Сейчас, к своей двенадцатой годовщине, 2024 Paris Photo – Aperture PhotoBook Awards – ежегодное празднование непреходящей роли фотокниг в развивающейся истории фотографии. Награды вручаются за достижения в трех главных категориях: Первая фотокнига (First PhotoBook), Фотокнига года (PhotoBook of the Year) и Каталог Фотографий года (Photography Catalog of the Year).
В этом году, организаторы получили 940 книг из 59 стран со всего мира, включая выдающиеся заявки из Аргентины, Японии, Индонезии, Новой Зеландии и других мест. В сентябре жюри собралось в Нью-Йорке на три коротких и загруженных дня для рассмотрения и обсуждения. В составе международной команды: Негар Азими (Negar Azimi), главный редактор, Bidoun; Жаклин Бейтс (Jacqueline Bates), фоторедактор, Opinion, New York Times; Майкл Фамигетти (Michael Famighetti), главный редактор, Aperture; Нонцикелело Мутити (Nontsikelelo Mutiti), директор аспирантуры по графическому дизайну в Йельской школе искусств; Анна Планас (Anna Planas), художественный руководитель, Paris Photo.
Шорт-лист представляет собой нечто большее, чем просто подборку лучше всего сделанных, классически красивых книг. В такой же степени он выражает возможности книгоиздания в широком спектре ресурсов, намерений и техник рассказа историй. Как заявил член жюри Майкл Фамигетти: «Было впечатляюще увидеть такое разнообразие идей, тем, процессов и форм, исследуемых через фотокниги. Я благодарен жюри за посвящение такого количества времени и внимания просмотру поступившего материала и нашему сообществу преданных своему делу книгоиздателей, фотографов и специалистов, создавших и приславших нам такую впечатляющую подборку работ».
«Работа в жюри позволила ознакомиться с публикациями текущего года, что очень ценно, – отметила член жюри Жаклин Бейтс. – Обозревать книги из 59 стран – это невероятная задача. Даже среди общих тем каждый проект демонстрирует иной подход. Каждая книга из 940 поступивших была уникальной».
Анна Планас, художественный руководитель Paris Photo, и Флоренс Буржуа (Florence Bourgeois), директор Paris Photo, отмечают: «Представление книг, вошедших в шорт-лист Paris Photo, – одна из высших точек всего мероприятия. Выбор, сделанный для PhotoBook Awards, показывает международное видение фотографических книг, и вместе с творческим пульсом современности они воплощают жизнеспособность издательского дела сегодня».
Финальная встреча жюри на Paris Photo для выбора победителей по трем категориям состоялась в пятницу 8 ноября. Затем книги из шорт-листа были выставлены в Париже с последующим международным туром, включая Нью-Йорк на Printed Matter в январе 2025 года и другие места, которые будут объявлены позднее.
Ниже читайте о 35 книгах, включенных в шорт-лист Aperture PhotoBook Awards.
Первая фотокнига
«я (не) ваша мать» (i am (not) your mother), Хеди Бэрри
Авторская публикация, Фонд Пенумбра, Нью-Йорк, дизайн автора
В 2002, во время гражданской войны, Хеди Бэрри и ее семья покинули Берег Слоновой Кости как беженцы и поселились в Сенегале. Так как ее мать уехала в США в поисках приюта, а отец по большей части отсутствовал, принимаясь за любую работу, Бэрри в свои 13 лет вынуждена была заботиться о трех младших детях семьи. В ее изданной самостоятельно фотокниге «я (не) ваша мать» перемешаны портреты и документальные фотографии, изображения из архива, записи в дневниках и расшифровки разговоров, раскрывающие травму подросткового возраста, внезапно нарушенного огромной ответственностью родительства. Визуальный ряд книги чередует яркую, ностальгическую палитру найденных вновь семейных фотографий и строгие черно-белые собственные фотографии Бэрри, запечатлевающие природу, людей и интерьеры. «Есть большое сходство между ее персональной историей и тем, как она самостоятельно сделала эту книгу», – говорит член жюри Анна Планас. Книга форматом меньше 6 ½×9 дюймов, и использование уникальной ризографической печати подчеркивает интимность и болезненность темы, затронутой Бэрри.
«Молчание – это дар» (Silence Is a Gift), Чиро Баттилоро
Коммуна Chose, Марсель, Франция, дизайн Сесиль Пуамбёф-Коидзуми и Перрин Серр
«Молчание – это дар» Чиро Баттилоро – это интимный взгляд на Южную Италию. В местности, география которой давно использовалась множеством приезжих художников, Баттилоро, человек местный, фотографирует семьи в их домах, документируя маленькие, личные моменты повседневной жизни. «Молчание – это дар» связывает вместе тщательно выстроенную последовательность черно-белых фотографий, тщательно напечатанных с большими полями. Эмпатичные и уважительные, они запечатлевают моменты радости и отдыха – дети карабкаются в окна, мать расчесывает волосы дочери. Обложка книги с заниженным дизайном, аккуратно приглашает зрителя в домашний мир фотографий. «Баттилоро красиво запечатлел глубокую любовь между членами семьи, наполненную нежностью и игривостью,– говорит член жюри Джеки Бейтс. – Фотографии полностью избавлены от ощущения привязки к определенному времени или месту, предлагая нам тонкий взгляд внутрь жизни в Италии».
