Наверх
НачалоСообщество Форум Фотография как мировоззрение Тема: Чем отличается "жанр" от "репортажа"?

Тема: Чем отличается "жанр" от "репортажа"?

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Рофэ
Чем отличается "жанр" от "репортажа"?
Иногда возникает проблема: куда поместить очередное творение?
Единственный найденый в Инете ответ - "по сути - одно и то же: кусочки жизни. правда, говорят, что репортаж - это когда могут морду набить" - оставляет неопределенность в неприкосновенности.
Встречается и такое: "жанр репортажа" или "репортажный жанр"!
Так существуют ли конкретные дифференциально-диагностические признаки или единственное отличие - риск производственной травмы?
59 сообщений в этой теме
 
Владимир Уколов
На мой взгляд, при всей схожести, есть отличие. И оно в том, что
в репортаже превалирует "что, где, когда", а в жанре "как".
 
Рофэ
Значит изображение токаря у станка - репортаж, а взаимодействие резца и детали - жанр?
Что-то в этом есть...
Я открыл тему не с целью поупражняться в риторике, но с чисто практической: установить, "что есть что" и уменьшить путаницу.
Бывают и недостижимые цели.
Спасибо, в любом случае.
 
Владимир Уколов
Не совсем так.
Токаря у станка именно где-то. На каком-то именно заводе, в каком-то городе, именно у какого-то супер-нового станка, или в какой-то день.
В конце-концов, именно токаря такого-то и такого-то.
Т.е. зрителю предлагается голимая информация, где изображение лишь подтверждает, что событие имело место быть. Оно может быть
художественным или еще фиг знает каким, но главное информация.
Это репортаж.
Под жанром, мне кажется, мог бы быть тот же токарь у станка.
Но зрителю в таком случае наплевать, кто,где и когда. Его может
взволновать поза, или как искорки летят, или падение света, или
взаимоотношения одного токаря с другим, или со станком.
А не паспортные данные или ттх.

Т.е. по сути как репортаж может быть жанровым, так и жанр может быть репортажным. Все зависит только от упора в подаче.
 
Рофэ
Иначе говоря, если в кадр впечатана дата - это репортаж.
Но шутки - шутками, а в той заметке (ссылка выше) упоминается "фотожурналистика" - фотография момента, факта.
Если рассматривать репортаж как частный случай фотожурналистики, то напрашивается аналогия между репортажем, информационной заметкой или статьей о событии и рассказом, повестью или романом на ту же тему и с теми же персонажами.
"Иудейская война" Иосифа Флавия - репортаж; "Иудейская война" Леона Фейхтвангера - жанр.
Прямо перенести эту аналогию в фото как-то не получается.
И положить картинку в "с полной определенностью" выбранный отдел тоже не очень выходит.
Вот моя старая фотка ( не пиарю: фотка старая, в тыще мест висит, а сошлись на чужую - обидятся):
www.photographer.ru
Вот куда её?
Кстати, такая же история с "НЮ" и "Гламуром", "природой" и "пейзажем".
Вопрос сугубо практический: определение соответствия фотографии и рубрики на конкретном сайте (каталоге, "искалке" и т.п.)
 
Сергей Петров
думаю, что скорее ближе к репортажу, но не лишена и фото-изобразительой привлекательности (свет).
 
Рудя Славницкий
Надо иногда и на "Фотографер"заходить,не только на его нонстоп:):
www.photographer.ru
 
Рофэ
Спасибо, прочитал. Эта заметка не дает ответа на поставленный вопрос - это скорее приглашение к его обсуждению. Приятно написано, глубокомысленно, но определения терминов нет. Есть что-то вроде "веревка - это вервие простое", не в обиду автору.
По всей видимости однозначное определение ещё не выработано.
Практически это означает, что реплики "это не жанр, это надо в репортаж", и наоборот отражают не более че субъективные представления авторов.
Это уже информация.
 
Александр Курлович
Жанр - это фотография, картинка. Репортаж - это рассказанная фотографом история, обычно из нескольких карточек. Но точной границы нет, конечно.
 
teplushka
рискну выступить со своим ощущением категории "жанр": жанр, это когда ни о чем, и все же о чем-то.
это опредение, как мне кажется, сразу отличает жанр от репортажа.
в репортаже главное - сообщение (мессидж), в жанре - ощущение настроения.
---
настоящий жанр уж никак картинкой не назвала бы. картинка - это нечто, глядя на которое мне всегда понятно, что снималось.
 
