ и Vanity Fair.

Лаура Альварес, Венесуэла, 1976, © Джан Паоло Барбьери

В 1976 году Барбьери был в Венесуэле на съемках с Лаурой Альварес и главным редактором Vogue Italia Мариной Фаусти. Тропический антураж и яркие цвета были эскапизмом в духе времени. Эта конкретная фотография сделана на реке Ориноко. Барбьери с командой путешествовали вверх к ее истоку в Амазонии.

Эван МакГрегор, Милан, 1995, © Джан Паоло Барбьери

На выставке показаны спонтанные и интимные фотографии моделей и знаменитостей, таких как Верушка (Veruschka), Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell), Марпесса (Marpessa), Ева Герцигова (Eva Herzigová), Моника Белуччи (Monica Bellucci), Мина (Mina), Изабелла Росселлини (Isabella Rossellini), Одри Хепберн (Audrey Hepburn). Барбьери создавал рекламные кампании для таких модных брендов, как Versace, Ferrè, Vivienne Westwood, Dolce & Gabbana, Valentino and Armani.

Наоми Кэмпбелл, автор образа – Ив Сен-Лоран, Париж, 1988, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери сфотографировал Наоми Кэмпбелл в начале ее модельной карьеры, теперь он говорит: «Кто знает, знала ли она уже тогда, что скоро станет топ-моделью»

Ева Герцигова, Рим, 1997, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери был новатором в плане дизайна и стиля. Его фотографии были провокационны, богаты отсылками к истории искусства и и кинематографии, что отражало опыт его работы на киностудии Cinecittà в молодости.

Джанетт, автор образа – Андре Лауг, Vogue Italia, Милан, 1975, © Джан Паоло Барбьери

С точки зрения Барбьери мода без искусства становится голой и пустой. Женщины, сфотографированные здесь, на выставке, освобождаются от классических канонических поз модной фотографии, становясь представительницами нового, нетрадиционного типа элегантности. Они раскрываются с более беспечной и чувственной стороны.

Лаура Альварес, Венесуэла, 1976, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери говорит: «Я всегда любил искусство, во всех его воплощениях. С тех пор, как я был ребенком, вдохновение от театра и кино играло важнейшую роль. Много читая, изучая классическое искусство, глядя на работы великих мастеров прошлого – или просто оглядываясь вокруг на то, что оживляет окружающий мир, – все это питает взгляд художника».

Одри Хепбёрн, образ от Валентино, Рим, 1969, © Джан Паоло Барбьери

«Я представляю себе или рисую мысленно тот результат, который я хочу получить, конструируя съемку скрупулезно, всегда более или менее явно цитируя искусство, кино или архитектуру».

Джан Паоло Барбьери, Милан, 1978, © Джан Паоло Барбьери

Этот автопортрет, созданный при помощи историка фотографии Маурицио Ребуццини (Maurizio Rebuzzini) и арт-директора Эроса Кандуссо (Eros Candusso), был опубликован в книге Taschen: The Polaroid Book. Снимок был сделан внутри ванны, в которую Барбьери погрузился вниз головой. Во время проявления картинки Барбьери вмешивался в процесс, используя цветные пигменты, создав в итоге невоспроизводимый эффект.

Джил Кеннингтон, образ от Миссони, Vogue France, Порт Судан, 1974, © Джан Паоло Барбьери

Образ Марлен Дитрих, интерпретированный моделью Джилл Кеннингтон; она носила наряд от Миссони и зонтик из белых страусиных перьев ручной работы местного мастера. Чтобы сделать эту фотографию, друг фотографа Аннан Кахучи перекрыл движение в порту, пока съемки велись на опасно крутой крыше ангара.

Кася Писяк, автор образа Вивьен Вествуд, Лондра, 1998, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери – победитель Lucie Award 2018 года как Лучший в мире фотограф моды (выдающиеся достижения в модной индустрии) – особенный фотограф, благодаря своему знанию и сбалансированному использованию света, что связано с его хорошим и долгим знакомством с театром и кинематографией, а также благодаря гриму и застывшей неподвижности поз.

Мирелла Петтени, Vogue Italia, 1968, © Джан Паоло Барбьери

Отмеченный журналом «Штерн» (Stern) среди 14 лучших фотографов моды, Барбьери – художник, который все чаще появляется в престижных музейных коллекциях, включая Национальную портретную галерею (National Portrait Gallery) в Лондоне,  Мультимедиа Арт музей в Москве, Музей на набережной Бранли (Musée du Quai Branly) в Париже и коллекция Никола Эрни (Nicola Erni Collection) в Швейцарии.

Лаура Альварес, Венесуэла, 1976, © Джан Паоло Барбьери

Барбьери «очаровывает, удивляет и трогает сердце и разум зрителя», – говорят в музее House of Lucie, добавляя: «Это цель фотографии и, в более широком смысле, искусства».

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича