Рофэ Чем отличается "жанр" от "репортажа"? |
|
Иногда возникает проблема: куда поместить очередное творение? Единственный найденый в Инете ответ - "по сути - одно и то же: кусочки жизни. правда, говорят, что репортаж - это когда могут морду набить" - оставляет неопределенность в неприкосновенности. Встречается и такое: "жанр репортажа" или "репортажный жанр"! Так существуют ли конкретные дифференциально-диагностические признаки или единственное отличие - риск производственной травмы? |
в репортаже превалирует "что, где, когда", а в жанре "как".
Что-то в этом есть...
Я открыл тему не с целью поупражняться в риторике, но с чисто практической: установить, "что есть что" и уменьшить путаницу.
Бывают и недостижимые цели.
Спасибо, в любом случае.
Токаря у станка именно где-то. На каком-то именно заводе, в каком-то городе, именно у какого-то супер-нового станка, или в какой-то день.
В конце-концов, именно токаря такого-то и такого-то.
Т.е. зрителю предлагается голимая информация, где изображение лишь подтверждает, что событие имело место быть. Оно может быть
художественным или еще фиг знает каким, но главное информация.
Это репортаж.
Под жанром, мне кажется, мог бы быть тот же токарь у станка.
Но зрителю в таком случае наплевать, кто,где и когда. Его может
взволновать поза, или как искорки летят, или падение света, или
взаимоотношения одного токаря с другим, или со станком.
А не паспортные данные или ттх.
Т.е. по сути как репортаж может быть жанровым, так и жанр может быть репортажным. Все зависит только от упора в подаче.
Но шутки - шутками, а в той заметке (ссылка выше) упоминается "фотожурналистика" - фотография момента, факта.
Если рассматривать репортаж как частный случай фотожурналистики, то напрашивается аналогия между репортажем, информационной заметкой или статьей о событии и рассказом, повестью или романом на ту же тему и с теми же персонажами.
"Иудейская война" Иосифа Флавия - репортаж; "Иудейская война" Леона Фейхтвангера - жанр.
Прямо перенести эту аналогию в фото как-то не получается.
И положить картинку в "с полной определенностью" выбранный отдел тоже не очень выходит.
Вот моя старая фотка ( не пиарю: фотка старая, в тыще мест висит, а сошлись на чужую - обидятся):
www.photographer.ru
Вот куда её?
Кстати, такая же история с "НЮ" и "Гламуром", "природой" и "пейзажем".
Вопрос сугубо практический: определение соответствия фотографии и рубрики на конкретном сайте (каталоге, "искалке" и т.п.)
www.photographer.ru
По всей видимости однозначное определение ещё не выработано.
Практически это означает, что реплики "это не жанр, это надо в репортаж", и наоборот отражают не более че субъективные представления авторов.
Это уже информация.
это опредение, как мне кажется, сразу отличает жанр от репортажа.
в репортаже главное - сообщение (мессидж), в жанре - ощущение настроения.
---
настоящий жанр уж никак картинкой не назвала бы. картинка - это нечто, глядя на которое мне всегда понятно, что снималось.
"ага, в глазах там или во времени"
Почему - не знаю.
ага.
Думаю, не только мне будет интересно :))
на самом деле, кто о жанре, кто об уличной съемке говорит. а все в кучу сваливаем.
после "твоего" вопросника поняла, что не жанр снимаю. стрит снимаю. :)
:) ок, я отвечу. и сашку спрошу.
Конкретизирую.
ЖАНР (французское genre), Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На выставке были представлены разнообразные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая
РЕПОРТАЖ (франц. reportage - от англ. report - сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Ну, а поскольку РЕПОРТАЖ - это один из ЖАНРОВ, журналистики, фотографии, живописи... - то зачем воду в ступе молоть?
Только вот речь то тут, вроде бы, об этом "жанре" - "Жанр, жанровая живопись, бытовая живопись, изображение сцен из обыденной жизни натурально и правдиво, без прикрас.-Ж. живопись берет свое начало в древности, но в настоящем своем виде развилась в Голландии, особенно ярко в произведениях Тенирса, Рембрандта и др. Различается Ж.: юмористический (смешные стороны жизни), этнографический (сцены из быта народов) и исторический (сцены из частной жизни историч. личностей).- Жанрист, художник в области Ж." (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Если момент времени и место событий не являются основными смысловыми элементами и если ради художествености мы готовы прибегнуть к постановке, то мы имеем дело с "жанровой фотографией". Результат жанровой фотографии -- художественный образ, основанный на обыденных сценках из жизни. Это художественная everyday life.