Черноусов Артем
Согласен с вашим мнением.
 
Леша Панков
Нам говорили, что в репортажном снимке действие происходит на самой картинке, а в жанровом - больше вне ее.
 
teplushka
ага. можно и так. если понимать "действие" в совсем широком смысле слова
 
teplushka
ты почему комент убрал?
 
Леша Панков
Нужен был?
"ага, в глазах там или во времени"
Почему - не знаю.
 
teplushka
подумала, что что-то не так сказала.
ага.
 
Леша Панков
Смотри, если интересно: "Интервью журнала Популярная Фотография с популярными стрит фотограферами". А если не откроется, то вот на английском.
 
teplushka
спасибо, сейчас почитаю.
 
teplushka
спасибо, Леша. прочла. интересно, как по-разному ребята себя на улице видят и себя к съемке "готовят". а вообще, логичные и достаточно очевидные вещи говорят. очень понравился стиль и выбор вопросов.
 
Леша Панков
Надо бы самому перечитать. Помню, что мне тоже вопросы понравились. Предлагаю вам с Александром тоже на них ответить, на эти вопросы :)
Думаю, не только мне будет интересно :))
 
teplushka
после твоей ссылки мне подумалось, что все, что мы о жанре и прочая тут говорим-диспутируем - все пурга.
на самом деле, кто о жанре, кто об уличной съемке говорит. а все в кучу сваливаем.
после "твоего" вопросника поняла, что не жанр снимаю. стрит снимаю. :)

:) ок, я отвечу. и сашку спрошу.
 
Владимир Круковер
Удивляет меня "глубокомысленность" людей, рассуждающих ни о чем.
Конкретизирую.
ЖАНР (французское genre), Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На выставке были представлены разнообразные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая

РЕПОРТАЖ (франц. reportage - от англ. report - сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Ну, а поскольку РЕПОРТАЖ - это один из ЖАНРОВ, журналистики, фотографии, живописи... - то зачем воду в ступе молоть?
 
Незваный гость
И что бы мы без Вас делали! Ну пропали бы совсем в неведение!
Только вот речь то тут, вроде бы, об этом "жанре" - "Жанр, жанровая живопись, бытовая живопись, изображение сцен из обыденной жизни натурально и правдиво, без прикрас.-Ж. живопись берет свое начало в древности, но в настоящем своем виде развилась в Голландии, особенно ярко в произведениях Тенирса, Рембрандта и др. Различается Ж.: юмористический (смешные стороны жизни), этнографический (сцены из быта народов) и исторический (сцены из частной жизни историч. личностей).- Жанрист, художник в области Ж." (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
 
Игорь E
На мой взгляд, важны факторы места, времени и документальности.

Если момент времени и место событий не являются основными смысловыми элементами и если ради художествености мы готовы прибегнуть к постановке, то мы имеем дело с "жанровой фотографией". Результат жанровой фотографии -- художественный образ, основанный на обыденных сценках из жизни. Это художественная everyday life.

Иное дело - репортаж. Тут уже становится важна конкретика события: кто, где, когда и при каких обстоятельствах показан на снимке. Тут художественный образ отступает на второй план (хотя и он важен!) и уступает место информационной составляющей - значимости факта, события, контекста.

Но часто четкую границу провести не удается.
 
Очевидец
Жанр подразумевает приоритет сюжета над фактом.Т.е.снимок делается так,как этого требует сюжет,а не факт.Смысловое содержание фотографии может сильно отличаться от того что происходило на самом деле.Творчество Брессона-яркий тому пример.У него там все это хорошо описано.
 
teplushka
как мне кажется, для жанра сюжет не обязателен. совершенно не обязателен.
Вы упрощаете Брессона, снова же, как мне кажется.
 
Очевидец
Поясните.Если я правмльно Вас понял,фотография может быть вообще без сюжета? И что тогда по Вашему "сюжет" В изобразительном искусстве?
 
teplushka
не передергивайте. говорю о жанровых снимках, а не о фотографии вообще.
сюжет понимаю как самодостаточное действо, или определяющую его часть. сюжет во фрейме должен быть быть внутренне логичным и легким для внешнего прочтения. (полагаю это верным и в "изобразительном искусстве". те же импрессионисты, к примеру, не особо нуждались\нуждаются в сюжете для выражения своего ощущения зрителю.)

жанровый снимок не предполагает быть четко опознаваемым действом, или вообще каким-либо действом. не подразумевается быть ограниченным во времени\пространстве. незамкнутость кадра его фреймом, незаконченность, недоговоренность отношений в кадре - жанр.
 