«Лебенсборн: политика рождаемости в Третьем Рейхе» (Lebensborn: Birth Politics in the Third Reich), Ангенит Беркерс
The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, дизайн Роба ван Хозеля
«Лебенсборн: политика рождаемости в Третьем Рейхе» отражает мрачную историю программы Гиммлера по созданию «арийской» расы. Вводя запреты на контрацепцию и аборты, а также налоговые льготы и поощрения для деторождения, нацисты побуждали германских граждан заводить как можно больше детей. Впоследствии этот план рухнул, и они прибегли к похищению тысяч детей из Восточной Европы, чтобы их «германизировать». Lebensborn представляет вольную хронологию этой политики, колеблясь между архивными материалами и сделанными художником фотографиями исторических мест и выживших жертв, дающих личные свидетельства о травмирующих и трагических последствиях этого плана. «Этот проект – необходимое напоминание об уязвимости детей во время конфликтов, – размышляет член жюри Нонцикелело Мутити. – Книга на самом деле добивается успеха в том, чтобы показать образ мышления нацистского режима в попытке сконструировать «арийскую» идентичность, а также иллюстрирует долговременные последствия ужасов подобных программ».
«Рю Дезире Шевалье» (Rue Désiré Chevalier), Клэр Кокано
Авторское издание, Париж, дизайн автора
«Рю Дезире Шевалье» Клэр Кокано – это нежное размышление о семье, миграции и наследстве. В 1960-х дед и бабушка Кокано эмигрировали во Францию из Югославии и жили постоянно в квартире, в которой больше чем через 40 лет они будут наблюдать распад своей родной страны. В этом томе в мягкой обложке Кокано соединяет свои фотографии со смесью семейных снимков, дневниковых записей и удостоверений личности. Эти материалы перемежаются двумя контрастными темами: записями соглашения о трудовых правах между Югославией и Францией, отпечатанными на полупрозрачной бумаге, и серией фабричных «синек» тканей, которые разворачиваются, демонстрируя воссозданные вышивки бабушки Кокано. «Дизайн книги выглядит очень продуманным, уникальным,– замечает член жюри Негар Азими. – Вы как будто входите в очень интимную зону – семейные и духовные раскопки одновременно».
«’Om (Мать)» (’Om (Mother)), Барбара Дебёкелер
The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, Дизайн – Карел Франсен
В своей книге «’Om (Мать)» Барбара Дебёкелер сотрудничает с восемью палестинскими женщинами, чтобы рассказать другую историю Ближнего Востока. В то время, как СМИ, пишущие об оккупации Палестины, фокусируют внимание на мужчинах, сражающихся на земле, женщины редко попадают в поле зрения в своих стойких усилиях защитить дома и детей. Обеспечив их камерами, Дебёкелер попросила восьмерых женщин фиксировать их повседневную реальность. Полученные тихие, мягкие фотографии дома, друзей и семьи, часто залитые светом, предлагают своеобразный, неожиданный взгляд на жизнь в условиях оккупации. Фотографии, напечатанные без полей на 320 страницах газетной бумаги, «художественны, часто приятно перекошены и удивительны, – замечает член жюри Негар Азими, – Эта маленькая книга кажется одновременно и непосредственной, и интимной».
«27 черновиков» (27 Drafts), Симона Энгелен
Fw:Books, Амстердам, дизайн Ханса Греммена
В 2006 году, во время учебы в старших классах школы в США, Симона Энгелен подверглась сексуальному насилию. Через годы, в поисках успокоения, она вернулась с матерью и своей камерой. «27 черновиков» отражает исследование Энгелен своей памяти с помощью фотографии и печатного почерка, смутное вмешательство в собственную психику художницы. Образы ощущаются, как грубые и криминальные, словно сцены из ночного кошмара – темные ночные виды изнутри автомобиля, туманные ландшафты и отражения в бассейнах. «Неформальный мягкий переплет и общее ощущение альбома для зарисовок подчеркивают идею, выраженную в названии, о продолжающемся проекте по переработке прошлого»,– замечает член жюри Майкл Фамигетти. Начиная с точечного глянцевого шрифта на обложке, напоминающего исписанную страницу из журнала, «27 черновиков» ни разу не отклоняется от своей строго личной цели. Энгелен сделала эту книгу не для других, а скорее как практику противостояния самой себе и поиска пути к исцелению.
«Если время не кончается» (If Time Does Not End), Яник Энтремонт
Авторская публикация и дизайн, Берлин
Если жизнь и смерть стали выбором, какую ценность будет иметь время? Именно этот вопрос – в сердце книги «Если время не кончается» Яника Энтремонта, умозрительного исследования растущего феномена криоконсервации. Крионика – это амбициозный эксперимент, основанный на вере в то, что будущие технологии дадут возможность обратить смерть вспять, сохранив тело пациента (или его мозг) в охлажденном жидким азотом сосуде при температуре -196°С. Для этого проекта Энтремонт путешествовал по США, Норвегии, Испании и Швейцарии, фотографируя верующих – от генеральных директоров до человека, хранящего своего дедушку в сухом льду в собственном саду. Минималистический дизайн книги перемежается с отпечатанными страницами, содержащими зловещее «Заявление о предпочтениях возрождения» (“Revival Preference Statement”), детализированно описывающее анамнез заморозки тела. «Энтремонт создает монументальные, психологические портреты людей и мест, – говорит член жюри Негар Азими, – вращающиеся вокруг бесконечно интересного вопроса: что может побудить человека стремиться к вечной жизни?»
