Сейчас, к своей двенадцатой годовщине, 2024 Paris Photo – Aperture PhotoBook Awards – ежегодное празднование непреходящей роли фотокниг в развивающейся истории фотографии. Награды вручаются за достижения в трех главных категориях: Первая фотокнига (First PhotoBook), Фотокнига года (PhotoBook of the Year) и Каталог Фотографий года (Photography Catalog of the Year).

В этом году, организаторы получили 940 книг из 59 стран со всего мира, включая выдающиеся заявки из Аргентины, Японии, Индонезии, Новой Зеландии и других мест. В сентябре жюри собралось в Нью-Йорке на три коротких и загруженных дня для рассмотрения и обсуждения. В составе международной команды: Негар Азими (Negar Azimi), главный редактор, Bidoun; Жаклин Бейтс (Jacqueline Bates), фоторедактор, Opinion, New York Times; Майкл Фамигетти (Michael Famighetti), главный редактор, Aperture; Нонцикелело Мутити (Nontsikelelo Mutiti), директор аспирантуры по графическому дизайну в Йельской школе искусств; Анна Планас (Anna Planas), художественный руководитель, Paris Photo.

Шорт-лист представляет собой нечто большее, чем просто подборку лучше всего сделанных, классически красивых книг. В такой же степени он выражает возможности книгоиздания в широком спектре ресурсов, намерений и техник рассказа историй. Как заявил член жюри Майкл Фамигетти: «Было впечатляюще увидеть такое разнообразие идей, тем, процессов и форм, исследуемых через фотокниги. Я благодарен жюри за посвящение такого количества времени и внимания просмотру поступившего материала и нашему сообществу преданных своему делу книгоиздателей, фотографов и специалистов, создавших и приславших нам такую впечатляющую подборку работ».

«Работа в жюри позволила ознакомиться с публикациями текущего года, что очень ценно, – отметила член жюри Жаклин Бейтс. – Обозревать книги из 59 стран – это невероятная задача. Даже среди общих тем каждый проект демонстрирует иной подход. Каждая книга из 940 поступивших была уникальной».

Анна Планас, художественный руководитель Paris Photo, и Флоренс Буржуа (Florence Bourgeois), директор Paris Photo, отмечают: «Представление книг, вошедших в шорт-лист Paris Photo, – одна из высших точек всего мероприятия. Выбор, сделанный для PhotoBook Awards, показывает международное видение фотографических книг, и вместе с творческим пульсом современности они воплощают жизнеспособность издательского дела сегодня».

Финальная встреча жюри на Paris Photo для выбора победителей по трем категориям состоялась в пятницу 8 ноября. Затем книги из шорт-листа были выставлены в Париже с последующим международным туром, включая Нью-Йорк на  Printed Matter в январе 2025 года и другие места, которые будут объявлены позднее.

Ниже читайте о 35 книгах, включенных в шорт-лист Aperture PhotoBook Awards.


Первая фотокнига

Из книги «я (не) ваша мать», 2024 год, © Хеди Бэрри

«я (не) ваша мать» (i am (not) your mother), Хеди Бэрри

Авторская публикация, Фонд Пенумбра, Нью-Йорк, дизайн автора

В 2002, во время гражданской войны, Хеди Бэрри и ее семья покинули Берег Слоновой Кости как беженцы и поселились в Сенегале. Так как ее мать уехала в США в поисках приюта, а отец по большей части отсутствовал, принимаясь за любую работу, Бэрри в свои 13 лет вынуждена была заботиться о трех младших детях семьи. В ее изданной самостоятельно фотокниге «я (не) ваша мать» перемешаны портреты и документальные фотографии, изображения из архива, записи в дневниках и расшифровки разговоров, раскрывающие травму подросткового возраста, внезапно нарушенного огромной ответственностью родительства. Визуальный ряд книги чередует яркую, ностальгическую палитру найденных вновь семейных фотографий и строгие черно-белые  собственные фотографии Бэрри, запечатлевающие природу, людей и интерьеры. «Есть большое сходство между ее персональной историей и тем, как она самостоятельно сделала эту книгу», – говорит член жюри Анна Планас. Книга форматом меньше 6 ½×9 дюймов, и использование уникальной ризографической печати подчеркивает интимность и болезненность темы, затронутой Бэрри.


Из книги «Молчание – это дар», 2024 год, © Чиро Баттилоро

«Молчание – это дар» (Silence Is a Gift), Чиро Баттилоро

Коммуна Chose, Марсель, Франция, дизайн Сесиль Пуамбёф-Коидзуми и Перрин Серр

«Молчание – это дар» Чиро Баттилоро – это интимный взгляд на Южную Италию. В местности, география которой давно использовалась множеством приезжих художников, Баттилоро, человек местный, фотографирует семьи в их домах, документируя маленькие, личные моменты повседневной жизни. «Молчание – это дар» связывает вместе тщательно выстроенную последовательность черно-белых фотографий, тщательно напечатанных с большими полями. Эмпатичные и уважительные, они запечатлевают моменты радости и отдыха – дети карабкаются в окна, мать расчесывает волосы дочери. Обложка книги с заниженным дизайном, аккуратно приглашает зрителя в домашний мир фотографий. «Баттилоро красиво запечатлел глубокую любовь между членами семьи, наполненную нежностью и игривостью,– говорит член жюри Джеки Бейтс. – Фотографии полностью избавлены от ощущения привязки к определенному времени или месту, предлагая нам тонкий взгляд внутрь жизни в Италии».


