Фотографии могут переместить нас в разные времена и места, предлагая нам уникальный взгляд на мир глазами другого человека. В середине 70-х, психиатр, доктор Барри Рамер и его жена Лоис начали собирать коллекцию международной фотографии. Различные по содержанию, фотографии коллекции объединяла озабоченность условиями жизни человека и стремление к преодолению социального неравенства. Серия Frames of Mind («Кадры мыслей») – это последний дар четы Рамеров Художественному музею Крокера, состоящий из 68 фотографий, сделанный в ознаменование 50-й годовщины начала создания их коллекции. Новый взнос добавлен к 73 фотографиям, которые Рамеры подарили музею, начиная с 2015 года, и исследует общий опыт, объединяющий людей разных регионов, культур и времен. Многие фотографии из этого дара представляют собой первые работы того или иного художника в коллекции музея Крокера, в то время как другие дополняют уже имеющиеся фонды.

Последний дар Рамеров включает фотографии известного автора «ренессанса Гарлема», Джеймса Ван дер Зее. Его работы показывают яркий и растущий афроамериканский средний класс в Гарлеме 20-х и 30-х годах с акцентом на таких персонажах, как детская команда по плаванию и танцовщица, украшенная бусами и перьями, уверенно принимающая позу. Подаренные в 2023 три фотографии Ван дер Зее присоединились к двум его работам, также подаренным Рамерами в 2016 и 2018 годах. Ван дер Зее владел популярной коммерческой фотостудией на 135 улице и был известен в Гарлеме. Однако, лишь после того, как ему исполнилось восемьдесят, и его работа была включена в выставку 1969 года «Гарлем в моих мыслях: культурная столица Черной Америки, 1900–1968» (Harlem on My Mind: Cultural Capital of Black America, 1900–1968) в Музее искусств Метрополитен, он достиг широкого признания. Все пять фотографий Ван дер Зее из коллекции Рамеров относятся к «Портфолио из восемнадцати фотографий, 1905–1938», напечатанному в 1974 году. Вслед за экспозицией 1969 года, которая нередко критиковалась за то, что на ней было очень мало работ живущих в Гарлеме афроамериканских художников, Ван дер Зее тесно сотрудничал с йельским профессором фотографии Ричардом Бенсоном над тем, чтобы напечатать портфолио, содержащее самые яркие работы раннего периода его карьеры. Созданное в 1974 году портфолио позволило фотографу лучше контролировать рынок своих работ и их художественное представление.

Танцовщица, Гарлем (IX), 1925/1974 год. © Джеймс Ван дер Зее (США), Художественный музей Крокера

В Frames of Mind фотографии Ван дер Зее формируют диалог с работами других художников, работавших в разных частях мира в 30-е годы. Японский архитектор Ивао Ямаваки (Iwao Yamawaki) переехал в Дессау, Германия, в 1930 году, чтобы учиться в Баухаузе, знаменитой художественной школе, признанной за продвижение упрощенного, рационального и гармоничного дизайна. Там Ямаваки занялся архитектурной фотографией и сделал свою фотографию модернистского моста в 1932 году. Снятая с нижнего ракурса, арка моста вздымается в небеса, превращая в карликов фигурки людей, смотрящие с нее. Мост словно воплощает обещание модернистской рациональности. Однако, годом позже нацисты закрыли Баухауз, превратив художников в беженцев. Ямаваки в это время вернулся в Японию, в то время, как другие, такие как Йозеф и Анни Алберс, перебрались в Соединенные Штаты.

Без названия, 1932 год. © Ивао Ямаваки (Япония), Художественный музей Крокера

В то же время в Америке, художники стали чувствовать эффекты Великой Депрессии. Льюис Хайн (Lewis Hine) был фотографом-документалистом, работавшим в Управлении Промышленно-строительными работами общественного назначения (Works Project Administration (WPA)) в рамках нового курса президента Рузвельта. Фотография Хайна, сделанная в 1931 году, названная «Мать и дитя на попечении Красного Креста во время засухи», изображает мать, смотрящую на своего маленького ребенка во время великих экономических и эмоциональных проблем.

Мать и дитя на попечении Красного Креста во время засухи, 1931 год. © Льюис Хайн (США), Художественный музей Крокера

Аналогичным образом, нанятый в рамках того же нового курса в Управление по безопасности фермерских хозяйств, Уокер Эванс наиболее известен своими фотографиями сельскохозяйственных рабочих на американском Юге. В начале 1930-х, он ездил на Кубу, чтобы сделать фотографии для книги «Преступность Кубы» (The Crime of Cuba), написанной американским журналистом Карлтоном Билом, критикующей режим кубинского президента Герардо Мачадо. Используя штатив и ящичную камеру, Эванс использовал негативы большого формата, чтобы запечатлеть лица двенадцати рабочих угольной пристани, покрытые въевшейся черной пылью. На фотографии, подаренной музею, обветренная кожа и хмурый лоб пожилого мужчины говорят о трудностях, перенесенных им во время экономического спада и растущей политической нестабильности 1930 годов.

Работник угольной пристани, Гавана, 1932 год. © Уокер Еванс (США), Художественный музей Крокера

Другая область, которая затронута фотографиями из коллекции Рамеров, – это социально сознательная фотография послевоенной Европы. Они долгое время жили в Лондоне и приобретали фотографии как у авторов напрямую, так и через галереи. Еще подростком, родившаяся в германии британская фотограф Дороти Бём получила от отца фотоаппарат «Лейка», когда садилась в поезд, чтобы бежать от нацистов. Всю остальную жизнь она фотографировала повседневную жизнь людей в Европе, сначала во время войны, а затем – послевоенного восстановления. На одной из фотографий, сделанных в Гренобле, во Франции в 1950 году, мальчик сидит рядом со шваброй на ярко освещенной городской площади. Закинув ногу на ногу, он отдыхает от работы, имитируя позу взрослого. Британский фотограф Ширли Бейкер начинала свой путь, делая съемки для производителя текстиля и химии Courtaulds. Она продолжала развивать свой бизнес фотографа-фрилансера, начав в конце концов продавать работы в газету The Guardian. Ее сделанные с симпатией фотографии детей рабочего класса, играющих на опустошенных улицах Манчестера и Салфорда 60-х и 70-х, показывают, как можно быть счастливым и удивляться, несмотря на окружающие неимоверные трудности.

Гренобль, Франция, 1950 год. © Дороти Бём (Британия), Художественный музей Крокера

Рамеры собрали также впечатляющую коллекцию фотографий, сделанных в Чехословацкой Социалистической Республике (ныне Чехия и Словакия), сделанных в то время, когда страной правили коммунисты. Доктор Рамер вспоминает, как фотографы из Восточного Блока посещали их семью в доме в Санта Роса в 1980-х с портфолио в руках. Нуждаясь в финансовой поддержке, они ехали в Штаты, чтобы расширить рынок для своих работ. Ярослав Барта (Jaroslav Bárta), Виктор Колар (Victor Kolář) и Маркета Лускачева (Luskačová) – их выразительные фотографии очеловечивают людей, живущих за Железным занавесом, давая возможность заглянуть в их мир пронзительно и сокровенно.

Без названия (Шахтеры на железнодорожном полотне), 1977 год. © Виктор Колар (Чехия), Художественный музей Крокера

Маркос и Симона, Канделария, Боливия, 1990 год. © Флор Гардуньо (Мексика), Художественный музей Крокера

Художественный музей Крокера
216 O улица
Сакраменто, Калифорния 95814 https://www.crockerart.org

Оригинал на сайте Monovisions
Перевод с английского Александра Курловича