«Морской пляж» (Sea Beach), Исмаил Фердоус
Imageless, Шанхай, Дизайн – Related Department
Кокс-Базар, самый длинный в мире естественный соленоводный пляж, лежащий на берегу Бенгальского залива в Бангладеш, фотограф Исмаил Фердоус мечтал посетить с юных лет. Пляж – это место, где люди из разных районов и регионов, с разными диалектами встречаются и общаются, год за годом. Фердоус в серии «Морской пляж» запечатлевает это место в сказочной атмосфере, чередуя портреты и натюрморты, сделанные в зимние месяцы, которые пробуждают ностальгические воспоминания о детстве. Твердая белая обложка украшена небольшой, покрытой блестками фотографией продавца сладкой ваты и обещает внутри игривый воздушный мир ярких акцентов и размытых цветов. «Наличие разворотов добавляет в последовательность причудливости, привнося ощущение магического реализма», – говорит член жюри Джеки Бейтс. – Фердоус использует как бледный, так и сияющий свет, изображая моменты отдыха, вызывающие ощущение праздника».
«Контролируемое обновление» (Control Refresh), Тома Гержа
The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, дизайн Роба ван Хозеля
«Контролируемое обновление» рассказывает истории российской молодежи – Поколения Z, выросшего в эпоху Путина. Тома Гержа, родившаяся в Москве и живущая сейчас в Амстердаме, фотографировала несколько удаленных городов более трех лет. Ее фотографии сочетают в себе взгляд со стороны и вдумчивый самоанализ, описывают тоску взросления, когда чувствуешь себя скованным миром, становящимся все более виртуальным, и мрачной геополитикой конфликта России и Украины. Книга аккуратно переплетена оранжевой нитью и дополнена стильным жакетом с поясом. «Мягкая, журналоподобная обложка способствует восприятию повествования и взаимодействию текста с иллюстрациями», – говорит член жюри Майкл Фамигетти. Благодаря пониманию Гержей реалий жизни ее соотечественников и ее собственной, «Контролируемое обновление» – уникальный портрет молодых россиян в этот сложный момент.
«В тишине и свете: вода, жизнь и потеря земель в Южной Луизиане» (Into the Quiet and the Light: Water, Life, and Land Loss in South Louisiana), Вирджиния Ханусик
Columbia Books on Architecture and the City, Нью-Йорк, Design Дизайн – New Information, Дейв Юн и Инён Чо
«В тишине и свете: вода, жизнь и потеря земель в Южной Луизиане» (Into the Quiet and the Light: Water, Life and Land Loss in South Louisiana) – эссе по широкой истории Южной Луизианы, использующее климатический кризис в качестве катализатора для размышлений. Черно-белые фотографии Вирждинии Ханусик уважительно и с богатством деталей отражают ландшафт и архитектуру региона. Они служат разметкой для текстов, содержащих как авторские сочинения фотографа, так и обширную подборку стихов, размышлений и эссе от местных авторов – писателей, ученых, художников и активистов. Твердая черная обложка имеет приглашающий, умеренный размер. Открывающий текст напечатан на латунно-коричневой, немелованной бумаге, а иллюстрации – на меньших по размеру белых мелованных листах. «Размеры и дизайн чудесно работают на пользу общему месседжу, – замечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Она портативна и доступна, и я думаю, что это и нужно для книг, сообщающих подобную информацию».
«Гниющий изнутри» (Rotting from Within), Абдулхамид Кирхер
Loose Joints Publishing, Марсель, Франция/Лондон, Дизайн – Loose Joints Studio
В книге «Гниющий изнутри» Абдулхамид Кирхер борется со сложной семейной историей и собственными представлениями о мужественности. Родившийся в Берлине, Кирхер ребенком переехал в Соединенные Штаты, оставив своего деспота-отца. Только потом, в 17 лет, он узнает больше о жизни отца в Турции и Германии, включая его заключение. Кирхер стал проводить летнее время в Берлине, фиксируя свои новые отношения с отцом и, медленно, свое разочарование в нем. Идущие в хронологическом порядке, некоторые страницы книги содержат единственную фотографию, в то время, как другие – до 15; темп уравновешивает временные разрывы, поскольку Кирхер покидает Берлин, чтобы вернуться в следующем году. Его фотографии остаются заботливыми и наблюдательными, открытыми к пониманию конфликтов и традиций поколений. Как замечает член жюри Майкл Фамигетти, «Гниющий изнутри» – это «захватывающая, дневниковая хроника семьи, которая переключается между красотой и травмой».
«Одна голова и тысяча лет» (One Head and Thousand Years), Хассан Курбанбаев
Art Paper Editions, Гент, Бельгия, дизайн Юргена Маелфейта
«Одна голова и тысяча лет» (One Head and Thousand Years) – многостороннее исследование поисков идентичности, места и связи в родном городе Ташкенте, Узбекистан, и окружающих горах Чимган, сделанное фотографом Хассаном Курбанбаевым. Тонкая книга в бумажной обложке ассоциируется с определенным местом и временем; ее повествование ставит больше вопросов, чем дает ответов. Курганбаев фотографирует повседневных моменты, наполненные символизмом. Собранные вместе фрагменты частей тела, бытовых деталей, постановочные портреты и ландшафты создают сюрреалистическую мозаику, сосредоточенную на уязвимости жизни художника в постсоветском мусульманском обществе. Отпечатанная на теплой серой бумаге с минимальными полями, книга «Одна голова и тысяча лет» – это текстурный, иммерсивный опыт. «В этих изображениях есть что-то неземное, – говорит член жюри Джеки Бейтс, – вовлекающее аудиторию в поэтическую медитацию в процессе нахождения себя».