Хайм Годтааб, из книги «Лебенсборн: политика рождаемости в Третьем Рейхе», 2024 год, © Ангенит Беркерс

«Лебенсборн: политика рождаемости в Третьем Рейхе» (Lebensborn: Birth Politics in the Third Reich), Ангенит Беркерс

The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, дизайн Роба ван Хозеля

«Лебенсборн: политика рождаемости в Третьем Рейхе» отражает мрачную историю программы Гиммлера по созданию «арийской» расы. Вводя запреты на контрацепцию и аборты, а также налоговые льготы и поощрения для деторождения, нацисты побуждали германских граждан заводить как можно больше детей. Впоследствии этот план рухнул, и они прибегли к похищению тысяч детей из Восточной Европы, чтобы их «германизировать». Lebensborn представляет вольную хронологию этой политики, колеблясь между архивными материалами и сделанными художником фотографиями исторических мест и выживших жертв, дающих личные свидетельства о травмирующих и трагических последствиях этого плана. «Этот проект – необходимое напоминание об уязвимости детей во время конфликтов, – размышляет член жюри Нонцикелело Мутити. – Книга на самом деле добивается успеха в том, чтобы показать образ мышления нацистского режима в попытке сконструировать «арийскую» идентичность, а также иллюстрирует долговременные последствия ужасов подобных программ».


Из книги «Рю Дезире Шевалье», 2024 год, © Клэр Кокано

«Рю Дезире Шевалье» (Rue Désiré Chevalier), Клэр Кокано

Авторское издание, Париж, дизайн автора

«Рю Дезире Шевалье» Клэр Кокано – это нежное размышление о семье, миграции и наследстве. В 1960-х дед и бабушка Кокано эмигрировали во Францию из Югославии и жили постоянно в квартире, в которой больше чем через 40 лет они будут наблюдать распад своей родной страны. В этом томе в мягкой обложке Кокано соединяет свои фотографии со смесью семейных снимков, дневниковых записей и удостоверений личности. Эти материалы перемежаются двумя контрастными темами: записями соглашения о трудовых правах между Югославией и Францией, отпечатанными на полупрозрачной бумаге, и серией фабричных «синек» тканей, которые разворачиваются, демонстрируя воссозданные вышивки бабушки Кокано. «Дизайн книги выглядит очень продуманным, уникальным,– замечает член жюри Негар Азими. – Вы как будто входите в очень интимную зону – семейные и духовные раскопки одновременно».


Из книги «’Om (Мать)», 2024 год, © Барбара Дебёкелер

«’Om (Мать)»  (’Om (Mother)), Барбара Дебёкелер 

The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, Дизайн – Карел Франсен 

В своей книге «’Om (Мать)» Барбара Дебёкелер сотрудничает с восемью палестинскими женщинами, чтобы рассказать другую историю Ближнего Востока. В то время, как СМИ, пишущие об оккупации Палестины, фокусируют внимание на мужчинах, сражающихся на земле, женщины редко попадают в поле зрения в своих стойких усилиях защитить дома и детей. Обеспечив их камерами, Дебёкелер попросила восьмерых женщин фиксировать их повседневную реальность. Полученные тихие, мягкие фотографии дома, друзей и семьи, часто залитые светом, предлагают своеобразный, неожиданный взгляд на жизнь в условиях оккупации. Фотографии, напечатанные без полей на 320 страницах газетной бумаги, «художественны, часто приятно перекошены и удивительны, – замечает член жюри Негар Азими, – Эта маленькая книга кажется одновременно и непосредственной, и интимной».


Из книги «27 черновиков», 2024 год, © Симона Энгелен

«27 черновиков» (27 Drafts), Симона Энгелен

 Fw:Books, Амстердам, дизайн Ханса Греммена

В 2006 году, во время учебы в старших классах школы в США, Симона Энгелен подверглась сексуальному насилию. Через годы, в поисках успокоения, она вернулась с матерью и своей камерой. «27 черновиков» отражает исследование Энгелен своей памяти с помощью фотографии и печатного почерка, смутное вмешательство в собственную психику художницы. Образы ощущаются, как грубые и криминальные, словно сцены из ночного кошмара – темные ночные виды изнутри автомобиля, туманные ландшафты и отражения в бассейнах. «Неформальный мягкий переплет и общее ощущение альбома для зарисовок подчеркивают идею, выраженную в названии, о продолжающемся проекте по переработке прошлого»,– замечает член жюри Майкл Фамигетти. Начиная с точечного глянцевого шрифта на обложке, напоминающего исписанную страницу из журнала, «27 черновиков» ни разу не отклоняется от своей строго личной цели. Энгелен сделала эту книгу не для других, а скорее как практику противостояния самой себе и поиска пути к исцелению.


Из книги «Если время не кончается», 2024 год, © Яник Энтремонт

«Если время не кончается» (If Time Does Not End), Яник Энтремонт

Авторская публикация и дизайн, Берлин

Если жизнь и смерть стали выбором, какую ценность будет иметь время? Именно этот вопрос – в сердце книги «Если время не кончается» Яника Энтремонта, умозрительного исследования растущего феномена криоконсервации. Крионика – это амбициозный эксперимент, основанный на вере в то, что будущие технологии дадут возможность обратить смерть вспять, сохранив тело пациента (или его мозг) в охлажденном жидким азотом сосуде при температуре -196°С. Для этого проекта Энтремонт путешествовал по США, Норвегии, Испании и Швейцарии, фотографируя верующих – от генеральных директоров до человека, хранящего своего дедушку в сухом льду в собственном саду. Минималистический дизайн книги перемежается с отпечатанными страницами, содержащими зловещее «Заявление о предпочтениях возрождения» (“Revival Preference Statement”), детализированно описывающее анамнез заморозки тела. «Энтремонт создает монументальные, психологические портреты людей и мест, – говорит член жюри Негар Азими, – вращающиеся вокруг бесконечно интересного вопроса: что может побудить человека стремиться к вечной жизни?»


