Андрей Гринин Маленькое нотабене на полях фотографии |
|
повальное увлечение "искусством фотографии" в глобальном масштабе было инспирировано начиная с конца 70-х маркетинговым натиском производителей фототехники в союзе с хайтком это не единственный фактор, но, пожалуй, доминирующий плюс рост благосостояния — фотография стала по карману практически любому работящему индивиду плюс фактор свободного времени, которое особо деятельным непьющим гражданам надо было занять чем-нибудь особо деятельным (см. "Доступное искусство" Пьера Бурдьё) а умники нашли новый плацдарм для умничания — чистый, благоустроенный и щедро спонсируемый автоматизация, хайтек и интернет всем этим "факторам" оказались очень кстати получите тьмы "площадок" и "ресурсов" для тьмы "культурных событий" типа конкурсов-фестов-мастер-классов и прочей околопросвещенческой суеты, любезно подсовываемой фотопиплу истеблишментом отнюдь не в бескорыстных целях надо четко понимать одну вещь: 99,99999% фотоюзеров по менталитету--технари средней руки, независимо от статуса они могут быть хорошо образованы, начитаны и эрудированы, в том числе и в искусстве, даже бывают страстно им увлечены, хороший вкус им тоже не заказан — но, по-большому счету, видят его как бы сквозь витрину супермаркета, независимо от того с какой стороны находятся: внутри ("продвинутые") или снаружи (прозелиты) у них нет собственного, глубоко прочувствованного отношения к этим тонким материям, которое может появиться только от спонтанного стихийного процесса вживания в мир не только для овладения им себе на потребу (прагматический и операционистский подход), но прежде всего на чувственном уровне они в буквальном смысле ПОВЕРХНОСТНЫ во всем, так как глубина постижения чего либо — не только искусства, а на круг — возможна только при развитой эмоциональной сфере, накоротко замкнутой на чувственность а чувственность — первое, что подавляется цивилизацией и, начиная со школы, педагогикой просвещения масс мы живем в техницистском мире, в котором высшим культом является культ Техники и Оператора--того, кто с ней на "ты" соответственно всё, что не от техники и техник успешного манипулирования ею, включая все чисто социальные практики (техники манипулирование общественным сознанием), вынесено за скобки, маргинализировано фотография одно из божеств этого культа нынче, по сути Главный Фетиш, заменивший в массовом сознании прежний — автомобиль к тому же она удовлетворяет детскую страсть к затейливым игрушкам техническое и чувственное--две стороны медали "человек", орел и решка, авис и реверс игрушки — те же автомобили и фотоаппараты — тоже ведь, как ни крути, очень чувственны: вещи, которые приятно руками маять и наслаждаться их видом (дизайном) что получается, когда из искусства "вычитается" чувственное--"иррациональное", по сути истинно человеческое, глубинное и корневое измерение — очень хорошо видно по современному искусству (contemporary art), насквозь умственному, "концептуальному" ...и тому феномену, которое я называю порнопаникой — страхом перед сексом во всех его проявлениях этим страхом сейчас пронизана вся жизнь и, в первую очередь, фотография он заставляет сублимировать так называемую "эротику" в своего рода оговорку — не по Фрейду, а "по рынку", превращая чувственное в оплот Его Величества Кича — еще одного фетиша нынешней коммерциализированной с головы до пят культуры Кич способен "облагородить", ко всеобщему удовольствию, даже порно по сути же он опускает человека до уровня плинтуса посредством изощренной дрессуры "эстетического чувства" — заменяя оное рефлексом испускания слюны на Прекрасное-с-Пристёбом такие дела... |
1. Даже на уровне чисто технического творчества существует элемент чувственного познания, недаром Кнут написал "Искусство программирования", а Хоровиц "Искусство схемотехники"
когда процессс творческий, одними знаниями обойтись не прокатит.
2. УказанныйВами Процессс необратим и всеобщ, и дело не только в публике или в "удовлетворяет детскую страсть к затейливым игрушкам".
Всё вульгаризируется с прогрессом и это закон "развития" общества в целом. Вот уже в области техники давно уже не пишут об искусстве (будь то схемотехника или программирование),
но о технологии той же, к примеру, схемотехники. Старые технологические ограничения сняты, не нужно бороться за лучшие решения, всё упирается в ловкое применение готовых решений.
И это нужно не профессионалам (будь то фотографы, электронщики или программисты),и ни потребителям (называйте их зрителями, заказчиками, потребителями, да как угодно). Это нужно производителям, и даже не потому, что так быстрее и дешевле (по факту, это так), а потому что это даёт ему возможность уравнять посредственность и творческую личность, получить недостижимый ранее уровень власти над специалистом.
я называю такие "феномены" ответами из разных учебников на разные задачи
потому и "маленькое" и "на полях", что нельзя объять необъятное
объяснение еще не приговор, все может измениться--если не в одночасье, то достаточно быстро в историческом масштабе
я сказал бы, что нынешняя увлеченность техникой сродни детской болезни, типа ветрянки или кори
не вдохновляет тех, у кого иммунитет к ней (вроде меня), но серьезных поводов для паники нет: в конце концов художников по призванию никто не убивает, а многим удается даже вполне сносно жить--так что этому виду homo sapiens вымирание не грозит
но Бодрийар того не стоит)) рекомендую Алена Бадью и Жака Рансьера
что касается угрозы со стороны манипуляторов всех мастей, тут я уповаю больше на человечью природу; как сказал Варлам Шаламов, человек упрямое животное, упрямей лошади
по-большому счету это единственная надежда--на человечий сопромат
вы всерьез считаете, что порно чем-то угрожает обществу?! тысячелетиями не было никаких запретов на показ секса, на востоке существовала йога секса--тантра, добрая половина искусства стоит на эротике, никогда не стеснялись изображать впрямую соитие в любых позах--кому это причинило вред?
порнопаника не от порно, а от тупости ханжей-политиканов и повального лицемерия моралистов всех мастей--они ее насаждают в своих очень нечистых целях; насаждают страх перед сексом, фактически унижают человека до уровня похотливого животного, которого нужно держать на коротком поводке
Интернет то задумывался конечно для других целей, но развитие железа и сетей подстёгивалось именно для форсирования скорости передачи фото и видео в максимально возможном качестве. Так утверждают те, кто изучает историю сети. Не я это придумал.
для чего в ход идут такие архетипические символы как "сексуальный маньяк-убийца", "педофил", "совращение несовершеннолетних" и другие, более мелкие, расхожие знаки угрозы, например повсюду рассыпанные предупреждения о разделении доступности культурных событий, включая концерты классической музыки, по возрастным категориям (16+)
делается это в целях дезориентации обывателя в жизненных приоритетах (ценностях), в конечном итоге--для нагнетания страха
запуганным обывателем легче манипулировать, в частности во время избирательных компаний всех уровней