«Фотографии мальчика, на которого я всё ещё похож, в моей руке» (Pictures in My Hand of a Boy I Still Resemble), Шринивас Куруганти
Авторское издание / Marigold Books, Дели, Индия, дизайн автора
В книге «Фотографии мальчика, на которого я все еще похож, в моей руке», Шринивас Куруганти искусно извлекает из памяти воспоминания о давно ушедшем времени. Куруганти приехал в Соединенные Штаты из Индии в 1986 году как студент, и фотографии, сделанные им за это время, – залитое солнцем свидетельство культурной жизни, как принадлежащей диаспоре, так и типично американской. Под скромной мягкой обложкой скрываются только фотографии без полей, создающие мощный визуальный ритм – сентиментальный и в то же время экстатический монтаж юности Куруганти, формирующийся за почти двести страниц тома. Знакомые лица и ландшафты повторяются: стильные мужчины стоят у машины на краю дороги, опираются на забор на фоне города, позируют на пляже перед разбивающимися волнами. «Интимный формат и «снэпшот-стиль» фотографий предлагает замечательный образ сообщества друзей, изучающих американскую культуру в 1980-х и 90-х», – говорит член жюри Майкл Фамигетти.
«Тупик» (Dead End), Никола Моселли
Penisola Edizioni и Antiga Edizioni, Крочетта-Монтелло, Италия, Дизайн Роберто Вито Д‘Амико
В книге «Тупик» Николлы Моселли показано тщательное исследование спорной истории границы между Мексикой и США через призму наблюдения и интернет-культуры. Используя спутниковые фотографии улиц с каждой стороны границы в качестве основного материала, фотограф собрал в книге суровые, обычные черно-белые изображения города и пригородов, вызывающие в памяти Новую Топографию, но обновленные в духе цифровой эпохи. Архивные материалы, письменные показания, правительственные документы, интервью, скриншоты из социальных медиа, фрагменты стихотворений и песен отражают различные пути восприятия границы. Альбом, изданный в Швейцарии, тщательно организован, даже в его структуру вплетена идея границы: фотографии из США и Мексики разделены центральным блоком текстов и технической информации. «Иерархия информации настолько поразительна, – замечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Структура просто совершенна в том, как она организует и кадрирует все, даже фотографии, – как данные».
«Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» (Spell, Time, Practice, American, Body), РаМелл Росс
MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун
Книга художника, режиссера и писателя РаМелла Росса «Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» представляет его работы вместе с эссе автора, а также других контрибьюторов. Книга переосмысливает визуальные нарративы Американского Юга, начиная с кадров из документального фильма Росса «Округ Хейл сегодня утром и вечером» (Hale County This Morning This Evening), и продолжая представлением фотографий и скульптурных работ. В основе книги, изданной на тонкой, глянцевой черной бумаге, лежит документация перформанса в смешанных медиа «Возвращение к истокам», в котором Росс отправлялся в 59-часовое путешествие в грузовом контейнере. Эта работа – посвящение Генри Воксу Брауну (Henry Box Brown) с его знаменитым побегом из рабства путем отправки себя по почте на адрес аболиционистов из Филадельфии. «Скрепленная «пружинкой» и напоминающая рабочий документ, «Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» вызывает ощущение учебника, бросая вызов и расширяя понимание того, чем является фотография Американского Юга и чем она может стать, – отмечает член жюри Джеки Бейтс, – Постоянно развивающейся концепцией, требующей переоценки и пересмотра».
«Ежедневные автопортреты 1972–1973» (Daily Self-Portraits 1972–1973), Мелисса Шук
TBW Books, Окленд, Калифорния, дизайн – Пол Шик
В декабре 1972 года Мелисса Шук (1939–2020) приступила к проекту, в рамках которого она в течение года ежедневно фотографировала себя в своих апартаментах в Нижнем Ист-Сайде в различных позах, как одетой, так и обнаженной. Этот перформанс позволил ей задуматься, на ее собственных условиях, о взаимоотношениях с памятью и ее пересекающихся идентичностях женщины, матери и художника. В книге «Ежедневные автопортреты 1972–1973» собрана полная серия – откровенная пророческая коллекция портретных работ, в которых решающий момент отходит на второй план раби более продолжительного, открытого взгляда, черпающего силу и пафос в совокупности мимолетных жестов и поз. Минималистический дизайн книги в мягкой обложке придает равное значение каждой из 192 черно-белых фотографий. «Это красиво сделанная книга, которая скомпонована просто, но абсолютно совершенно, – говорит член жюри Анна Планас. – Это важный вклад в историю искусства, но при этом изображения выглядят весьма современно и актуально сегодня».
«Месяц жизни» (Wata Na Life), Нгади Смарт
Loose Joints Publishing, Марсель, Франция / Лондон, дизайн – Loose Joints Studio
Хотя с первого взгляда об этом никогда не догадаться, книга «Месяц жизни» Нгади Смарт была задумана как проект, рассказывающий о том, как глобальный водный кризис воздействует на сообщества в Сьерра Леоне. Гипер-насыщенные, яркие фотографии Смарт полны наложений, коллажей и других способов постобработки, что позволяет избежать этнографического взгляда на бесправие, который так часто присутствует в рассказах об Африке. Вместо этого, образы кажутся яркими, духовными и полными смысла. «Это настоящая африканская история – как выглядят инновации в момент кризиса, – отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Часто люди говорят об устойчивости, но я думаю, что сильно недооцениваются такие факторы, как умение решать проблемы и интеллект в борьбе с этим кризисом. Мне кажется, что книга успешно провозглашает это». Внутри твердой картонной обложки, фотографии находятся на наборе сложенных листов, прикрепленных к ней степлером. «Сложность фотографий и книги-объекта позволяет открывать новые смыслы каждый раз, когда я беру ее в руки», – провозглашает Мутити.