Из книги «Морской пляж», 2024 год, © Исмаил Фердоус

«Морской пляж» (Sea Beach), Исмаил Фердоус

Imageless, Шанхай, Дизайн – Related Department

Кокс-Базар, самый длинный в мире естественный соленоводный пляж, лежащий на берегу Бенгальского залива в Бангладеш, фотограф Исмаил Фердоус мечтал посетить с юных лет. Пляж – это место, где люди из разных районов и регионов, с разными диалектами встречаются и общаются, год за годом. Фердоус в серии «Морской пляж» запечатлевает это место в сказочной атмосфере, чередуя портреты и натюрморты, сделанные в зимние месяцы, которые пробуждают ностальгические воспоминания о детстве. Твердая белая обложка украшена небольшой, покрытой блестками фотографией продавца сладкой ваты и обещает внутри игривый воздушный мир ярких акцентов и размытых цветов. «Наличие разворотов добавляет в последовательность причудливости, привнося ощущение магического реализма», – говорит член жюри Джеки Бейтс. – Фердоус использует как бледный, так и сияющий свет, изображая моменты отдыха, вызывающие ощущение праздника».


Из книги «Контролируемое обновление», 2024 год, © Тома Гержа

«Контролируемое обновление» (Control Refresh), Тома Гержа

The Eriskay Connection, Бреда, Нидерланды, дизайн Роба ван Хозеля 

«Контролируемое обновление» рассказывает истории российской молодежи – Поколения Z, выросшего в эпоху Путина. Тома Гержа, родившаяся в Москве и живущая сейчас в Амстердаме, фотографировала несколько удаленных городов более трех лет. Ее фотографии сочетают в себе взгляд со стороны и вдумчивый самоанализ, описывают тоску взросления, когда чувствуешь себя скованным миром, становящимся все более виртуальным, и мрачной геополитикой конфликта России и Украины. Книга аккуратно переплетена оранжевой нитью и дополнена стильным жакетом с поясом. «Мягкая, журналоподобная обложка способствует восприятию повествования и взаимодействию текста с иллюстрациями», – говорит член жюри Майкл Фамигетти. Благодаря пониманию Гержей реалий жизни ее соотечественников и ее собственной, «Контролируемое обновление» – уникальный портрет молодых россиян в этот сложный момент.


Песчаный трубопровод, проект восстановления острова Тринити, 2021 год, © Вирджиния Ханусик

«В тишине и свете: вода, жизнь и потеря земель в Южной Луизиане» (Into the Quiet and the Light: Water, Life, and Land Loss in South Louisiana), Вирджиния Ханусик

Columbia Books on Architecture and the City, Нью-Йорк, Design Дизайн – New Information, Дейв Юн и Инён Чо

«В тишине и свете: вода, жизнь и потеря земель в Южной Луизиане» (Into the Quiet and the Light: Water, Life and Land Loss in South Louisiana) – эссе по широкой истории Южной Луизианы, использующее климатический кризис в качестве катализатора для размышлений. Черно-белые фотографии Вирждинии Ханусик уважительно и с богатством деталей отражают ландшафт и архитектуру региона. Они служат разметкой для текстов, содержащих как авторские сочинения фотографа, так и обширную подборку стихов, размышлений и эссе от местных авторов – писателей, ученых, художников и активистов. Твердая черная обложка имеет приглашающий, умеренный размер. Открывающий текст напечатан на латунно-коричневой, немелованной бумаге, а иллюстрации – на меньших по размеру белых мелованных листах. «Размеры и дизайн чудесно работают на пользу общему месседжу, – замечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Она портативна и доступна, и я думаю, что это и нужно для книг, сообщающих подобную информацию».


Из книги «Гниющий изнутри», 2024 год, © Абдулхамид Кирхер

«Гниющий изнутри» (Rotting from Within),  Абдулхамид Кирхер  

Loose Joints Publishing, Марсель, Франция/Лондон, Дизайн – Loose Joints Studio 

В книге «Гниющий изнутри» Абдулхамид Кирхер борется со сложной семейной историей и собственными представлениями о мужественности. Родившийся в Берлине, Кирхер ребенком переехал в Соединенные Штаты, оставив своего деспота-отца. Только потом, в 17 лет, он узнает больше о жизни отца в Турции и Германии, включая его заключение. Кирхер стал проводить летнее время в Берлине, фиксируя свои новые отношения с отцом и, медленно, свое разочарование в нем. Идущие в хронологическом порядке, некоторые страницы книги содержат единственную фотографию, в то время, как другие – до 15; темп уравновешивает временные разрывы, поскольку Кирхер покидает Берлин, чтобы вернуться в следующем году. Его фотографии остаются заботливыми и наблюдательными, открытыми к пониманию конфликтов и традиций поколений. Как замечает член жюри Майкл Фамигетти, «Гниющий изнутри» – это «захватывающая, дневниковая хроника семьи, которая переключается между красотой и травмой».


Из книги «Одна голова и тысяча лет», 2024 год, © Хассан Курбанбаев

«Одна голова и тысяча лет» (One Head and Thousand Years), Хассан Курбанбаев 

Art Paper Editions, Гент, Бельгия, дизайн Юргена  Маелфейта 

«Одна голова и тысяча лет» (One Head and Thousand Years) – многостороннее исследование поисков идентичности, места и связи в родном городе Ташкенте, Узбекистан, и окружающих горах Чимган, сделанное фотографом Хассаном Курбанбаевым. Тонкая книга в бумажной обложке ассоциируется с определенным местом и временем; ее повествование ставит больше вопросов, чем дает ответов. Курганбаев фотографирует повседневных моменты, наполненные символизмом. Собранные вместе фрагменты частей тела, бытовых деталей, постановочные портреты и ландшафты создают сюрреалистическую мозаику, сосредоточенную на уязвимости жизни художника в постсоветском мусульманском обществе. Отпечатанная на теплой серой бумаге с минимальными полями, книга «Одна голова и тысяча лет» – это текстурный, иммерсивный опыт. «В этих изображениях есть что-то неземное, – говорит член жюри Джеки Бейтс, – вовлекающее аудиторию в поэтическую медитацию в процессе нахождения себя».