Очевидец
Вот как!Оказывается жанровая фотография:
1. не имеет сюжета(т е в ней ничего не происходит)Однако отношения в кадре существуют,и они должны быть незаконченными.
2. существует вне времени и пространства.
3. кадр не должен быть замкнут его рамкой(фреймом)
Ну теперь полная ясность.Все стало на свои места.
 
teplushka
Вы задаете вопрос и не думаете. слова как камушки для Вас.
с Вами скучно. всего.
 
Очевидец
Милая теплушка. Поверьте,в мою задачу не входило Вас развлекать.Я искренне пытаюсь понять Вашу точку зрения,однако наш разговор сильно напоминает разговор слепого с глухим.Судя по всему,мы разные люди(в смысле восприятия и способа выражения мыслей).Это ни хорошо и ни плохо,это нормально. По большому счету важно другое:Ваша точка зрения и Ваш метод безусловно правильны (но только для Вас).Подтверждение тому-Ваши великолепные работы. Сам являюсь поклонником Вашего творчества.Удачи.
 
teplushka
послушайте, Очевидец. у Вас уже к позапрошлому коменту появилась "полная ясность" в обсуждаемом вопросе.
тем не менее в прошлом, Вы выразились, как бы суммируя мой поинт, подобным образом: "не имеет сюжета (т.е. в ней ничего не происходит)", "существует вне времени и пространства". не хочу спрашивать, откуда Вы это взяли. мне неинтересно. Вы просто играете в слова, не делая попытки меня услышать.

мне неинтересно заниматься тем, что еще раз пересказывать вышесказанное, или просить Вас сконцентрироваться и читать еще раз мой текст. обычно такие разговоры приводят к спорам о том, кто и что именно имел в виду. не хочу и не буду. ни разу не претендую на обладание абсолютной истиной. говорю только мое понимание вопроса.

ага. спасибо за пожелания. Вам того же.
 
Mikhail Steinberg
Konechno zhe mozhet!!!
 
Сергей Петров
пардон, что встреваю, но уж больно вопрос интересный, т.к. думаю (хотя и несколько сомневаюсь), что сюжет для фотографии (в т.ч. и для жанра) часто вещь не первой необходимости.
 
sayonara
толковая статья на эту тему на инглише
www.in-public.com
 
Леша Панков
Жанр - это не стрит.
По стриту, кстати, где-то на форуме было то ли переведенное интервью с несколькими стрит-фотографами, то ли ссылка на это интервью.
 
Сергей Петров
мне показалось, что в этой ссылке

www.in-public.com

неявно предполагается, что в кадр должны быть включены "быстро меняющиеся ситуации" и вроде-бы тем самым подразумеваются некоторые движущиеся (в пространстве/проявлениях субъкты/объекты).

задумался: обязательно ли это в жанре?
 
Леша Панков
Да не, про движущиеся объекты там нет ничего. А то, что самое главное - выбрать нужный момент в быстро меняющейся ситуации, не мне тебе объяснять.
На одной из клевых карточек, что я видел, люди сидят в коммунальной квартире, на кухне, по-моему. Кто-то ест и смотрит телевизор, кто-то у плиты стоит, недалеко от камеры - то ли полочка, то ли табуретка, на ней телефон. Воображение еще и кошку пририсовывает к этой идиллии. В камеру никто не смотрит, но никто и не отворачивается от нее. Очень такая прозрачная работа. Движение на ней, если и есть, то очень неспешное. Больше в том, как переплетаются руки и взгляды, как звонит телефон, как пахнет борщ и начинается программа "Время".
 
Сергей Петров
тогда это и есть самый истинный жанр что-ли?
квартира-то ведь не на улице, да? )
 
Леша Панков
Ты прямо уж совсем как ребенок стал разговаривать :) "Что такое хорошо?", да?
Даже если и на улице будет то же самое. На остановке автобуса. Ну станет карточка стритовой. Но жанровой-то она от этого быть не перестанет.
 
Сергей Петров
найди, пожалуйста, лучше посылку с дискуссом что-ли, чем путать ))
 
просто Бэндер
Интересная тема.
У меня такой вопрос, а "Жанр" это действительно отдельный жанр в фотографии, поджанр, наджанр репортажа или как-то иначе? У меня складывается впечатление, что это исключительно российское обозначение репортажа, который не просто голая фиксация события. На самом деле, все здесь перечисленные характеристики "Жанра" являются основными характеристиками хорошего репортажа в более или менее приличном издании.
 