«Рожденные от одного корня» (Born from the Same Root), Цай Тинг Банг
Авторская публикация, Тайпей, Дизайн Цай Тинг Банг и Шу Хэ Чжи
Книга Цай Тинг Банг «Рожденные от одного корня» создает трогательный портрет Хсиена, старшего брата художника, и размышляет об их общей семейной травме. Мальчики росли в разных домах, и в подростковом возрасте у Хсиена возникли проблемы с психическим здоровьем, контакт с семьей был прерван на три года. Цай использует книгу, чтобы исследовать отчуждение, неузнавание и тайну, лежащие в основе их связи, перемешивая архивные семейные фотографии, собственные нежные портреты Хсиена и зарисовки его повседневной жизни. «Книга рассказывает простую, но мощную историю и полна прекрасных, непринужденных моментов», – говорит член жюри Анна Планас. Небольшая, интимная по размеру книга имеет умную двухсоставную структуру, заставляющую читателя переворачивать страницы книги в двух направлениях, словно открывая разворот. «Нам нравится, как дизайн вдумчиво отражает дистанцированность и одновременно близость отношений братьев» – говорит Планас.
«Ящик Тваны: Фотографическая жизнь Тваны Абдуллы, Иракский Курдистан, 1974-1992» (Twana’s Box: The Photographic Life of Twana Abdullah, Kurdistan Region of Iraq, 1974–1992), Раушт Твана
Fraglich Publishing, Брегенц, Австрия, Дизайн – Стефано Карини и Лукаса Бирка
Когда Раушт Твана начал сортировать более 20 000 фотографий из архивов, сделанных его покойным отцом в Иракском Курдистане между 1972 и 1992 годами, он знал, что его проект был не просто семейным. «У меня есть личная привязанность к этим фотографиям, но их важность, конечно, – политическая и историческая», – пишет он во введении к «Ящику Тваны». Этот огромный архив лежит в основе книги, которая предлагает редкий взгляд на курдские сообщества в разгаре сильнейших политических потрясений. Динамичный макет и дизайн книги поддерживают широкий диапазон затронутых тем от повседневных сцен до формальных портретов, репортажей о военных операциях и так далее. Два эссе открывают том, а расширенные описания к фотографиям добавляют уточненный контекст. «Ящик Тваны» – это портрет народа в постоянном кризисе, который, тем не менее, живет с достоинством и красотой, – говорит член жюри Негар Азими. – Это на самом деле вызывает чувство, что вы попали в архивный ящик чудес, особый мир».
«Положите ее на спину» (Lay Her Down Upon Her Back), Ройсин Уайт
Witty Books, Турин, Италия, Landskrona Foto, Швеция, и Breadfield Press, Мальмё, Швеция, дизайн Томмазо Танини
Книга Ройсин Уайт «Положите ее на спину» выступает против «невидимости» женской боли через навязчивое, дискурсивное эссе о «лечении покоем» – некогда популярном рецепте для ложно диагностированых неврастении и истерии, который заключался в насильственной 5–8-недельной изоляции на постельном режиме, сопровождавшейся ограниченной, высококалорийной диетой и электротерапией. Книга, напоминающая своим малым форматом и немелованной бумагой карманный справочник или покетбук, сочетает в себе рисунки, коллажи, найденные изображения или эфемеры, а также черно-белые автопортреты Уайт. На этих пугающих фотографиях тело Уайт искажается в абстрактных, неудобных позах, создавая физический словарь для передачи жестокого обращения с женщинами в медицине и того, как это продолжается сегодня. «Нас привлекло качество ручной работы в этой книге, то, как художник использует интимный подход для показа действительно важной проблемы, – говорит член жюри Анна Планас. – Последовательность работ очень кинематографична и с легкостью соединяет в себе самые разные материалы и фактуры».
Фотокнига года
«Сбои» (Disruptions), Тайсир Батниджи
Loose Joints Publishing, Марсель, Франция / Лондон, дизайн Loose Joints Studio
Мрачная, но при этом пугающе современная, книга «Сбои» Тайсира Батинджи собрана из пиксилизированных скриншотов из видеозвонков по WhatsApp его семье в Газе, сделанных между апрелем 2015 года и июнем 2017 года. Фрагментарная эстетика хрупкой телефонной связи легко связывается метафорой с расстройством психики в условиях повседневной жизни, разрушенной конфликтом. Эта компактная книжка скрывает под мягкой обложкой около 70 изображений, которые сопровождаются пронзительным текстом фотоисторика Тауса Р. Дахмани. Среди искаженных портретов и пиксилизированных пейзажей зритель встречает вспышки ярких цветов, сигнализирующие о неудавшемся соединении, прерываемые лишь сплошными зелеными страницами, на которых помещена дата каждого звонка. «Сбои» – мрачное, но полное отражение жизни в условиях оккупации. «Поскольку Газа уничтожается в реальном времени, «Сбои» Батинджи являются своевременным напоминанием о нестабильности человеческой жизни», – отмечает член жюри Негар Азими.