Из книги «Фотографии мальчика, на которого я все еще похож, в моей руке», 2024 год, © Шринивас Куруганти

«Фотографии мальчика, на которого я всё ещё похож, в моей руке» (Pictures in My Hand of a Boy I Still Resemble), Шринивас Куруганти

Авторское издание / Marigold Books, Дели, Индия, дизайн автора

В книге «Фотографии мальчика, на которого я все еще похож, в моей руке»,  Шринивас Куруганти искусно извлекает из памяти воспоминания о давно ушедшем времени. Куруганти приехал в Соединенные Штаты из Индии в 1986 году как студент, и фотографии, сделанные им за это время, – залитое солнцем свидетельство культурной жизни, как принадлежащей диаспоре, так и типично американской. Под скромной мягкой обложкой скрываются только фотографии без полей, создающие мощный визуальный ритм – сентиментальный и в то же время экстатический монтаж юности Куруганти, формирующийся за почти двести страниц тома. Знакомые лица и ландшафты повторяются: стильные мужчины стоят у машины на краю дороги, опираются на забор на фоне города, позируют на пляже перед разбивающимися волнами. «Интимный формат и «снэпшот-стиль» фотографий предлагает замечательный образ сообщества друзей, изучающих американскую культуру в 1980-х и 90-х», – говорит член жюри Майкл Фамигетти.


Авеню Мигеля Ф. Мартинеса, Тихуана, Байя Калифорния (декабрь 2015), из книги «Тупик» , 2024 год, © Никола Моселли

«Тупик» (Dead End), Никола Моселли 

Penisola Edizioni и Antiga Edizioni, Крочетта-Монтелло, Италия, Дизайн Роберто Вито Д‘Амико 

В книге «Тупик» Николлы Моселли показано тщательное исследование спорной истории границы между Мексикой и США через призму наблюдения и интернет-культуры. Используя спутниковые фотографии улиц с каждой стороны границы в качестве основного материала, фотограф собрал в книге суровые, обычные черно-белые изображения города и пригородов, вызывающие в памяти Новую Топографию, но обновленные в духе цифровой эпохи. Архивные материалы, письменные показания, правительственные документы, интервью, скриншоты из социальных медиа, фрагменты стихотворений и песен отражают различные пути восприятия границы. Альбом, изданный в Швейцарии, тщательно организован, даже в его структуру вплетена идея границы: фотографии из США и Мексики разделены центральным блоком текстов и технической информации. «Иерархия информации настолько поразительна, – замечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Структура просто совершенна в том, как она организует и кадрирует все,  даже фотографии, – как данные».


«Мужчина», 2019 год, © РаМелл Росс

«Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» (Spell, Time, Practice, American, Body), РаМелл Росс 

MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун 

Книга художника, режиссера и писателя РаМелла Росса «Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» представляет его работы вместе с эссе автора, а также других контрибьюторов. Книга переосмысливает визуальные нарративы Американского Юга, начиная с кадров из документального фильма Росса «Округ Хейл сегодня утром и вечером» (Hale County This Morning This Evening), и продолжая представлением фотографий и скульптурных работ. В основе книги, изданной на тонкой, глянцевой черной бумаге, лежит документация перформанса в смешанных медиа «Возвращение к истокам», в котором Росс отправлялся в 59-часовое путешествие в грузовом контейнере. Эта работа – посвящение Генри Воксу Брауну (Henry Box Brown) с его знаменитым побегом из рабства путем отправки себя по почте на адрес аболиционистов из Филадельфии. «Скрепленная «пружинкой» и напоминающая рабочий документ, «Заклинание, Время, Практика, Американец, Тело» вызывает ощущение учебника, бросая вызов и расширяя понимание того, чем является фотография Американского Юга и чем она может стать, – отмечает член жюри Джеки Бейтс, – Постоянно развивающейся концепцией, требующей переоценки и пересмотра».


Из книги «Ежедневные автопортреты 1972-1973», 2024 год, © Мелисса Шук

«Ежедневные автопортреты 1972–1973» (Daily Self-Portraits 1972–1973), Мелисса Шук 

TBW Books, Окленд, Калифорния, дизайн – Пол Шик 

В декабре 1972 года Мелисса Шук (1939–2020) приступила к проекту, в рамках которого она в течение года ежедневно фотографировала себя в своих апартаментах в Нижнем Ист-Сайде в различных позах, как одетой, так и обнаженной. Этот перформанс позволил ей задуматься, на ее собственных условиях, о взаимоотношениях с памятью и ее пересекающихся идентичностях женщины, матери и художника. В книге «Ежедневные автопортреты 1972–1973» собрана полная серия – откровенная пророческая коллекция портретных работ, в которых решающий момент отходит на второй план раби более продолжительного, открытого взгляда, черпающего силу и пафос в совокупности мимолетных жестов и поз. Минималистический дизайн книги в мягкой обложке придает равное значение каждой из 192 черно-белых фотографий. «Это красиво сделанная книга, которая скомпонована просто, но абсолютно совершенно, – говорит член жюри Анна Планас. – Это важный вклад в историю искусства, но при этом изображения выглядят весьма современно и актуально сегодня».


Из книги «Месяц жизни», 2024 год, © Нгади Смарт

«Месяц жизни» (Wata Na Life), Нгади Смарт 

Loose Joints Publishing, Марсель, Франция / Лондон, дизайн – Loose Joints Studio 

Хотя с первого взгляда об этом никогда не догадаться, книга «Месяц жизни» Нгади Смарт была задумана как проект, рассказывающий о том, как глобальный водный кризис воздействует на сообщества в Сьерра Леоне. Гипер-насыщенные, яркие фотографии Смарт полны наложений, коллажей и других способов постобработки, что позволяет избежать этнографического взгляда на бесправие, который так часто присутствует в рассказах об Африке. Вместо этого, образы кажутся яркими, духовными и полными смысла. «Это настоящая африканская история – как выглядят инновации в момент кризиса, – отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Часто люди говорят об устойчивости, но я думаю, что сильно недооцениваются такие факторы, как умение решать проблемы и интеллект в борьбе с этим кризисом. Мне кажется, что книга успешно провозглашает это». Внутри твердой картонной обложки, фотографии находятся на наборе сложенных листов, прикрепленных к ней степлером. «Сложность фотографий и книги-объекта позволяет открывать новые смыслы каждый раз, когда я беру ее в руки», – провозглашает Мутити.