Иное дело - репортаж. Тут уже становится важна конкретика события: кто, где, когда и при каких обстоятельствах показан на снимке. Тут художественный образ отступает на второй план (хотя и он важен!) и уступает место информационной составляющей - значимости факта, события, контекста.
Но часто четкую границу провести не удается.
Вы упрощаете Брессона, снова же, как мне кажется.
сюжет понимаю как самодостаточное действо, или определяющую его часть. сюжет во фрейме должен быть быть внутренне логичным и легким для внешнего прочтения. (полагаю это верным и в "изобразительном искусстве". те же импрессионисты, к примеру, не особо нуждались\нуждаются в сюжете для выражения своего ощущения зрителю.)
жанровый снимок не предполагает быть четко опознаваемым действом, или вообще каким-либо действом. не подразумевается быть ограниченным во времени\пространстве. незамкнутость кадра его фреймом, незаконченность, недоговоренность отношений в кадре - жанр.
1. не имеет сюжета(т е в ней ничего не происходит)Однако отношения в кадре существуют,и они должны быть незаконченными.
2. существует вне времени и пространства.
3. кадр не должен быть замкнут его рамкой(фреймом)
Ну теперь полная ясность.Все стало на свои места.
с Вами скучно. всего.
тем не менее в прошлом, Вы выразились, как бы суммируя мой поинт, подобным образом: "не имеет сюжета (т.е. в ней ничего не происходит)", "существует вне времени и пространства". не хочу спрашивать, откуда Вы это взяли. мне неинтересно. Вы просто играете в слова, не делая попытки меня услышать.
мне неинтересно заниматься тем, что еще раз пересказывать вышесказанное, или просить Вас сконцентрироваться и читать еще раз мой текст. обычно такие разговоры приводят к спорам о том, кто и что именно имел в виду. не хочу и не буду. ни разу не претендую на обладание абсолютной истиной. говорю только мое понимание вопроса.
ага. спасибо за пожелания. Вам того же.
www.in-public.com
По стриту, кстати, где-то на форуме было то ли переведенное интервью с несколькими стрит-фотографами, то ли ссылка на это интервью.
www.in-public.com
неявно предполагается, что в кадр должны быть включены "быстро меняющиеся ситуации" и вроде-бы тем самым подразумеваются некоторые движущиеся (в пространстве/проявлениях субъкты/объекты).
задумался: обязательно ли это в жанре?
На одной из клевых карточек, что я видел, люди сидят в коммунальной квартире, на кухне, по-моему. Кто-то ест и смотрит телевизор, кто-то у плиты стоит, недалеко от камеры - то ли полочка, то ли табуретка, на ней телефон. Воображение еще и кошку пририсовывает к этой идиллии. В камеру никто не смотрит, но никто и не отворачивается от нее. Очень такая прозрачная работа. Движение на ней, если и есть, то очень неспешное. Больше в том, как переплетаются руки и взгляды, как звонит телефон, как пахнет борщ и начинается программа "Время".
квартира-то ведь не на улице, да? )
Даже если и на улице будет то же самое. На остановке автобуса. Ну станет карточка стритовой. Но жанровой-то она от этого быть не перестанет.
У меня такой вопрос, а "Жанр" это действительно отдельный жанр в фотографии, поджанр, наджанр репортажа или как-то иначе? У меня складывается впечатление, что это исключительно российское обозначение репортажа, который не просто голая фиксация события. На самом деле, все здесь перечисленные характеристики "Жанра" являются основными характеристиками хорошего репортажа в более или менее приличном издании.
если фотография документальная, то обязательно ли она "прямая"?
или это синонимы?
все фотографии бомжей у вокзалов - докуметально.
но все ли из них - жанр?
А жанровая фотография - это что-то между этими двумя видами репортажа. Или даже над ними :)
Вот говорят, что в живописи тоже есть "жанровый портрет", "жанровая живопись". Я так понимаю, что это портрет в "естественной среде обитания", бытовые сценки. То есть все это возникло задолго до фотографии. То же "возращение блудного сына" - чем не жанровая карточка? :) Но до фотогафии художнику приходилось рисовать такие картины по частям, придумывая или воссоздавая их из памяти, или же "ставить жанровую сцену" с тем, чтобы ее нарисовать. Фотография просто добавила в "жанр" элемент мимолетности-случайности, везения и готовности фотографа, сделала жанр "документальным", и превратила его тем самым в охоту за мгновением.