«Проезжая мимо Пекина» (Passing By Beijing), Цай Дундун
Cai Dongdong Studio, Пекин, дизайн – Ван Лиша
Между 2002 и 20022 годами Цай Дундун снимал улицы и окраины Пекина после переезда в город с северо-запада страны. «Проезжая мимо Пекина» – это коллекция его роскошных цветных фотографий этого периода, начиная с картин его родного города, с фиксацией изменения сезонов по годам, по мере того как художник акклиматизировался к городской жизни. Член жюри Майкл Фамигетти ценит масштаб работы Цая, говоря о «минимально режиссированной последовательности тихих, повседневных жестов». Цай проводит много времени на природе Пекина и на его набережных, часто бродя по окраинам города. Ориентируясь на пространства по ту сторону ультрасовременного развития города, Цай, похоже, нашел свою бесконечную историю. «Пекин – это город, построенный на идеологии, – пишет он в эпилоге книги. – Только когда я смотрю на эти фотографии, у меня медленно всплывают воспоминания за последние 20 лет».
«Тарелки I–XXXI» (Plates I–XXXI), Лия Дарджес
Chose Commune, Марсель, Франция, дизайн Сесиль Пуамбёф-Коидзуми и Перрин Серр
«Тарелки I – XXXI» доводит простую концепцию до фантастических крайностей. Для создания своих фотографий Лия Дарджес выкладывает остатки еды на специальном столе, а расположенная рядом камера с сенсором, реагирующим на движение, автоматически снимала птичек, мышей, белочек и даже енотов, которых любопытство склонило к исследованию этой импровизированной студии под открытым небом. Получившиеся результаты варьируют от живописных изображений любопытных, колеблющихся посетителей до созданий, привольно разлегшихся на дионисийском пиру. «Тарелки I – XXXI сдержанны по масштабу, но полны озорства и визуального наслаждения», – говорит член жюри Майкл Фамигетти. Переплетенная в бархат книга наполнена легкой, сказочной атмосферой, где в чаепитии животных полностью отсутствует человеческий контекст.
«Мы – Карвер» (We Are Carver), Джессика Ингрэм
Авторская публикация, Далленвилл, Швейцария, дизайн – Михаел Шмеллинг / 40 Worth
«Мы – Карвер» Джессики Ингрэм показывает жизнь студентов George Washington Carver High School в Коламбусе, Джорджия, расположенной в нескольких мирах от Форт Мура, одной из крупнейших в мире военных баз. Более шести лет Ингрэм общается со студентами-кадетами в корпусе подготовки младших офицеров резерва армии США, создавая захватывающую серию фотографий, прослеживающую путь от юности до взросления. По размеру и оформлению книга напоминает школьный ежегодник. Интимные портреты соседствуют с общением в классах, интервью и недолговечными материалами, отражающими надежды и чаяния молодого поколения в момент, когда страна переживает переходный период. «Глубина ее контакта с учащимися Карвера похвальна, и это отражается в работе, – отмечает член жюри Джеки Бейтс. – Мне нравится, что мы можем слышать прямую речь студентов, видеть нежные, интимные моменты, отражающие весь спектр пребывания на пороге взрослой жизни».
«Чужие воспоминания» (Les souvenirs des autres (The Memories of Others)), Акихико Окамура
Atelier EXB, Париж, дизайн – Франсуа Дезафит
В 1969 году японский фотограф Акихико Окамура (1929–1985), переехал в Дублин и начал фотографировать смуту, которая продолжала опустошать Северную Ирландию в течение 30 лет. «Чужие воспоминания» выносят на свет великолепную фотографию Окамуры из этого периода отличается богатой приглушенной палитрой охристых, коричневых и серых тонов, а также способностью придавать повседневным событиям сюрреалистическое звучание. «Эта великолепно изданная книга заново открывает и контекстуализирует уникальный корпус работ, остававшийся до сих пор неизвестным, – говорит член Жюри Анна Планас, – Нас привлекло то, как сдержанный классический дизайн отражает спокойную интенсивность работы фотографа, которая здесь говорит сама за себя». Высококачественная печать подтверждает великолепное, тонкое чувство цвета у автора, а обильное использование разворотов с одним изображением задает ритм, настроенный, как и был сам Окамура, на моменты тишины между насилием и повседневной жизнью.
«Золотой лист» (Hoja Dorada), Сесар Родригес
KWY, Лима, Перу, дизайн – Вера Лусия Хименес
Индивидуальная и захватывающая, книга Сесара Родригеса «Золотой лист» – поэтическая медитация на тему сельскохозяйственного труда. Сосредотачивая взгляд на странствующих работниках, которые ежегодно едут из таких регионов как Халиско (Jalisco), Найярит (Nayarit), Дуранго (Durango) и отдельных частей Закатекаса (Zacatecas) собирать табак на прибрежных полях Найярита. Фотографии Родригеса запечатлевают их путешествие и тяжелые условия работы. Фотографии сделаны в классическом документальном стиле, но при этом книга отрицает все традиционные средства репрезентации, вместо этого искусно используя материал, чернила, переплет для создания захватывающего, мультимодального опыта. «Выбор материала и печать реально позволяют вам увлечься показанными ландшафтами, – утверждает член жюри Нонцикелело Мутити. – То, как узоры света и тени переданы на цветной бумаге в полную силу и в этих невероятных, теплых тонах, заставляет работу петь». Книга «Золотой лист», сшитая брошюрой и разделенная на две отдельные части, каждая из которых содержит страницы как текста, так и изображений, характеризуется простой элегантностью, скрывающей сложности ей дизайна и повествования.
