Плот иллюзий (Radeau des Illusions). 180 x 264 см. 2008 © Жерар Рансинан (Rancinan G.)

Работы французского фотографа Жерара Рансинана заставляют вспомнить древнюю мудрость: красота часто рождается из хаоса. В его снимках пластиковый мусор, загрязняющий океаны, превращается в завораживающие композиции, напоминающие о том, что даже в эпоху экологических катастроф искусство способно находить проблески надежды.

Выставка «Memento vivere» в ЦВК Béton объединила девять художников, чьи работы исследуют границу между светом и тьмой современности. От классической пленочной фотографии до экспериментов с искусственным интеллектом — каждый автор предлагает свой взгляд на то, как искусство может противостоять энтропии.

Центральное место в экспозиции занимает диалог между традицией и новаторством. Василий Чунаев представляет серию работ о советском конструктивизме, продолжая линию классической европейской школы фотографии. Его черно-белые снимки архитектурных форм создают почти музыкальный ритм, в котором геометрия зданий рифмуется с пустотами городского пространства.

ГрОМ. Последний день Гелиоса. 2024 г.
Пигментная печать, пластификация, дибонд. 240,0х421,0 см.

В противовес классическим подходам арт-группа «ГрОМ» разворачивает масштабное полотно цифровой эпохи. Их работа «Последний день Гелиоса» объединяет образы научной фантастики с античными мотивами в монументальную композицию размером 240 на 421 сантиметр. На фоне космического сражения, где сталкиваются футуристические корабли и вспыхивают молнии межпланетных бурь, разыгрывается причудливый танец астронавтов в белоснежных скафандрах. Их движения, напоминающие одновременно древнегреческие вазописи и современную хореографию, создают контраст с агрессивной динамикой космического боя. Художники насыщают поверхность работы россыпью кристаллических структур, мерцающих подобно драгоценным камням на красно-розовой почве инопланетного ландшафта. Античные колонны на заднем плане и извергающийся вулкан добавляют композиции апокалиптическое измерение, соединяя мифологическое прошлое с воображаемым будущим. В этой работе группа «ГрОМ» развивает традиции дюссельдорфской школы фотографии, но переводит их в регистр цифровой фантасмагории, где каждый визуальный элемент проходит множество этапов технической обработки. Результат — многослойное высказывание о будущем человечества, где космическая экспансия соседствует с древними архетипами, а трагедия разрушения уравновешивается витальной энергией танца.

Фрагмент экспозиции «Memento vivere» в ЦВК Béton. На переднем плане работы Василия Чунаева, на заднем – работы Иоахима Шмайссера. Фото предоставлено пресс-службой ЦВК Béton

Иоахим Шмайссер привносит в выставку экологическое измерение. В его портретах африканских животных каждый кадр раскрывает индивидуальный характер обитателей дикой природы. Фотограф выходит за пределы документальной фиксации исчезающих видов, устанавливая личный контакт с каждым существом перед объективом. Работы Шмайссера напоминают, что сохранение жизни начинается с признания ее уникальности.

Марсело Бродский исследует тему памяти и сопротивления. Его фотографии, рожденные опытом жизни в условиях диктатуры, показывают, как искусство может сохранять человечность даже в самых бесчеловечных обстоятельствах. В его работах политическое становится личным, а документальное перерастает в поэтическое.

В диалог о преодолении насилия включается работа мозамбикского художника Гонсало Мабунды «Престол страстей». Созданный из деактивированных автоматов Калашникова и гранатометов, этот трон превращает орудия смерти в произведение искусства. Материалы для работы художник получил через проект Христианского совета Мозамбика, где местные жители обменивали оружие на предметы быта. Трон Мабунды становится метафорой трансформации: каждая деталь, некогда несшая смерть, теперь служит искусству. В контексте выставки эта работа обретает особое звучание, перекликаясь с фотографиями Марсело Бродского о сопротивлении диктатуре и исследованиями Рансинана о превращении разрушительного в прекрасное.

