Центр Визуальной Культуры BÉTON совершил прорыв в издании фотокниг.

Анонсируется серия альбомов по истории фотографии. Сегодня речь пойдёт о первом альбоме из двух уже опубликованных.

Итак, начнём сначала. «Алфавит. Советская фотография 1920–1930 годов» — полноразмерный (формат А4) и довольно увесистый альбом. Листать его рекомендуется на столе. Книга оставляет исключительно приятные тактильные впечатления — и обложка с «бетонным» узором, и страницы радуют качеством. Её приятно держать в руках и листать. Полиграфия и качество воспроизведения фотографий безупречны. Радует, что ЦВК BÉTON сохраняет высокую планку, заданную своими экспозициями.

Визуальный ряд альбома «Алфавит» повторяет одноимённую выставку, прошедшую весной 2024 года. Однако особенно интересна текстовая часть издания, которая состоит из трёх частей.

Первая часть — вступительная статья Артёма Логинова, посвящённая историческому контексту того времени. На мой взгляд, её небольшой недостаток — излишняя академичность изложения и несколько сухой язык. Впрочем, кто-то может посчитать, что для подобного жанра это вполне уместно.

Вторая часть текста — это цитаты из различных критических статей о творчестве некоторых фотографов. Вот уж где «контекст» раскрывается во всей красе! Достаточно прочитать, к примеру, отзыв о творчестве Николая Андреева... Как говорится, «это было бы смешно, если бы не было так грустно», особенно зная, какие «оргвыводы» следовали за подобной «критикой», нелепой с точки зрения культурного человека.


Любопытно, что почти везде на этих выставках осо­бым вниманием и признанием пользуются работы нашего фотографа-художника Н. П. Андреева (Сер­пухов). Любопытно потому, что, в отличие от чисто художественных тем других наших мастеров (пей­заж, портрет, инсценированный сюжет картины в манере живописи и т. д., то есть либо в плане формально-технических, либо эстетических достижений), работы Н. П. Андреева представляют собой образец художественного мастерства на советские бытовые сюжеты («Закурил», «С кормом» и др.), выпол­ненные специальными процессами художествен­ной фотографии (бром-масло).

Из статьи Г. Болтанского «Фотографическая жизнь в советский период» // Советское фото № 6, 1926

Вот Андреев. Его работы производят довольно зна­чительное впечатление. Около него много споров. Говорят о подражании живописи. Это бесспорно, но этого мало. Надо посмотреть, какой живописи? Андреев порой стремится подражать Перову, но не раннему, социально заостренному Перову, а позднему Перову безразличной пейзажной те­матики. Намеки на Рыбова, Куинджи, Левитана. Намеки, спутанные в одну кучу. Но у этих «прото­типов» Андреев берет не столько их положительное, хотя и не особенно высокое мастерство, а их эмоци­ональный тонус. Проникается настроениями, кото­рыми жили эти художники. Беря исходным пунктом творчество достаточно убогих и идейно и художест­венно живописцев, Андреев усваивает у них наи­более отрицательные черты.

Из статьи И. Сосфенова «Стремление к отвлеченной картинности» // Советское фото № 8, 1935


Третья часть — ещё один «привет из контекста». Это выдержки из дискуссий начала-середины 30-х годов о различных «идейных направлениях» советской фотографии. Факсимиле статей, выступлений... Мы видим, как фотографы, впоследствии ставшие гордостью отечественной фотографии, вынуждены были каяться в «идейных ошибках», критиковать друг друга (а фактически доносить). Эти тексты вызывают много печальных размышлений.

Краткое резюме: это одно из лучших изданий о фотографии, которое попадало мне в руки за последние годы. Не пропустите!

АЛФАВИТ
Советская фотография
1920–1930 годов

Твердый переплет, 300 стр.
Издатель: ЦВК BÉTON
ISBN – 978-5-6050861-0-9