«Женщина, которую я когда-то знала» (A Woman I Once Knew), Розалинд Фокс Соломон
MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун
С книгой «Женщина, которую я когда-то знала» Розалинд Фокс Соломон позиционировала себя как автопортретиста с удивительной интроспективной силой. «В этой работе масса щедрости, – говорит член жюри Анна Планас. – Ее портреты и большой формат книги очень смелы и могут показаться конфликтными, но также и остро уязвимы. Это сильное утверждение о женском теле». Собрав работы, сделанные начиная с 1970-х, книга ведет диалог между в основном черно-белыми автопортретами Фокс Соломон и ее собственными дневниковыми записями. «Смотреть на эти фотографии – огромное удовольствие, они имеют огромный эмоциональный диапазон», – говорит Планас. Строгие саморазоблачения Фокс Соломон через книгу, затрагивающие тяжелую тему трансформации, старения и смертности с чувством легкомыслия и удивления, о чем свидетельствует отогнутая обложка книги, на которой художница позирует обнаженной рядом с телевизором отеля, настроенным на Home Shopping Network.
«Взгляд на США: Дневник войны и дома» (Look at the U.S.A.: A Diary of War and Home), Питер ван Агтмаель
Thames & Hudson, Лондон, дизайн – Bonnie Briant Design
Благодаря захватывающему сочетанию репортажа и мемуаров книга Питера ван Агтмаеля «Взгляд на США: Дневник войны и дома» рисует живую картину американской идеологии, культуры и внешней политики после теракта в башнях-близнецах. По словам члена жюри Негар Азими: «В книге подробно описываются ужасные последствия американских войн на Ближнем Востоке – раны, которые они оставили, как физические, так и психические». Ван Агтмаель начал снимать войну в Ираке в 2006 году и за почти два десятилетия собрал обширную коллекцию собственных фотографий, дневниковых записей, интервью, нарезок новостей и изображений из «масс медиа». Эти разрозненные материалы составляют полифоническое повествование, которое решительно противостоит нашему отчуждению и болезненному очарованию войной. «Эта книга зацепила меня во многих отношениях, – говорит Азими. – Личная интонация ван Агтмаеля, проявляющаяся в книге, захватывает нас и возвращает в то время и место, которые продолжают определять наше настоящее».
«Человечность наших одиноких «я»» (The Humanness of Our Lonely Selves), Авойска ван дер Молен
Fw:Books, Амстердам, дизайн – Ханс Греммен
Книга Авойски ван дер Молен «Человечность наших одиноких «я»» – это образец сдержанной элегантности. На фотографиях изображена домашняя обстановка – прихожие, стены, окна, занавески, – в богатых серых тонах, позволяющих исследовать налет повседневности и следы человеческого присутствия. Медитации ван дер Молен на поверхности напечатаны насыщенным тритоном на немелованной бумаге, с сильным, но деликатным вниманием к текстуре и свету. «Печать так элегантна, – восхищена член жюри Нонцикелело Мутити. – Диапазон черных, серых тонов в отпечатках позволяет этим повседневным пространствам превратиться во что-то более абстрактное и эфирное». Плотная, похожая на картон бумага книги, сложенная «гармошкой», резко контрастирует с меньшим набором тонких, изящных листов, скрепленных скобками, отражая взаимодействие между твердыми структурами и прозрачными занавесями, изображенными на фотографиях.
«Последний безопасный аборт» (The Last Safe Abortion), Кармен Винант
SPBH Editions, Лондон, дизайн – Брайан Пол Ламотт
Книга «Последний безопасный аборт» Кармен Винант раскрывает повседневную практику помощи при абортах в США, основываясь на почти 50-летнем периоде, в течение которого аборты были легальны, до того, как в 2022 году было отменено решение по делу Роу против Уэйда. «Это очень актуальная тема для Соединенных штатов в предвыборный год, когда права женщин выносятся на голосование, – утверждает член жюри Джеки Бейтс, – и это не тот вопрос, который мы обычно можем рассматривать изнутри столь честно». Авторские фотографии художницы соединены в пары с архивными снимками из клиник абортов со всего Среднего Запада и расположены в сетках два на два на яркой, похожей на поделочную, бумаге. Горизонтальный формат и сшивка на «пружинке» отсылают к самодельному альбому, подчеркивая повседневный характер многих архивных источников. Не имеющие описаний, фотографии из прошлого и настоящего собирают сотни историй в обширное и непреходящее свидетельство нежности и необходимости ежедневной работы в сфере здравоохранения.
Фотокаталог года
«Акинбоде Акинбийи: бытие, видение, странствие» (Akinbode Akinbiyi: Being, Seeing, Wandering), Катя Райх
Spector Books, Лейпциг, Германия, дизайн – Хельмут Фёльтер
«Акинбоде Акинбийи: бытие, видение, странствие» представляет обширную коллекцию фотографий, сделанных автором в путешествиях по всему миру, в том числе в Бамако, Берлине, Бразилиа, Дурбане и Лагосе. На протяжении многолетних путешествий по этим городам Акинбийи исследует различные социально-политические последствия колониализма в городских пространствах. Последовательность фотографий выложена, как извилистый путь пешего странника, движущегося по городу. Черно-белые фотографии квадратного формата напечатаны с широкой рамкой, что вызывает ощущение классической монографии, в то время как эссе, которые помещают работу Акинбийи в контекст и каноны локальных фотографических историй, разбросаны по всей книге. «Элегантный, сдержанный дизайн выдвигает фотографии Акинбийи на передний план, – отмечает член жюри Джеки Бейтс. – В этом каталоге успешно представлено его медитативное творчество, сосредоточенное на его опыте жизни по всему миру – от пляжных сцен в Лагосе до улиц Берлина».