Рудя Славницкий
Есть ещё одно название,на мой взгляд объединяющее кем-то зачем-то разделённые направления-документальная фотография.
 
Сергей Петров
нет, ну надо же навести типологию ))

если фотография документальная, то обязательно ли она "прямая"?
или это синонимы?
 
Рудя Славницкий
Не знаю:)Документальная фотография не должна фальшивить,приукрашивать или очернять.
 
Сергей Петров
но границы же всё-таки какие-то возможно есть?

все фотографии бомжей у вокзалов - докуметально.
но все ли из них - жанр?
 
Рудя Славницкий
Все фотографии бомжей у вокзалов претендуют на документальность.Или на жанр.Зависит от фотографирующего-так и до концепта может дойти:)
 
Леша Панков
Я, наверное, мало смотрю приличных изданий. И, может быть, и в самом деле, это исключительно российское изобретение. Но, как мне кажется, репортаж переводится на западный язык как "история в фотографиях", да? То есть, есть вот газетный репортаж - новостная хроника для иллюстрации статей, или одна убойная карточка для первой полосы, эффектная и более или менее прямая и очевидная дял понимания. Это почти обязательно актуальный снимок. В том смысле, что он интересен и нужен именно здесь и сейчас, а через день на него уже никто не посмотрит. Есть репортаж журнальный, который обычно редко обходится одной фотографией. Это, собственно и есть "picture story" со своим сюжетом, завязкой, кульминацией, развязкой, рифмами и параллелями.
А жанровая фотография - это что-то между этими двумя видами репортажа. Или даже над ними :)
Вот говорят, что в живописи тоже есть "жанровый портрет", "жанровая живопись". Я так понимаю, что это портрет в "естественной среде обитания", бытовые сценки. То есть все это возникло задолго до фотографии. То же "возращение блудного сына" - чем не жанровая карточка? :) Но до фотогафии художнику приходилось рисовать такие картины по частям, придумывая или воссоздавая их из памяти, или же "ставить жанровую сцену" с тем, чтобы ее нарисовать. Фотография просто добавила в "жанр" элемент мимолетности-случайности, везения и готовности фотографа, сделала жанр "документальным", и превратила его тем самым в охоту за мгновением.
Или чушь написал? :)
 
Ви
хорошо написал
 
просто Бэндер
Не следует путать - репортерский снимок и репортаж ни есть одно и то же.
Не собираюсь надевать на себя маску эксперта. Я вообще не знаю как это происходит в России. Могу только судить по крупным немецким журналам, где либо сам проходил практику, либо мои сокурсники, либо мои профессора работают редакторами или фотографами. Газеты мне тоже почти не известны. Но рамках газеты жанр фоторепортажа за малым исключением умер и жив только в Австралии, скандинавских странах, пары газет Германии. Остальные не в состоянии себе позволить подобную роскошь на пару полос.
Возможно я сильно ошибаюсь, но мне это известно иначе, а именного с другого конца.
Есть репортер и есть фотограф. Репортеру в 99% случаев не надо говорить что и где. Его хлеб быть раньше всех на месте события, как он это делает, тема другая, но результат как правило всегда один – проданный за дорого снимок который утром сл. дня уже пахнет газетной краской. Тяжёлая работа, в 90 % случаев это не фотографы, а весьма ловкие, предприимчивые люди с камерой в руках, смотрящие на происходящее совсем иным взглядом . То что он делает очень сложно назвать репортажем. Событийный снимок, фотография с места проишествия, и пр.
Работа фотографа в журнале выглядит иначе. Формат журнала подразумевает совсем иной подход. Как правило все важные события за 2 - 4 недели уже прошли и обсосаны газетами, читатели хотят получить взвешенную статью, со столь же вдумчивыми фотографиями «второго взгляда» и звучит это так-же: « Вась, здорова., как дела? У тебя есть время снять для нас репортаж на тему «Германия после выборов» , 5-6 снимков, снимай как ты это всегда делаешь, побольше метафор, средний формат. Неделя на работу, столько денег... Интересно?
Или Тема: «Мамы и Папы», о том как родители детей с нетрадиционной секс. ориентации впервые приняли новость о том, что их ребенок не такой как все. Это репортаж!!!, это сумашедшие истории о лишении наследства, изгнании из семьи, запоях несчастного отца грезившего внуками и продолжении фамилии. И теперь попробуй к этому снять нечто плоское и формальное. Без "возвращения блудного сына" без символов или метафор. Гарантирую - второй раз не позвонят. И это тоже зовется репортаж. Во всяком случае тут.
 