Фрагмент экспозиции «Memento vivere» в ЦВК Béton. Стена группы ГрОМ, справа стена Жерара Рансинана. Фото предоставлено пресс-службой ЦВК Béton

Серия Саши Генциса «Управляемые небеса» исследует парадоксальные отношения человека с природой. Художник соединяет снимки кабин исторических самолетов и вертолетов из музея ВВС в Монино с величественными пейзажами Гренландии и Южной Америки. Через иллюминаторы военных машин открываются захватывающие виды нетронутых ландшафтов. В этом визуальном диалоге между техникой и природой раскрывается горькая ирония: созерцание красоты планеты становится возможным благодаря механизмам, которые эту красоту разрушают.

Дмитрий Провоторов и Андрей Чежин представляют разные подходы к переосмыслению классической черно-белой фотографии. Провоторов экспериментирует с ручной печатью и вирированием, создавая работы на грани фотографии и графики. Чежин, известный своими концептуальными сериями, продолжает исследовать возможности аналоговой фотографии в цифровую эпоху.

Работы Жерара Рансинана завершают экспозицию, обращаясь к фундаментальным темам жизни и смерти. Французский мастер представляет три работы, каждая из которых переосмысливает классические сюжеты через призму современности. Композиция с тонущим кораблем отсылает к полотну Жерико «Плот Медузы», превращая трагедию кораблекрушения в метафору современных социальных катастроф. В многофигурной постановке смешиваются отчаяние и надежда, жизнь и гибель, образуя сложную хореографию человеческих тел на фоне бушующего моря.

В другой работе художник помещает обнаженную фигуру в створки раковины среди бушующего океана, где пластиковый мусор соседствует с волнами апокалиптического масштаба. Образ спящей женщины в жемчужной раковине становится современным прочтением «Рождения Венеры», но вместо пены морской богиню окружает океан, отравленный человеческой деятельностью.

Фрагмент экспозиции «Memento vivere» в ЦВК Béton. Стена Андрея Чежина. Фото предоставлено пресс-службой ЦВК Béton

Третья работа — натюрморт с черепом, горящим букетом и пылающими страницами — развивает традиционную тему vanitas. Однако классические символы бренности существования Рансинан наполняет новой энергией: увядшие цветы охвачены настоящим пламенем, а череп соседствует с горящими обрывками современных газет, создавая напряженный диалог между вечным и сиюминутным.

Выставка «Memento vivere» раскрывает способность искусства преображать реальность. Она демонстрирует, как художественный взгляд превращает документацию распада в свидетельство о возрождении. Каждый художник по-своему работает с темой трансформации: Чунаев создает из городских руин геометрическую симфонию, группа «ГрОМ» переплавляет цифровой шум в новую визуальную поэзию.

В эпоху, когда технологии все чаще воспринимаются как угроза человечности, выставка показывает другой путь. Работы с использованием искусственного интеллекта соседствуют здесь с традиционной пленочной фотографией, создавая диалог, а не конфронтацию. Это напоминает о том, что новые инструменты — лишь продолжение человеческого стремления к творчеству.

Фрагмент экспозиции «Memento vivere» в ЦВК Béton. Фото предоставлено пресс-службой ЦВК Béton

«Memento vivere» можно прочитать как манифест современной фотографии. В мире, где цифровые технологии делают создание изображений все более доступным, именно авторский взгляд и способность находить смысл в хаосе современности определяют ценность искусства. Восемь художников, представленных на выставке, показывают разные пути такого поиска — от документальной строгости до цифровых экспериментов.

В финале экспозиции зритель оказывается перед простым, но важным выбором: видеть в современном мире только признаки упадка или искать в нем семена будущего возрождения. Выставка не дает готовых ответов, но предлагает инструменты для поиска собственного пути между memento mori и memento vivere.


Выставка «Memento vivere. Помни о жизни» проходит в Центре визуальной культуры Béton (Якиманская набережная, д. 2 к. 1) с 28 ноября 2024 по 19 января 2025 года. Стоимость билетов: 350 рублей — полный, 200 рублей — льготный. Возрастное ограничение: 16+