«Flashpoint! Фотография протеста в печати, с 1950 до нашего времени» (Flashpoint! Protest Photography in Print, 1950–Present), Рассет Ледерман и Ольга Яцкевич
10×10 Photobooks, Нью-Йорк, дизайн – Huber / Sterzinger и Милош Гаврич
Составляющая хронику протеста в печати, книга Flashpoint! – эпическое посвящение глобальным движениям сопротивления. Этот увесистый том в мягкой обложке содержит широкий спектр публикаций из печатных изданий с 1950 года до нашего времени – из журналов, фотокниг, постеров, памфлетов и тому подобного. Они разделены по тематическим главам, таким как кризис, связанный со СПИДом, антивоенный активизм, «зеленое» движение и BLM. Каждый напечатанный материал аккуратно сопровождается описательным текстом, в то время как более длинные «контекстные» эссе подкрепляют каждую главу, устанавливая критический и исторический контекст. Продуманный дизайн и печать, включающая высоко контрастную фотографию на обложке, отпечатанную на красной бумаге, заголовки, набранные заглавными буквами, подобно газетным, и эссе, набранные шрифтом с засечками в стиле Courier, «изящно отражают дух представленных материалов», – замечает член жюри Негар Азими.
«Грейс Уэльс Боннер: Мечта в ритме – видения звука и духа в коллекции МоМА» (Grace Wales Bonner: Dream in the Rhythm—Visions of Sound and Spirit in the MoMA Collection) Грейс Уэльс Боннер
Museum of Modern Art, Нью-Йорк, дизайн – Питер Майлс
Редкий взгляд в мысли одного из самых влиятельных дизайнеров мира, «Грейс Уэльс Боннер: Мечта в ритме» можно назвать расширением выставки Боннер «Выбор художника» в Музее современного искусства, представляющим избранные работы из коллекции Музея в томе, перемежаемом основополагающими текстами темнокожих писателей. В книге чередуются глянцевая белая и тонкая немелованная кремовая бумага. Хотя в книгу включено около 80 произведений, от Ли Фридлендера до Поупа Л., фотографии в книге прекрасно сочетаются друг с другом благодаря сдержанному дизайну и широким полям. «Она оставляет ощущение специального художественного проекта, – говорит член жюри Майкл Фамигетти, – предлагая точно выверенную последовательность поэзии и фотографий, которая прекрасно дополняет выставку». Предлагая совершенно новый взгляд на выставочный каталог, Уэльс Боннер подходит к «Мечте в ритме» с тем же тщанием, что и к своим дизайнерским проектам.
«Сияющие огни: Темнокожие женщины-фотографы в Британии 1980–90-х» (Shining Lights: Black Women Photographers in 1980s–90s Britain), Джой Грегори, редактор, Таус Дахмани, заместитель редактора
Autograph and MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун
«Сияющие огни» под редакцией художницы Джой Грегори и Таус Дахмани, – восстанавливающая антология, которая рассматривает существенный, но часто упускаемый из вида вклад темнокожих женщин в британскую фотографию конца 20 века. Тщательно проработанная и красочно проиллюстрированная книга демонстрирует выдающийся диапазон визуальных материалов, включая фотографии более чем 50 художниц, архивные фото, документы и так далее. Это созвездие визуальных материалов тщательно организовано по темам – автопортреты, семья, активизм в сообществе – и включает научные исследования, личные размышления, обсуждения за круглым столом и подробные датировки. «Мне нравится использование материалов; картонная обложка ощущается как дружелюбная, а красивый неоновый корешок рифмуется с тем, как выделяются определенные элементы в тексте, – отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Для такого всеобъемлющего проекта это кажется очень щедрым и привлекательным. Я рада, что этот проект существует».
«Ясухиро Ишимото: Линии и тела» (Yasuhiro Ishimoto: Lines and Bodies), Дайан Дюфур и Мей Асакура
Atelier EXB и LE BAL, Париж, дизайн – Колин Агуэттаз
Книга «Ишимото: Линии и тела» представляет собой сборник основополагающих работ японо-американского фотографа Ясухиро Ишимото (1921–2012), чье изысканное сочетание эстетики Нового Баухауса и японского формализма сделало его одной из ключевых фигур в послевоенном художественном мире. Параллельно с обзорной выставкой в LE BAL в Париже «Линии и тела» исследует основные мотивы ранних работ фотографа, от мондриановской геометрии императорской виллы Кацура XVII века до обнаженных ног отдыхающих на пляже озера Мичиган. Богато отпечатанный, том отдает дань уважения мастерству фотографа в контрастах – свет и тень, прогресс и традиция, присутствие и отсутствие. Четыре «раскладушки», каждая из которых посвящена отдельной серии, увеличивают привлекательность книги, помещенной в элегантный футляр. «Каталог показывает цель выставки, но приводит вас в путешествие по миру Ишимото совсем другим путем, – говорит член жюри Анна Планас. – Книга – это отдельный опыт, и, перелистывая ее, получаешь опыт настоящего открытия».
Итоги 2024 PhotoBook Award были подведены 8 ноября 2024.
Оригинал на сайте Aperture
Перевод с английского Александра Курловича