Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ. О разделении видов и жанров в фотографии |
|
21 февраля в московском ЦДА открывается выставка РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ с подзаголовком "Жанровая фотография", премьера которой состоялась в Петербурге в январе 2006. Photographer.ru предлагает зрителям разобраться, что имели в виду создатели выставки и договориться о современной терминологии жанров. |
Потому что
Почему не будут сотрудничать?= потому что "дворовой клуб" лучше стороной обойти.
Вы же уже сотрудничаете = Я? Вовсе нет. И не хочу.
А что касается вышеуказанной темы, то все споры прекратились еще в 1998 году. И публикаций в различных изданиях по contemporary art было более , чем достаточно. В том числе, и названные мной критики весьма активно статьи писали.
Все это называется модным сейчас словом "понты", а на самом деле жлобство. А мне просто обидно за "дворовый клуб" вы бы лучше ссылку на статьи оставили :-)
Фотография в целом и документальная в частности в нашей стране осваивается критикой только в той части, где фотография повторяет и по сути является вторичной от развивающейся западной фотографии = Статья М. Терени о Чежине может быть контрагументы. Не согласны?
.....
К сожалению.
У меня ссылка прекрасно работает. Теперь не жалуйтесь, что я флуд на Вашем замечательном портале организовала.http://www.arteria.ru/photomarathon/left11.htm
[Мария Шейнина (Тереня)]
Пространство Эшера - визуальное воплощение мира, взращенного неэвклидовой геометрией. Лабиринты и лишние измерения, алогичные пространственные сломы и сдвиги, остановившееся время, или несущееся с неизмеримой мощью исторического неразвития-хаоса… Реальность узнаваемая и реальность подразумеваемая…
Симметрия, асимметрия, визуальный абсурд, алогизм, многократное повторение единицы/структуры, фотореальные (от слова реальность) элементы, калейдоскоп, магический кристалл и жизнь в кристалле - таков мир Эшера в фотофиксации А. Чежина . Как и многие серии А. Чежина , "Пространство Эшера" - развивающийся организм. Год рождения (начала работы над серией) серии - 1996, место рождения - Петербург (Ленинград, Петроград), места взросления и продолжения - Прага, Берлин, Вашингтон, Нью-Йорк и т.д., года окончания, надеюсь, не предвидится в ближайшее время. Серия развивается и дополняется, а облик фотографа шлифуется и дополняется, и преумножаются его профильные, детальные запечатления.
Здесь, в этой серии, сосредоточены практически все мифологемы и мифоотражения, связанные с культурологическим современным понятием - город (как части и как целого), мегаполис.
Город сюрреалистов, город дадаистов, город утопистов. Город-монстр, город-кристалл, город-пожиратель времени, младенцев, душ, жизней. Город эпатаж, город-игрушка и город, играющий судбюами - своей, людей, в нем копошащихся, своих строений, появляющихся как кристаллические наросты, страстями, стихиями, наслаждениями - мхами, прорастающими у основания, на фундаментах и в подвалах, внизу, у корневища порочного монстра. Город - вне исторических катаклизмов, город, ворочающийся, скидывающий ненужное в бездны. Город-сомнамбула, город-сон, город-призрак, город-мечта, город-колыбель… Эволюционное чудовище, рожденное коллективным разумом, или коллективным сознательным, или бессознательным и не разумом.
Тем не менее, человеческий термитник (или, банально - муравейник) кишит мелочью будней и звучит служебно-цикадным стрекотаньем, дышит ядом собственного разложения, из века в век судорожным стремлением направляет свою мощь в энергию сгустка-ядра, готовясь к планетарному взрыву...
Город-игра, город-угроза, вместилище греха и искусства, порока и интеллекта (интеллекта, как порока), механизмов и производств несбыточных стремлений, неподкрепленных талантами и знаниями амбиций. Город вне названий. Город... Тем более, визуально достоверный, что фотоинструментарий художника не дает сбоя или смысловой осечки, не приемлет артистического кокетства - его фотография - документ запечатления, в данном случае, - городского тела. Тело города - архитектурно и фотогенично. В чем мы уже убедились на примерах его серий из цикла "Город-текст", где субъектом и объектом запечатления была городская физиогномика. Здесь же предстает городская анатомическая штудия с выходами в кристаллические таблицы. Изучение тела ни в коей мере не сопряжено с диагностикой, определением болезни или здоровья души, даже если больной (или здоровый) душою распространяет весть о своей хвори (или вменяемости) - пространство Эшера- Чежина поглощает сообщения, направляет их в иные неэвклидовы сферы-миры.