Из книги «Рожденные от одного корня», 2024 год, © Цай Тинг Банг

«Рожденные от одного корня» (Born from the Same Root), Цай Тинг Банг

Авторская публикация, Тайпей, Дизайн Цай Тинг Банг и Шу Хэ Чжи

Книга Цай Тинг Банг «Рожденные от одного корня» создает трогательный портрет Хсиена, старшего брата художника, и размышляет об их общей семейной травме. Мальчики росли в разных домах, и в подростковом возрасте у Хсиена возникли проблемы с психическим здоровьем, контакт с семьей был прерван на три года. Цай использует книгу, чтобы исследовать отчуждение, неузнавание и тайну, лежащие в основе их связи, перемешивая архивные семейные фотографии, собственные нежные портреты Хсиена и зарисовки его повседневной жизни. «Книга рассказывает простую, но мощную историю и полна прекрасных, непринужденных моментов», – говорит член жюри Анна Планас. Небольшая, интимная по размеру книга имеет умную двухсоставную структуру, заставляющую читателя переворачивать страницы книги в двух направлениях, словно открывая разворот. «Нам нравится, как дизайн вдумчиво отражает дистанцированность и одновременно близость отношений братьев» – говорит Планас.


Из книги «Ящик Тваны: Фотографическая жизнь Тваны Абдуллы, Иракский Курдистан, 1974-1992», 2024 год, © Раушт Твана

«Ящик Тваны: Фотографическая жизнь Тваны Абдуллы, Иракский Курдистан, 1974-1992» (Twana’s Box: The Photographic Life of Twana Abdullah, Kurdistan Region of Iraq, 1974–1992), Раушт Твана

Fraglich Publishing, Брегенц, Австрия, Дизайн – Стефано Карини и Лукаса Бирка

Когда Раушт Твана начал сортировать более 20 000 фотографий из архивов, сделанных его покойным отцом в Иракском Курдистане между 1972 и 1992 годами, он знал, что его проект был не просто семейным. «У меня есть личная привязанность к этим фотографиям, но их важность, конечно, – политическая и историческая», – пишет он во введении к «Ящику Тваны». Этот огромный архив лежит в основе книги, которая предлагает редкий взгляд на курдские сообщества в разгаре сильнейших политических потрясений. Динамичный макет и дизайн книги поддерживают широкий диапазон затронутых тем от повседневных сцен до формальных портретов, репортажей о военных операциях и так далее. Два эссе открывают том, а расширенные описания к фотографиям добавляют уточненный контекст. «Ящик Тваны» – это портрет народа в постоянном кризисе, который, тем не менее, живет с достоинством и красотой, – говорит член жюри Негар Азими. – Это на самом деле вызывает чувство, что вы попали в архивный ящик чудес, особый мир».


Из книги «Положите ее на спину», 2023 год, © Ройсин Уайт

«Положите ее на спину» (Lay Her Down Upon Her Back), Ройсин Уайт

Witty Books, Турин, Италия, Landskrona Foto, Швеция, и Breadfield Press, Мальмё, Швеция, дизайн Томмазо Танини 

Книга Ройсин Уайт «Положите ее на спину» выступает против «невидимости» женской боли через навязчивое, дискурсивное эссе о «лечении покоем» – некогда популярном рецепте для ложно диагностированых неврастении и истерии, который заключался в насильственной 5–8-недельной изоляции на постельном режиме, сопровождавшейся ограниченной, высококалорийной диетой и электротерапией. Книга, напоминающая своим малым форматом и немелованной бумагой карманный справочник или покетбук, сочетает в себе рисунки, коллажи, найденные изображения или эфемеры, а также черно-белые автопортреты Уайт. На этих пугающих фотографиях тело Уайт искажается в абстрактных, неудобных позах, создавая физический словарь для передачи жестокого обращения с женщинами в медицине и того, как это продолжается сегодня. «Нас привлекло качество ручной работы в этой книге, то, как художник использует интимный подход для показа действительно важной проблемы, – говорит член жюри Анна Планас. – Последовательность работ очень кинематографична и с легкостью соединяет в себе самые разные материалы и фактуры».


Фотокнига года  

1, 2 – из книги «Сбои», 2024 год, © Тайсир Батниджи

«Сбои» (Disruptions), Тайсир Батниджи

Loose Joints Publishing, Марсель, Франция / Лондон, дизайн Loose Joints Studio 

Мрачная, но при этом пугающе современная, книга «Сбои» Тайсира Батинджи собрана из пиксилизированных скриншотов из видеозвонков по WhatsApp его семье в Газе, сделанных между апрелем 2015 года и июнем 2017 года. Фрагментарная эстетика хрупкой телефонной связи легко связывается метафорой с расстройством психики в условиях повседневной жизни, разрушенной конфликтом. Эта компактная книжка скрывает под мягкой обложкой около 70 изображений, которые сопровождаются пронзительным текстом фотоисторика Тауса Р. Дахмани. Среди искаженных портретов и пиксилизированных пейзажей зритель встречает вспышки ярких цветов, сигнализирующие о неудавшемся соединении, прерываемые лишь сплошными зелеными страницами, на которых помещена дата каждого звонка. «Сбои» – мрачное, но полное отражение жизни в условиях оккупации. «Поскольку Газа уничтожается в реальном времени, «Сбои» Батинджи являются своевременным напоминанием о нестабильности человеческой жизни», – отмечает член жюри Негар Азими.