Или чушь написал? :)
Не собираюсь надевать на себя маску эксперта. Я вообще не знаю как это происходит в России. Могу только судить по крупным немецким журналам, где либо сам проходил практику, либо мои сокурсники, либо мои профессора работают редакторами или фотографами. Газеты мне тоже почти не известны. Но рамках газеты жанр фоторепортажа за малым исключением умер и жив только в Австралии, скандинавских странах, пары газет Германии. Остальные не в состоянии себе позволить подобную роскошь на пару полос.
Возможно я сильно ошибаюсь, но мне это известно иначе, а именного с другого конца.
Есть репортер и есть фотограф. Репортеру в 99% случаев не надо говорить что и где. Его хлеб быть раньше всех на месте события, как он это делает, тема другая, но результат как правило всегда один – проданный за дорого снимок который утром сл. дня уже пахнет газетной краской. Тяжёлая работа, в 90 % случаев это не фотографы, а весьма ловкие, предприимчивые люди с камерой в руках, смотрящие на происходящее совсем иным взглядом . То что он делает очень сложно назвать репортажем. Событийный снимок, фотография с места проишествия, и пр.
Работа фотографа в журнале выглядит иначе. Формат журнала подразумевает совсем иной подход. Как правило все важные события за 2 - 4 недели уже прошли и обсосаны газетами, читатели хотят получить взвешенную статью, со столь же вдумчивыми фотографиями «второго взгляда» и звучит это так-же: « Вась, здорова., как дела? У тебя есть время снять для нас репортаж на тему «Германия после выборов» , 5-6 снимков, снимай как ты это всегда делаешь, побольше метафор, средний формат. Неделя на работу, столько денег... Интересно?
Или Тема: «Мамы и Папы», о том как родители детей с нетрадиционной секс. ориентации впервые приняли новость о том, что их ребенок не такой как все. Это репортаж!!!, это сумашедшие истории о лишении наследства, изгнании из семьи, запоях несчастного отца грезившего внуками и продолжении фамилии. И теперь попробуй к этому снять нечто плоское и формальное. Без "возвращения блудного сына" без символов или метафор. Гарантирую - второй раз не позвонят. И это тоже зовется репортаж. Во всяком случае тут.
Со словом репортаж у меня вот эта карточка ассоциируется:
У меня одна карточка, как правило вообще мало с чем ассоциируется. В свое время приучили думать сериями, от того репортаж я понимаю ни как один снимок , а как определенная последованность взаимодополняемых изображений раскрыващих авторским языком, субъективно некое событие , явление, проблемму.
С тем же что "жанр" и репортаж похожи, и у них одинаковые или очень близкие цели, задачи, предмет съемки - спорить не буду.
жанр - сценка из жизни
репортаж - рассказ о чем-то
Вот и все. Зависит от подачи. Одна и та же картинка может быть и "жанром" и репортажем.
Зачем делить и копать дальше - не понимаю
После всего вышенаписаного и прочитаного позволю себе сделать вывод: "жанр" и "репортаж" - это два расплывчатых пересекающихся множества.
Область пересечения: факт, правда жизни "как есть", без постановочных манипуляций. Различие: для "репортажа" - важнейшее есть прямой ответ на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? - регистрация факта; для "жанра" - важнейшее есть драматургия, "литературность", "бытовость" и поэтика обычной жизни; регистрация факта - штука второстепенная.
Одно и то-же изображение может выступать и как "жанр", и как "репортаж" в зависимости от контекста, задаваемого названием либо авторским комментарием.
Спасибо большое всем за такое интересное обсуждение!
Регистрация факта - прерогатива новостной, событийной фотографии. Тех людей с фотоаппаратами, которых телевизиощники называют "фотиками", "snappers". Репортаж, серьезный репортаж, все же призван ответить на что, как, почему, чем хорошо, чем плохо, как помочь, что сделать, чтобы не,... В репортаже тоже есть своя драматургия, как в каждой истории.
- Этот шар белый.
- Да нет же, этот шар белый!
Абсолютно "стерильный" репортаж дает уличная веб-камера.
Участие человка вносит в репортаж неизбежный субъективный компонент.
Я с Вами абсолютно согласен. И именно потому ассоцииировал предметы нашего разговора с Расплывчатыми и Пересекающимися множествами.
А так... даже в ЛОМОГРАФИИ есть драматургия. Отбор то делается сознательно :-)
Для понимания стоит тогда разделить репортаж на репортаж новостной (газетные фотки, снимки в базах новостных фотоагенств - Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, ЕПА) и репортаж журнальный, тот, который именно "picture story" (фотографии Мангнума, Штерна, агенства "Зеркало"). А жанр, наряду, наверное, со стритом (а может быть, и не только) составляют то, что Чежин в своем интервью называл социальной фотографией.