С академической точки зрения "фотохудожник" – это профессиональный автор, работающий в области художественной фотографии, который использует фотографические средства и технологии как инструмент создания визуальных художественных произведений, обладающих эстетической и культурной ценностью.
Это определение можно расширить следующими существенными характеристиками:
1. Методология работы:
Целенаправленное применение художественных приемов и выразительных средств
Концептуальное осмысление формы и содержания
Создание авторских серий и проектов
2. Профессиональные критерии:
Наличие специального образования или эквивалентного профессионального опыта
Регулярная выставочная деятельность
Признание в профессиональном сообществе
3. Художественные задачи:
Создание уникальных визуальных образов
Выражение авторского видения через фотографическое произведение
Формирование культурного и эстетического контекста
Это базовое академическое определение принято в искусствоведении и используется при описании данного вида творческой деятельности в профессиональной среде.
Андрей, спасибо за развёрнутый комментарий. Вставлю свою "шпильку". НМВ, сегодня понятие "фотохудожник" позиционируется исключительно в соответствии с п.2 В т.ч. и потому, что это обусловлено "правилами игры". А пп 1 и 2 подчинены задачам, реализующим п.2. И именно поэтому отношение к именуемым себя "фотохудожниками" зачастую негативное в творческой фотографической среде.
Андрей, спасибо за ответ. Всё же на определение не тянет, а как концепт для попытки написания оного, в каких-то определённых рамках, для чего-то и каких-то, может быть. К сожалению, не могу не сказать, что для меня всё это описание слишком расплывчато и противоречиво. То, что касается творческо/художественной части абсолютно подходит под описание деятельности фотографа, который занимается в том числе художественной фотографией, и перечисленные критерии являются базовыми для любой творческой деятельности. А некая принадлежность к организационно-административной среде никак не может отменить сути из предыдущего предложения. В то же время, если брать обязательность целостности перечисленных характеристик работы "подопытного", то получается, что для составления этого определения происходит присвоение слова "художественный" применительно к фотодеятельности, приватизация общего определения в корпоративно-конъюктурных целях. Мол, если не член наших академиев, то и не художественен. И смотри (академики грозят пальчиком) никаких тебе признаний)
Посему непонятно, чем занимается, точнее что производит и каким образом пресловутый фотохудожник, в отличие от фотографа занимающегося художественной фотографией?
Ну, и про саму этимологию этого сложного слова уже как-то говорили. А основная часть проблемы как раз в этом, ибо конструкция выглядит как веловсадник или всадникопилот и подобное несовместимое. И к этому обырвалгу пытаются натянуть сову на глобус. И когда эту профанацию прикрывают "академиками", невольно всплывает очевидный вопрос о последних.
Никто ведь не оспаривает правомерность, например, слова «самолет», придуманное поэтами Хлебниковым и Каменским. Посадите на стадионе десять тысяч болельщиков, выйдите на середину поля и прокричите в мегафон вопрос, понятно ли им слово «фотохудожник». Уверен, что в ответ вы услышите громогласное «ДА!». Ну а что еще нужно? Чтобы несколько сомневающихся ссылались на какую-то этимологию? У нас в России это не работает))
Андрей, это вы погорячились с таким вопросом, к тому же смотря какой вопрос задать. Вот, например, если бы стадион спросили кто такие фотохудожники, или продолжили опрос, "а кто они?")) то на 100% услышали бы многократное эхо -расы расы расы… асы фотошопа. А если бы "кто такие фотографы", то стопудоф возникла бы пауза и шум от недоумения.
Можно в пример взять Тотальный диктант, для кого он, ясно, что для энтузиастов, людей занимающихся саморазвитием. Зато по Первому про него из каждого пискеля телеэкрана прожужжат несколько дней, но это хороший пример, а в массе всё печальней? А стадион процентов на 80-90 или больше не справился бы с тьсятся.
[Чтобы перетянуть одеяло с «критериев».)]
===
Во Франции, чтобы считаться произведением искусства, фотография должна быть напечатана самим художником или под его контролем, подписана и пронумерована в количестве не более 30 экземпляров, всех форматов и носителей вместе взятых. Французское законодательство различает статус «фотографа-ремесленника» и статус «фотографа-художника», причем ремесленники -- это фоторепортёры и фотодокументалисты, а художники - те, кто создаёт и продаёт произведения искусства, как это определено выше.
=== Из Fr-вики
Известно, что Дуано сардонически улыбался и припечатывал себя тем, что ему платили по разряду «ремесленника». Куда, мол, в фотохудожники лезть.
Интересная информация. При этом стоит отметить, что тот же Роберт Дуано входит в десятку самых известных фотографов-авторов Франции по версии ChatGPT. При этом входит, вероятно, с двумя фотографиями поцелуев, превратившимися в клише.
Странный тут разговор, на мой вкус. О каких устоявшихся терминах в области художественной фотографии можно говорить в наших условиях вообще? Терминология чётко устаканивается там, где есть для неё применение.
Реакция на определение, приведённое Андреем, совершенно рабочее, кстати, хорошо иллюстрирует ситуацию. Критика основана не на самом определении, а на отсутствии нормального художественного процесса - либо просто на цеплянии к словам. Обсуждать второе я не буду, а что касается "правил игры"... Играя в футбол на неровном пустыре, с воротами из пары кирпичей, можно фантазировать, представляя себя в финале Лиги Чемпионов, но это лишь фантазии...