Из книги «Проезжая мимо Пекина», 2023 год, © Цай Дундун

«Проезжая мимо Пекина» (Passing By Beijing), Цай Дундун

Cai Dongdong Studio, Пекин, дизайн – Ван Лиша 

Между 2002 и 20022 годами Цай Дундун снимал улицы и окраины Пекина после переезда в город с северо-запада страны. «Проезжая мимо Пекина» – это коллекция его роскошных цветных фотографий этого периода, начиная с картин его родного города, с фиксацией изменения сезонов по годам, по мере того как художник акклиматизировался к городской жизни. Член жюри Майкл Фамигетти ценит масштаб работы Цая, говоря о «минимально режиссированной последовательности тихих, повседневных жестов». Цай проводит много времени на природе Пекина и на его набережных, часто бродя по окраинам города. Ориентируясь на пространства по ту сторону ультрасовременного развития города, Цай, похоже, нашел свою бесконечную историю. «Пекин – это город, построенный на идеологии, – пишет он в эпилоге книги. – Только когда я смотрю на эти фотографии, у меня медленно всплывают воспоминания за последние 20 лет».


Из книги «Тарелки I – XXXI», 2024 год, © Лия Дарджес

«Тарелки I–XXXI» (Plates I–XXXI), Лия Дарджес

Chose Commune, Марсель, Франция, дизайн Сесиль Пуамбёф-Коидзуми и Перрин Серр 

«Тарелки I – XXXI»  доводит простую концепцию до фантастических крайностей. Для создания своих фотографий Лия Дарджес выкладывает остатки еды на специальном столе, а расположенная рядом камера с сенсором, реагирующим на движение, автоматически снимала птичек, мышей, белочек и даже енотов, которых любопытство склонило к исследованию этой импровизированной студии под открытым небом. Получившиеся результаты варьируют от живописных изображений любопытных, колеблющихся посетителей до созданий, привольно разлегшихся на дионисийском пиру. «Тарелки I – XXXI сдержанны по масштабу, но полны озорства и визуального наслаждения», – говорит член жюри Майкл Фамигетти. Переплетенная в бархат книга наполнена легкой, сказочной атмосферой, где в чаепитии животных полностью отсутствует человеческий контекст.


«Получение звания», 2013 год, © Джессика Ингрэм

«Мы – Карвер» (We Are Carver), Джессика Ингрэм

Авторская публикация, Далленвилл, Швейцария, дизайн – Михаел Шмеллинг / 40 Worth 

«Мы – Карвер» Джессики Ингрэм показывает жизнь студентов George Washington Carver High School в Коламбусе, Джорджия, расположенной в нескольких мирах от Форт Мура, одной из крупнейших в мире военных баз. Более шести лет Ингрэм общается со студентами-кадетами в корпусе подготовки младших офицеров резерва армии США, создавая захватывающую серию фотографий, прослеживающую путь от юности до взросления. По размеру и оформлению книга напоминает школьный ежегодник.  Интимные портреты соседствуют с общением в классах, интервью и недолговечными материалами, отражающими надежды и чаяния молодого поколения в момент, когда страна переживает переходный период. «Глубина ее контакта с учащимися Карвера похвальна, и это отражается в работе, – отмечает член жюри Джеки Бейтс. – Мне нравится, что мы можем слышать прямую речь студентов, видеть нежные, интимные моменты, отражающие весь спектр пребывания на пороге взрослой жизни».


Из книги «Чужие воспоминания», 2024 год, © Акихико Окамура

«Чужие воспоминания» (Les souvenirs des autres (The Memories of Others)), Акихико Окамура 

Atelier EXB, Париж, дизайн – Франсуа Дезафит 

В 1969 году японский фотограф Акихико Окамура (1929–1985), переехал в Дублин и начал фотографировать смуту, которая продолжала опустошать Северную Ирландию в течение 30 лет. «Чужие воспоминания» выносят на свет великолепную фотографию Окамуры из этого периода отличается богатой приглушенной палитрой охристых, коричневых и серых тонов, а также способностью придавать повседневным событиям сюрреалистическое звучание. «Эта великолепно изданная книга заново открывает и контекстуализирует уникальный корпус работ, остававшийся до сих пор неизвестным, – говорит член Жюри Анна Планас, – Нас привлекло то, как сдержанный классический дизайн отражает спокойную интенсивность работы фотографа, которая здесь говорит сама за себя». Высококачественная печать подтверждает великолепное, тонкое чувство цвета у автора, а обильное использование разворотов с одним изображением задает ритм, настроенный, как и был сам Окамура, на моменты тишины между насилием и повседневной жизнью.


Из книги «Золотой лист», 2024 год, © Сесар Родригес

«Золотой лист» (Hoja Dorada),  Сесар Родригес 

KWY, Лима, Перу, дизайн – Вера Лусия Хименес 

Индивидуальная и захватывающая, книга Сесара Родригеса «Золотой лист» – поэтическая медитация на тему сельскохозяйственного труда. Сосредотачивая взгляд на странствующих работниках, которые ежегодно едут из таких регионов как Халиско (Jalisco), Найярит (Nayarit), Дуранго (Durango) и отдельных частей Закатекаса (Zacatecas) собирать табак на прибрежных полях Найярита. Фотографии Родригеса запечатлевают их путешествие и тяжелые условия работы. Фотографии сделаны в классическом документальном стиле, но при этом книга отрицает все традиционные средства репрезентации, вместо этого искусно используя материал, чернила, переплет для создания захватывающего, мультимодального опыта. «Выбор материала и печать реально позволяют вам увлечься показанными ландшафтами, – утверждает член жюри Нонцикелело Мутити. – То, как узоры света и тени переданы на цветной бумаге в полную силу и в этих невероятных, теплых тонах, заставляет работу петь». Книга «Золотой лист», сшитая брошюрой и разделенная на две отдельные части, каждая из которых содержит страницы как текста, так и изображений, характеризуется простой элегантностью, скрывающей сложности ей дизайна и повествования.


