В поразительных чёрно-белых фотографиях Николя Сен-Пьера, улицы и переулки Токио стали картой дороги в сверхъестественное – путешествием, полным неожиданных открытий.

Фотографии Николя Сен-Пьера
Текст Магали Дюзан


Токомати, Ниигата, апрель 2017


Беспорядочная путаница электрических проводов навела Николя Сен-Пьера на мысль о птицах, а точнее – об их отсутствии. Узел проводов, – практически антитеза картинке, которую хотя бы раз сделал, наверное, каждый фотограф: ряд красиво сидящих на проводе птиц. Сен-Пьер понял, что столкнулся с вопросом, который не оставлял его все годы пребывания в Японии: куда исчезли птицы?


Нагано-ши, Нагано, март 2016


При ближайшем рассмотрении, птицы, или их следы, всё же присутствуют на фотографиях Сен-Пьера. Начиная с одинокой птицы, отправляющейся в полёт, словно некое предзнаменование, серия разворачивается. Появляется пара причудливых, получеловеческих-полуптичьих фигур в металлических одеждах, горный мотив превращается в крылья за спиной сидящей женщины. Птицы, кажется, преследуют, даже насмехаются над образами Сен-Пьера.


Роппонги, Минато, Токио, октябрь 2018


В ярких чёрно-белых изображениях, Сен-Пьер проводит нас через пейзаж, наполненный сверхъестественным. Его взгляд, натренированный опытом работы дипломатом и репортёром, натренирован на то, чтобы ухватывать новизну. Готовясь к четырёхлетней дипломатической службе в Японии, он изучил язык и культуру, но всё равно почувствовал себя неготовым к той особой форме отчуждения, с которой встретился, попав в страну.

Фотография стала способом принять это. «Камера – это особый инструмент, помогающий мне покинуть зону комфорта. Она даёт мне основание стать ближе, войти в эмоциональный и физический контакт с внешним миром. Она стала средством погрузиться глубже в себя и выразить собственные чувства и мысли», - говорит он.


Маруноути, Тиёда, Токио, июль 2017


Путешествуя по улицам Токио, Сен-Пьер постоянно сталкивался с необычайным. Женщина под кошачьей маской притягивает наше внимание, как пламя – мотылька, мы видим, что она не одна, в отражении позади неё виден мужчина в маске. Пара ног исчезает в скульптурном «валуне». Безликий машинист, выглядывающий из окна поезда, кажется, руководит нашим путешествием в неизвестное.


Азабудай, Минато, Токио, март 2016


Только к концу своего пребывания в Токио Сен-Пьер осознал, что у него получился проект. «Название возникло совершенно само собой, как самая удачная метафора того, как я провёл все эти годы, живя в стране, которая мне очень нравилась, но которая никогда не станет для меня настоящим домом». Думая о времени, которое он провёл, фотографируя, он говорит: «почти каждый день, я внезапно замирал при виде чего-то, что не принадлежало к обыденной сцене, или оглушающей тишины чего-то, что жаждало там оказаться». Итак, серия завершается тем же, с чего началась – птицей, оставляющей след, приглашая нас продолжить это странное путешествие, в поисках того, куда они ушли.


Роппонги, Минато, Токио, май 2018


Акасака, Минато, Токио, март 2016


Аояма, Минато, Токио, декабрь 2015


Линия Гиндза, Токио, октябрь 2015


Оригинал статьи на сайте LensCulture
Перевод Александра Курловича