Сколько в Москве реально работающих с фотографией серьёзных галерей? Четыре? Сколько критиков, СМИ? Вопрос в том, что так называемый "контекст", по сути, не выстроен никак. Мало галерей, мало критиков, кураторов, коллекционеров, публика не приучена к тому, что выставка фотографии - это событие, по крайней мере, может быть им. В этой ситуации, по сути, безразлично, как называть автора - "фотохудожником", "художником, использующим фотографическое медиа", "фотографом, делающим художественную фотографию" или просто "дураком, тратящим деньги не пойми на что". В конце 80-х-начале 90-х казалось, что тема сдвигается с мёртвой точки в сторону цивилизованного рынка арт-фотографии, но к сожалению, хотя многое изменилось, расстояние от цели и сейчас много больше, чем от начала пути, и перспектива на обозримое время выглядит безнадёжной.
Именно поэтому мне кажется бессмысленным спорить о терминах, это занятие праздное. Всё просто - кто не может не заниматься фотографией - занимается ею, в силу своего понимания, способностей, образования - да чего угодно. И показывает свои работы как может и где может. Иного пути у нас нет, в общем.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи. Войти
или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
1. Методология работы:
- Целенаправленное применение художественных приемов и выразительных средств
- Концептуальное осмысление формы и содержания
- Создание авторских серий и проектов
2. Профессиональные критерии:- Наличие специального образования или эквивалентного профессионального опыта
- Регулярная выставочная деятельность
- Признание в профессиональном сообществе
3. Художественные задачи:- Создание уникальных визуальных образов
- Выражение авторского видения через фотографическое произведение
- Формирование культурного и эстетического контекста
Это базовое академическое определение принято в искусствоведении и используется при описании данного вида творческой деятельности в профессиональной среде.Вставлю свою "шпильку". НМВ, сегодня понятие "фотохудожник" позиционируется исключительно в соответствии с п.2 В т.ч. и потому, что это обусловлено "правилами игры". А пп 1 и 2 подчинены задачам, реализующим п.2. И именно поэтому отношение к именуемым себя "фотохудожниками" зачастую негативное в творческой фотографической среде.
Всё же на определение не тянет, а как концепт для попытки написания оного, в каких-то определённых рамках, для чего-то и каких-то, может быть.
К сожалению, не могу не сказать, что для меня всё это описание слишком расплывчато и противоречиво. То, что касается творческо/художественной части абсолютно подходит под описание деятельности фотографа, который занимается в том числе художественной фотографией, и перечисленные критерии являются базовыми для любой творческой деятельности. А некая принадлежность к организационно-административной среде никак не может отменить сути из предыдущего предложения.
В то же время, если брать обязательность целостности перечисленных характеристик работы "подопытного", то получается, что для составления этого определения происходит присвоение слова "художественный" применительно к фотодеятельности, приватизация общего определения в корпоративно-конъюктурных целях. Мол, если не член наших академиев, то и не художественен. И смотри (академики грозят пальчиком) никаких тебе признаний)
Посему непонятно, чем занимается, точнее что производит и каким образом пресловутый фотохудожник, в отличие от фотографа занимающегося художественной фотографией?
Ну, и про саму этимологию этого сложного слова уже как-то говорили. А основная часть проблемы как раз в этом, ибо конструкция выглядит как веловсадник или всадникопилот и подобное несовместимое. И к этому обырвалгу пытаются натянуть сову на глобус. И когда эту профанацию прикрывают "академиками", невольно всплывает очевидный вопрос о последних.
Можно в пример взять Тотальный диктант, для кого он, ясно, что для энтузиастов, людей занимающихся саморазвитием. Зато по Первому про него из каждого пискеля телеэкрана прожужжат несколько дней, но это хороший пример, а в массе всё печальней? А стадион процентов на 80-90 или больше не справился бы с тьсятся.
===
Во Франции, чтобы считаться произведением искусства, фотография должна быть напечатана самим художником или под его контролем, подписана и пронумерована в количестве не более 30 экземпляров, всех форматов и носителей вместе взятых. Французское законодательство различает статус «фотографа-ремесленника» и статус «фотографа-художника», причем ремесленники -- это фоторепортёры и фотодокументалисты, а художники - те, кто создаёт и продаёт произведения искусства, как это определено выше.
=== Из Fr-вики
Известно, что Дуано сардонически улыбался и припечатывал себя тем, что ему платили по разряду «ремесленника». Куда, мол, в фотохудожники лезть.
Реакция на определение, приведённое Андреем, совершенно рабочее, кстати, хорошо иллюстрирует ситуацию. Критика основана не на самом определении, а на отсутствии нормального художественного процесса - либо просто на цеплянии к словам. Обсуждать второе я не буду, а что касается "правил игры"... Играя в футбол на неровном пустыре, с воротами из пары кирпичей, можно фантазировать, представляя себя в финале Лиги Чемпионов, но это лишь фантазии...
Сколько в Москве реально работающих с фотографией серьёзных галерей? Четыре? Сколько критиков, СМИ? Вопрос в том, что так называемый "контекст", по сути, не выстроен никак. Мало галерей, мало критиков, кураторов, коллекционеров, публика не приучена к тому, что выставка фотографии - это событие, по крайней мере, может быть им. В этой ситуации, по сути, безразлично, как называть автора - "фотохудожником", "художником, использующим фотографическое медиа", "фотографом, делающим художественную фотографию" или просто "дураком, тратящим деньги не пойми на что". В конце 80-х-начале 90-х казалось, что тема сдвигается с мёртвой точки в сторону цивилизованного рынка арт-фотографии, но к сожалению, хотя многое изменилось, расстояние от цели и сейчас много больше, чем от начала пути, и перспектива на обозримое время выглядит безнадёжной.
Именно поэтому мне кажется бессмысленным спорить о терминах, это занятие праздное. Всё просто - кто не может не заниматься фотографией - занимается ею, в силу своего понимания, способностей, образования - да чего угодно. И показывает свои работы как может и где может. Иного пути у нас нет, в общем.