Из книги «Женщина, которую я когда-то знала», 2024 год, © Розалинд Фокс Соломон

«Женщина, которую я когда-то знала» (A Woman I Once Knew), Розалинд Фокс Соломон 

MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун 

С книгой «Женщина, которую я когда-то знала» Розалинд Фокс Соломон позиционировала себя как автопортретиста с удивительной интроспективной силой. «В этой работе масса щедрости, – говорит член жюри Анна Планас. – Ее портреты и большой формат книги очень смелы и могут показаться конфликтными, но также и остро уязвимы. Это сильное утверждение о женском теле». Собрав работы, сделанные начиная с 1970-х, книга ведет диалог между в основном черно-белыми автопортретами Фокс Соломон и ее собственными дневниковыми записями. «Смотреть на эти фотографии – огромное удовольствие, они имеют огромный эмоциональный диапазон», – говорит Планас. Строгие саморазоблачения Фокс Соломон через книгу, затрагивающие тяжелую тему трансформации, старения и смертности  с чувством легкомыслия и удивления, о чем свидетельствует отогнутая обложка книги, на которой художница позирует обнаженной рядом с телевизором отеля, настроенным на Home Shopping Network.


В засаде. Миам Поштех Гильменд, Афганистан, 2009 год, © Питер ван Агтмаель

«Взгляд на США: Дневник войны и дома» (Look at the U.S.A.: A Diary of War and Home),  Питер ван Агтмаель

Thames & Hudson, Лондон, дизайн – Bonnie Briant Design 

Благодаря захватывающему сочетанию репортажа и мемуаров книга Питера ван Агтмаеля «Взгляд на США: Дневник войны и дома» рисует живую картину американской идеологии, культуры и внешней политики после теракта в башнях-близнецах. По словам члена жюри Негар Азими: «В книге подробно описываются ужасные последствия американских войн на Ближнем Востоке – раны, которые они оставили, как физические, так и психические». Ван Агтмаель начал снимать войну в Ираке в 2006 году и за почти два десятилетия собрал обширную коллекцию собственных фотографий, дневниковых записей, интервью, нарезок новостей и изображений из «масс медиа». Эти разрозненные материалы составляют полифоническое повествование, которое решительно противостоит нашему отчуждению и болезненному очарованию войной. «Эта книга зацепила меня во многих отношениях, – говорит Азими. – Личная интонация ван Агтмаеля, проявляющаяся в книге, захватывает нас и возвращает в то время и место, которые продолжают определять наше настоящее».


Из книги «Человечность наших одиноких «я»», 2024 год, © Авойска ван дер Молен

«Человечность наших одиноких «я»» (The Humanness of Our Lonely Selves),  Авойска ван дер Молен 

Fw:Books, Амстердам, дизайн – Ханс Греммен 

Книга Авойски ван дер Молен «Человечность наших одиноких «я»» – это образец сдержанной элегантности. На фотографиях изображена домашняя обстановка – прихожие, стены, окна, занавески, – в богатых серых тонах, позволяющих исследовать налет повседневности и следы человеческого присутствия. Медитации ван дер Молен на поверхности напечатаны насыщенным тритоном на немелованной бумаге, с сильным, но деликатным вниманием к текстуре и свету. «Печать так элегантна, – восхищена член жюри Нонцикелело Мутити. – Диапазон черных, серых тонов в отпечатках позволяет этим повседневным пространствам превратиться во  что-то более абстрактное и эфирное». Плотная, похожая на картон бумага книги, сложенная «гармошкой», резко контрастирует с меньшим набором тонких, изящных листов, скрепленных скобками, отражая взаимодействие между твердыми структурами и прозрачными занавесями, изображенными на фотографиях.


Из книги «Последний безопасный аборт», 2024 год, © Кармен Винант

«Последний безопасный аборт» (The Last Safe Abortion), Кармен Винант 

SPBH Editions, Лондон, дизайн – Брайан Пол Ламотт 

Книга «Последний безопасный аборт» Кармен Винант раскрывает повседневную практику помощи при абортах в США, основываясь на почти 50-летнем периоде, в течение которого аборты были легальны, до того, как в 2022 году было отменено решение по делу Роу против Уэйда. «Это очень актуальная тема для Соединенных штатов в предвыборный год, когда права женщин выносятся на голосование, – утверждает член жюри Джеки Бейтс, – и это не тот вопрос, который мы обычно можем рассматривать изнутри столь честно». Авторские фотографии художницы соединены в пары с архивными снимками из клиник абортов со всего Среднего Запада и расположены в сетках два на два  на яркой, похожей на поделочную, бумаге. Горизонтальный формат и сшивка на «пружинке» отсылают к самодельному альбому, подчеркивая повседневный характер многих архивных источников. Не имеющие описаний, фотографии из прошлого и настоящего собирают сотни историй в обширное и непреходящее свидетельство нежности и необходимости ежедневной работы в сфере здравоохранения.


Фотокаталог года 

Острова Виктория, Лагос, 2006 год, © Акинбоде Акинбийи

«Акинбоде Акинбийи: бытие, видение, странствие» (Akinbode Akinbiyi: Being, Seeing, Wandering), Катя Райх 

Spector Books, Лейпциг, Германия, дизайн – Хельмут Фёльтер 

«Акинбоде Акинбийи: бытие, видение, странствие» представляет обширную коллекцию фотографий, сделанных автором в путешествиях по всему миру, в том числе в Бамако, Берлине, Бразилиа, Дурбане и Лагосе. На протяжении многолетних путешествий по этим городам Акинбийи исследует различные социально-политические последствия колониализма в городских пространствах. Последовательность фотографий выложена, как извилистый путь пешего странника, движущегося по городу. Черно-белые фотографии квадратного формата напечатаны с широкой рамкой, что вызывает ощущение классической монографии, в то время как эссе, которые помещают работу Акинбийи в контекст и каноны локальных фотографических историй, разбросаны по всей книге. «Элегантный, сдержанный дизайн выдвигает фотографии Акинбийи на передний план, – отмечает член жюри Джеки Бейтс. – В этом каталоге успешно представлено его медитативное творчество, сосредоточенное на его опыте жизни по всему миру – от пляжных сцен в Лагосе до улиц Берлина».


