В поразительных чёрно-белых фотографиях Николя Сен-Пьера, улицы и переулки Токио стали картой дороги в сверхъестественное – путешествием, полным неожиданных открытий.
Фотографии Николя Сен-Пьера
Текст Магали Дюзан
Беспорядочная путаница электрических проводов навела Николя Сен-Пьера на мысль о птицах, а точнее – об их отсутствии. Узел проводов, – практически антитеза картинке, которую хотя бы раз сделал, наверное, каждый фотограф: ряд красиво сидящих на проводе птиц. Сен-Пьер понял, что столкнулся с вопросом, который не оставлял его все годы пребывания в Японии: куда исчезли птицы?
При ближайшем рассмотрении, птицы, или их следы, всё же присутствуют на фотографиях Сен-Пьера. Начиная с одинокой птицы, отправляющейся в полёт, словно некое предзнаменование, серия разворачивается. Появляется пара причудливых, получеловеческих-полуптичьих фигур в металлических одеждах, горный мотив превращается в крылья за спиной сидящей женщины. Птицы, кажется, преследуют, даже насмехаются над образами Сен-Пьера.
В ярких чёрно-белых изображениях, Сен-Пьер проводит нас через пейзаж, наполненный сверхъестественным. Его взгляд, натренированный опытом работы дипломатом и репортёром, натренирован на то, чтобы ухватывать новизну. Готовясь к четырёхлетней дипломатической службе в Японии, он изучил язык и культуру, но всё равно почувствовал себя неготовым к той особой форме отчуждения, с которой встретился, попав в страну.
Фотография стала способом принять это. «Камера – это особый инструмент, помогающий мне покинуть зону комфорта. Она даёт мне основание стать ближе, войти в эмоциональный и физический контакт с внешним миром. Она стала средством погрузиться глубже в себя и выразить собственные чувства и мысли», - говорит он.
Путешествуя по улицам Токио, Сен-Пьер постоянно сталкивался с необычайным. Женщина под кошачьей маской притягивает наше внимание, как пламя – мотылька, мы видим, что она не одна, в отражении позади неё виден мужчина в маске. Пара ног исчезает в скульптурном «валуне». Безликий машинист, выглядывающий из окна поезда, кажется, руководит нашим путешествием в неизвестное.
Только к концу своего пребывания в Токио Сен-Пьер осознал, что у него получился проект. «Название возникло совершенно само собой, как самая удачная метафора того, как я провёл все эти годы, живя в стране, которая мне очень нравилась, но которая никогда не станет для меня настоящим домом». Думая о времени, которое он провёл, фотографируя, он говорит: «почти каждый день, я внезапно замирал при виде чего-то, что не принадлежало к обыденной сцене, или оглушающей тишины чего-то, что жаждало там оказаться». Итак, серия завершается тем же, с чего началась – птицей, оставляющей след, приглашая нас продолжить это странное путешествие, в поисках того, куда они ушли.
Оригинал статьи на сайте LensCulture
Перевод Александра Курловича