«Женщина, которую я когда-то знала» Розалинды Фокс Соломон (2024) – собрание за десятилетия автопортретов фотографа, известной по своим портретам других людей. © Розалинда Фокс Соломон

Фотограф Розалинда Фокс Соломон не имела возможности раскрыться как художник, пока ей не исполнилось 50 лет. Поэтому визуальная часть ее книги «Женщина, которую я когда-то знала» (A Woman I Once Knew) – это собиравшийся десятилетия архив бескомпромиссных автопортретов художницы, которая прославилась, фотографируя других, – начат лишь с ее полувекового юбилея. Однако текст книги, который Соломон написала сама, прослеживает ее жизнь с самого начала. Удивительно экономным языком книга излагает историю жизни девяностолетнего человека, содержащую весь диапазон человеческого опыта, сопровождающуюся фотографиями, пронзительно и бесстрашно подчеркивает стареющую женскую фигуру.

Изначально стремления Соломон к самовыражению в качестве художника сдерживались семейным окружением – она родилась в 1930 году в семействе довольно патриархальных взглядов в Хайленд Парке, Иллинойс. После того как она отказалась от своей страсти к чтению и письму и вышла замуж за мужчину с Юга девятью годами старше ее, который строго ограничивал ее карьеру за пределами семьи; после рождения двух детей с помощью кесарева сечения и сочетания их воспитания с политическим волонтерством и местным активизмом; после перемен в судьбе семьи, разрушения карьеры мужа, проблем с его здоровьем и окончательного распада брака, – только после этого, в возрасте 53 лет, Соломон стала прокладывать свой путь в мире в качестве художницы.

Соломон демонстрирует реальность своего тела с бесстрашной ясностью. © Розалинда Фокс Соломон

Хотя Соломон – весьма серьезный персонаж, аспекты ее чувства юмора очевидны в некоторых ее автопортретах. © Розалинда Фокс Соломон

И она отправилась в мир – в Перуанские Анды, в Калькутту в Индии, в Зимбабве. В конце 1980-х она сделала потрясающую серию «Портреты во время СПИДа» (Portraits in the Time of AIDS), став одной из первых, кто обратил внимание на разрастающуюся эпидемию, в то время как колесо большой политики еще не начало поворачиваться в эту сторону. Vogue немедленно заказал ей съемку «Женщин со СПИДом» (Women with AIDS), включая секс-работниц в Гондурасе. При этом редактор подчеркнул, что «снимки должны быть оптимистичными».

На протяжении всего текста Фокс Соломон ссылается на международную сеть знакомых и кураторов, которые помогли ей получить доступ в некоторые из самых закрытых и опасных кругов мира. Иногда эти друзья и контакты мелькают на заднем плане на ее откровенных фотографиях, но на большинстве из них художница одна, часто обнаженная, как правило, серьезная.

В разделе о посещении религиозных святынь по всей Индии Фокс Соломон пишет: «Мои ноги были в ужасном состоянии/ Молоткообразные косточки впились в молоткообразные пальцы/ Распространялся грибок/ бородавки въелись в подошвы». © Розалинда Фокс Соломон

Ни одна из фотографий серии «Женщина, которую я когда-то знала» не подписана и не датирована, хотя они расположены более или менее в хронологическом порядке по ходу поздних десятилетий жизни Соломон. Крупные планы ее тела представлены в большом количестве, иногда с использованием таких вещей, как липкая лента или предметы домашнего обихода. Часто они фиксируются на том, что женщины приучены скрывать: оволосение на лобке, отвисшая грудь, дряблый живот со следами хирургических вмешательств, ноги, испорченные молоткообразными пальцами и деформированными ногтями. Если Соломон сделала себе имя на готовности показывать реальность жизни своих объектов, то в этой книге она демонстрирует такое же отношение к себе самой.

В 2019 году Международный Центр фотографии наградил Фокс Соломон Премией за прижизненные достижения (Lifetime Achievement award), также она получила Стипендию Национального фонда искусств (National Endowment for the Arts Fellowship), Награду Люси за достижения в портрете (Lucie Achievement in Portraiture) и Стипендию Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship). Тем не менее, в ее тексте описывается самосаботаж, психозы и проблемы со здоровьем в той или иной форме, с которыми сталкиваются большинство людей в процессе старения даже при успехе в самореализации через искусство. «Женщина, которую я когда-то знала» – редкий портрет художника, который считает каждый аспект своей жизни и себя самой достойным честного внимания, вплоть до косточек на ногах. В то время, когда мы вместе боремся против социальных и политических сил, которые стремятся ограничить возможности женщин в мире и нашу свободу выбора, в том числе в отношении собственного тела, очень важно видеть решимость Соломон запечатлеть и осознать себя, не менее важную, чем вся остальная ее работа на протяжении жизни.

Соломон – борец. © Розалинда Фокс Соломон

В этой серии изображений Соломон взаимодействует с кадрами из телесети «Home Shopping Network», попеременно то глуповато, то кокетливо, играя фальшивую женщину. © Розалинда Фокс Соломон

Обнаженная фотография на пляже. Ни одна из фотографий серии «Женщина, которую я когда-то знала» не подписана и не датирована, хотя они хотя они расположены более или менее в хронологическом порядке по ходу поздних десятилетий жизни Соломон. © Розалинда Фокс Соломон

Книга «Женщина, которую я когда-то знала» (2024) Розалинды Фокс Соломон опубликована MACK и доступна онлайн и у независимых продавцов книг.

Оригинал на сайте Hyperallergic
Перевод с английского Александра Курловича