Из книги «Flashpoint! Фотография протеста в печати, с 1950 до нашего времени», 2024 год

«Flashpoint! Фотография протеста в печати, с 1950 до нашего времени» (Flashpoint! Protest Photography in Print, 1950–Present), Рассет Ледерман и Ольга Яцкевич

10×10 Photobooks, Нью-Йорк, дизайн – Huber / Sterzinger и Милош Гаврич 

Составляющая хронику протеста в печати, книга Flashpoint! – эпическое посвящение глобальным движениям сопротивления. Этот увесистый том в мягкой обложке содержит широкий спектр публикаций из печатных изданий с 1950 года до нашего времени – из журналов, фотокниг, постеров, памфлетов и тому подобного. Они разделены по тематическим главам, таким как кризис, связанный со СПИДом, антивоенный активизм, «зеленое» движение и BLM. Каждый напечатанный материал аккуратно сопровождается описательным текстом, в то время как более длинные «контекстные» эссе подкрепляют каждую главу, устанавливая критический и исторический контекст. Продуманный дизайн и печать, включающая высоко контрастную фотографию на обложке, отпечатанную на  красной бумаге, заголовки, набранные заглавными буквами, подобно газетным, и эссе, набранные шрифтом с засечками в стиле Courier, «изящно отражают дух представленных материалов», – замечает член жюри Негар Азими.


«Мальчик ест леденцы», Бруклин, 1988 год, из книги «Грейс Уэльс Боннер: Мечта в ритме – видения звука и духа в коллекции МоМА», 2024 год, © Давуд Бей

«Грейс Уэльс Боннер: Мечта в ритме – видения звука и духа в коллекции МоМА» (Grace Wales Bonner: Dream in the Rhythm—Visions of Sound and Spirit in the MoMA Collection) Грейс Уэльс Боннер  

Museum of Modern Art, Нью-Йорк, дизайн – Питер Майлс 

Редкий взгляд в мысли одного из самых влиятельных дизайнеров мира, «Грейс Уэльс Боннер: Мечта в ритме» можно назвать расширением выставки Боннер «Выбор художника» в Музее современного искусства, представляющим избранные работы из коллекции Музея в томе, перемежаемом основополагающими текстами темнокожих писателей. В книге чередуются глянцевая белая и тонкая немелованная кремовая бумага. Хотя в книгу включено около 80 произведений, от Ли Фридлендера до Поупа Л., фотографии в книге прекрасно сочетаются друг с другом благодаря сдержанному дизайну и широким полям. «Она оставляет ощущение специального художественного проекта, –  говорит член жюри Майкл Фамигетти, – предлагая точно выверенную последовательность поэзии и фотографий, которая прекрасно дополняет выставку». Предлагая совершенно новый взгляд на выставочный каталог, Уэльс Боннер подходит к «Мечте в ритме» с тем же тщанием, что и к своим дизайнерским проектам.


Из серии «Без названия», 1987 год, из книги «Сияющие огни: Темнокожие женщины-фотографы в Британии 1980–90-х», 2024 год, © Максин Уокер

«Сияющие огни: Темнокожие женщины-фотографы в Британии 1980–90-х» (Shining Lights: Black Women Photographers in 1980s–90s Britain), Джой Грегори, редактор, Таус Дахмани, заместитель редактора 

Autograph and MACK, Лондон, дизайн – Морган Кроукрофт-Браун 

«Сияющие огни» под редакцией художницы Джой Грегори и Таус Дахмани, – восстанавливающая антология, которая рассматривает существенный, но часто упускаемый из вида вклад темнокожих женщин в британскую фотографию конца 20 века.  Тщательно проработанная и красочно проиллюстрированная книга демонстрирует выдающийся диапазон визуальных материалов, включая фотографии более чем 50 художниц, архивные фото, документы и так далее. Это созвездие визуальных материалов тщательно организовано по темам – автопортреты, семья,  активизм в сообществе – и включает научные исследования, личные размышления, обсуждения за круглым столом и подробные датировки. «Мне нравится использование материалов; картонная обложка ощущается как дружелюбная, а красивый неоновый корешок рифмуется с тем, как выделяются определенные элементы в тексте, – отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. – Для такого всеобъемлющего проекта это кажется очень щедрым и привлекательным. Я рада, что этот проект существует».


Токио, город, 1963–70 годы, © Ясухиро Ишимото

«Ясухиро Ишимото: Линии и тела» (Yasuhiro Ishimoto: Lines and Bodies), Дайан Дюфур и Мей Асакура 

Atelier EXB и LE BAL, Париж, дизайн – Колин Агуэттаз 

Книга «Ишимото: Линии и тела» представляет собой сборник основополагающих работ японо-американского фотографа Ясухиро Ишимото (1921–2012), чье изысканное сочетание эстетики Нового Баухауса и японского формализма сделало его одной из ключевых фигур в послевоенном художественном мире. Параллельно с обзорной выставкой в LE BAL в Париже «Линии и тела» исследует основные мотивы ранних работ фотографа, от мондриановской геометрии императорской виллы Кацура XVII века до обнаженных ног отдыхающих на пляже озера Мичиган. Богато отпечатанный, том отдает дань уважения мастерству фотографа в контрастах – свет и тень, прогресс и традиция, присутствие и отсутствие. Четыре «раскладушки», каждая из которых посвящена отдельной серии, увеличивают привлекательность книги, помещенной в элегантный футляр. «Каталог показывает цель выставки, но приводит вас в путешествие по миру Ишимото совсем другим путем, – говорит член жюри Анна Планас. – Книга – это отдельный опыт, и, перелистывая ее, получаешь опыт настоящего открытия».

Итоги 2024 PhotoBook Award были подведены 8 ноября 2024.

Оригинал на сайте Aperture
Перевод с английского Александра Курловича