Студия Мумбаи, 2019–нынешнее время, © Дайянита Сингх

В протяженных по времени сериях, посвященных архитекторам Джефри Баве (Geoffrey Bawa) и Биджою Джейну (Bijoy Jain), Сингх показывает мир, в котором явны влияния модернизма.

Архитектура и фотография всегда были тесно связаны между собой. Этим медиа свойственны фундаментальные сходства: влияния воздуха и света, баланс поверхности и глубины, интерьера и экстерьера, и то, как их отношения связаны с человеческим телом. Внимание к этим проблемам направляло экспансивную, подвижную художественную деятельность Дайаниты Сингх (Dayanita Singh), чей открытый подход к фотографии привел к принятию архитектурных форм изображения. Фотографии Сингх, заключенные в тиковые рамки, ширмы и коробки, которые часто используются в витринах и могут быть размещены как на стенах, так и на книжных полках, представлены в форме модулей, которые могут комбинироваться в соответствии с индивидуальным вкусом. Они подчеркивают, как образы приобретают значение с течением времени, по мере того, как люди живут и развиваются рядом с ними.

Серия Бава, 2016–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Серия Бава, 2016–нынешнее время, © Дайянита Сингх

«Для меня фотография – это нечто, что можно потрогать, передвинуть, она может деформироваться, на ней появятся вмятины: она живая», – отметила Сингх в недавнем интервью. Вспоминая свое воспитание в Индии, она рассказывает, как многие семейные фотографии в их доме не помещались в альбомы, и просто раскладывались под стеклом на столах в доме, где они, казалось, вибрировали сами по себе, как и остальная мебель. Ее долговременная связь с архитекторами Джеффри Бавой и Биджоем Джейном коренится в этой личной истории и согласуется с более широкой направленностью в модернистской фотографии, ее тягой изображать поверхность, глубину и окружающую среду, расширяя возможности человеческого зрения. В фотографиях, сделанных во взаимодействии с дизайном каждого из архитекторов, неустанно любопытный фотографический взгляд Сингх улавливает общие черты у обоих – стремление использовать местные материалы, уважение к ремеслам и традициям, бесшовное вписывание в окружающую среду – и при этом работа каждого из них остается полностью самостоятельной.

Джеффри Бава, родившийся в 1919 году в колониальном Цейлоне, много путешествовал по Соединенным Штатам, Азии и Европе в годы Второй Мировой войны, до возвращения домой, где он приобрел бывшую каучуковую плантацию в Бентоте, городе на южном побережье. Он надеялся превратить ее в загородную виллу, подобную тем, что он видел в Италии. Решая эту непростую задачу, Бава прошел обучение у местного архитектора Х. Х. Рида, а затем продолжил образование в Англии в 1953–56 годах. Он стал партнером в фирме Рида в Цейлоне в 1957, и в течение 60-х и 70-х строил частные дома, гостиницы и школы в разных частях острова, переименованного в Шри Ланка в 1972 году, и позднее в Индонезии, Сингапуре и Фиджи.

Сингх вспоминает свой первый приезд в отель «Кандалама», построенный Бавой на окраине Дамбуллы, в 1994, как некую разновидность опыта «дежа вю». Ее появление в поместье Лунуганга в Бентоте казалось также «перстом судьбы». Для ее серии, посвященной Баве, (начата в 2016 году), Сингх фотографировала интерьеры поместья архитектора, а также домицилия в стиле модерн, построенного им для художницы Эны де Силва в 1960 году. Это строение было перемещено «по кирпичику» из Коломбо в Лунгалунгу.

Серия Бава, 2016–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Серия Бава, 2016–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Фотографии Сингх подчеркивают дотошный выбор Бавой материалов для создания контраста, отличительной черты так называемого тропического модернизма, связанного с его наследием. Обратите внимание на то, как неровная, грубая поверхность колонны каплевидного внешнего портика гармонирует с побеленными стенами и стеклянными окнами, или на то, как изгибы стульев в гостиной архитектора уравновешиваются широкими окнами от пола до потолка, затененными тростниковыми ширмами.


Фотографии Сингх подчеркивают дотошный выбор Бавой материалов для создания контраста, отличительной черты так называемого тропического модернизма, связанного с его наследием. 


Гармония с местной средой была также центральной идеей в практике жившего в Мумбае Биджоя Джейна, студия которого недавно послужила объектом для экспозиции в Fondation Cartier в Париже. Родившийся в 1965 году, Джейн изучал архитектуру в Соединенных Штатах и работал у Ричарда Мейера до того, как открыл одноименную фирму в 1995 году, переименованную впоследствии в «Студию Мумбаи» (Studio Mumbai). Для серии «Студия Мумбаи» (начата в 2019 году), Сингх сделала серию фотографий на бывшей табачной фабрике в анклаве Быкулла (Byculla) на юге Мумбаи, служившей студийным пространством для архитектора. «Есть нечто, что я ищу, когда снимаю архитектуру», – говорит она. «Это не архитектура как таковая, но некий дух, который я снова и снова нахожу в работах Студии Мумбаи». Сингх направляет свою камеру на текстурные поверхности бетона и дерева, чтобы отметить формальную гомологию в студии: большая мягкая мебель сферической формы рифмуется с гобеленом на ближайшей стене, складки ткани добавляют ассоциаций. На одной из фотографий три складных стула висят на стене над низкой деревянной кушеткой.

Джейн, отдавший должное точности Бавы и его привязанности к местным материалам и мастерству в мемориальной лекции памяти Джеффри Бавы в 2012 году, иллюстрирует здесь, что упрощенный подход может открывать новые возможности. Это во многом напоминает то, что делает Сингх, чьи лаконичные монохромные изображения интерьеров демонстрируют, как искусственные ограничения помогают направить энергию и выявить новые связи между разными формами и медиа. Перерабатывая элементарные принципы архитектуры и фотографии, и позволяя связям между ними занять центральное место на сцене, фотографии Сингх открывают мир, в котором воплощаются высшие устремления модернизма – создать лучшие условия для жизни путем кропотливого проектирования.

Студия Мумбаи, 2019–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Студия Мумбаи, 2019–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Студия Мумбаи, 2019–нынешнее время, © Дайянита Сингх

Оригинал на сайте Aperture
Перевод с английского Александра Курловича