Александр Курлович
Спасибо
 
Леша Панков
Вот в галерее победителей WorldPressPhoto, в разделе Daily Life - там репортерские снимки, или репортажные фотографии? Только первая в одиночных снимках, и показанная на втором месте в историях карточки как-то похожи на то, что я понимаю под жанром.
Со словом репортаж у меня вот эта карточка ассоциируется: , а с жанром - эта: [фотография отсутствует].
 
просто Бэндер
Я бы лично не стал военно-социальную фотографию подобного плана брать во внимание. Это вообще тема в себе и все эти фото, в большинстве своем, вырваны из какой-то серии и фоторепортажа.
У меня одна карточка, как правило вообще мало с чем ассоциируется. В свое время приучили думать сериями, от того репортаж я понимаю ни как один снимок , а как определенная последованность взаимодополняемых изображений раскрыващих авторским языком, субъективно некое событие , явление, проблемму.
 
Леша Панков
Ну дык. А чего же ты тогда думаешь, что "жанр" - это чисто российское обозначение репортажа? Сам же сейчас говоришь, что репортаж - это несколько изображений. А жанровый снимок - он один всегда. А если не один, то, возможно, и становится репортажем.
С тем же что "жанр" и репортаж похожи, и у них одинаковые или очень близкие цели, задачи, предмет съемки - спорить не буду.
 
Андрей Бондаренко
тут уже тыщу раз в ветке дали ответ:
жанр - сценка из жизни
репортаж - рассказ о чем-то
Вот и все. Зависит от подачи. Одна и та же картинка может быть и "жанром" и репортажем.
Зачем делить и копать дальше - не понимаю
 
Рофэ
Коллеги, я эту тему породил, я попробую её и добить.
После всего вышенаписаного и прочитаного позволю себе сделать вывод: "жанр" и "репортаж" - это два расплывчатых пересекающихся множества.
Область пересечения: факт, правда жизни "как есть", без постановочных манипуляций. Различие: для "репортажа" - важнейшее есть прямой ответ на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? - регистрация факта; для "жанра" - важнейшее есть драматургия, "литературность", "бытовость" и поэтика обычной жизни; регистрация факта - штука второстепенная.
Одно и то-же изображение может выступать и как "жанр", и как "репортаж" в зависимости от контекста, задаваемого названием либо авторским комментарием.
Спасибо большое всем за такое интересное обсуждение!
 
Очевидец
Вам спасибо за тему.Выводы верные.Суть вопроса поймана.
 
Леша Панков
Вот в этом пункте: "Различие: для "репортажа" - важнейшее есть прямой ответ на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? - регистрация факта; для "жанра" - важнейшее есть драматургия, "литературность", "бытовость" и поэтика обычной жизни; регистрация факта - штука второстепенная", Вы все-таки немного еще противоречите тому, что говорилось в этой теме.
Регистрация факта - прерогатива новостной, событийной фотографии. Тех людей с фотоаппаратами, которых телевизиощники называют "фотиками", "snappers". Репортаж, серьезный репортаж, все же призван ответить на что, как, почему, чем хорошо, чем плохо, как помочь, что сделать, чтобы не,... В репортаже тоже есть своя драматургия, как в каждой истории.
 
Рофэ
Леша, все противоречия здесь рода:
- Этот шар белый.
- Да нет же, этот шар белый!
Абсолютно "стерильный" репортаж дает уличная веб-камера.
Участие человка вносит в репортаж неизбежный субъективный компонент.
Я с Вами абсолютно согласен. И именно потому ассоцииировал предметы нашего разговора с Расплывчатыми и Пересекающимися множествами.
А так... даже в ЛОМОГРАФИИ есть драматургия. Отбор то делается сознательно :-)
 
Леша Панков
Говорят, в словаре эскимосов сорок слов для обозначения цвета снега.
Для понимания стоит тогда разделить репортаж на репортаж новостной (газетные фотки, снимки в базах новостных фотоагенств - Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, ЕПА) и репортаж журнальный, тот, который именно "picture story" (фотографии Мангнума, Штерна, агенства "Зеркало"). А жанр, наряду, наверное, со стритом (а может быть, и не только) составляют то, что Чежин в своем интервью называл социальной фотографией.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.091794 sec