Фотографическое пространство искривляет траектории, меняет направления, лишает смысла, но облекает в форму и наделяет эстетическим каноном, рождает целое - фотоград Чежина в пространстве Эшера, с гарниром из собственных мифологий.
Геометрия стихии - стихия геометрии
[Мария Шейнина (Тереня)]
Если Эшерово пространство Андрея Чежина - стихия геометрии, то "Табун" - это, безусловно, геометрия стихии
Вихревое, волновое движение покорения времени и пространства подчиняет себе объект средового городского подчинения и побеждает статику любого скульптурного произведения, где движение, если и предусмотрено автором, то практически композиционно конечно (от слова конец, окончание), или же заключено в круговую систему (начало-конец-начало), и потому квази-статично, так как замкнуто на себе. Движение страстное, разнузданное, стихийно-внутреннее, взаимозавязанное на крайние точки собственной структуры, и как следствие - внешне проявляющееся комком взаимодействий, как некий шар, представляющий собой форму максимального внешнего спокойствия. Такова скульптурная композиция Клодта на Аничковом мосту. Ибо открытая, она центрируется композиционно, объектово - четыре точки по сторонам моста - знак максимальной устойчивости - квадрат (четырехугольник, прямоугольник) с кругом внутри - внутренним круговым, композиционно смысловым движением, взаимосвязанным, взаимодействующим между скульптурными группами, как прямым так и диагональным, человек-конь, человек-конь, человек-конь, человек-конь. Что, кстати, не так активно выявлено, ибо "визуальный бассейн взаимодействий и связей" разрывается общими городскими движениями/направлениями - главная городская магистраль артерия и река вода Фонтанка, соотносящимися друг с другом перпендикулярно - крестом.
Для А. Чежина важно высвободить это скрытое устремление - дать график движения, подчеркнуть геометрическое в стихийном и подтвердить его продолжение в возможном эвклидовом и неэвклидовом пространстве. Так рождается геометрия стихии - табун на Невском, с его неудержимым движением - устремлением, безостановочном, волновым, вечным.
Ритмичное волновое движение "Табуна" приобретает качество геометрически выстроенного абсолюта - хаоса, хаотического движения, описанного, изученного, закономерно-описанного, а потому не конечного. В работах этой серии есть движение, но нет борьбы, столь необходимой, программно необходимой Клодту - как известно, его четыре композиции на Аничковом мосту - это четыре стадии порабощения природы (кони) человеком. Но произведение Андрея Чежина самостоятельно, его несущиеся кони - все что угодно, но лишь отчасти цитатны и едва напоминают что-то, мельком… Для художника конца ХХ - начала XXI века цитата - лишь ассоциациативный повод для создания собственного произведения развитого постмодернизма.
Шар (круг), квадрат (прямоугольник-четырехугольгик), крест-формы, выявленные описанием Чежина геометрии стихии - "Табуна". Те же формы, как мы помним из истории модернизма, занимали внимание Малевича. Кстати, описание волнового движения и его индивидуальной идентификации для искусства 1910-1920-х годов явилось одной из задач наукообразной экспансии, что вылилось со временем в кинетизм (например. М. Дюшана) и в теоретические изыскания В. Хлебникова, П. Митурича, Юдина и пр.
Выстраиваемая Чежиным геометрия стихии об этом заставляет также вспомнить, как и догадаться об общей геометрической условности, договоренности и описанности со стройной, законо-мерной действительностью в пространстве гео-измеренности и метричности всего живого и его устремления/движения вслед за волновым стремлением табуна.
Как вообще можно объяснять что-то теми понятиями, которые неочевидны даже для автора?= Окуда такая уверенность?
Еще потому, что если нет задачи объяснить, что действительно такое "пространство Эшера", то можно использовать терминологию инопланетян, что по сути для большинства является то же самое, что многомерная геометрии или квантовой теории поля. На мой взгляд эрудиция состоит как раз в том, чтобы доступно объяснить, а не подавлять читателей (даже профи, как Вы выражаетесь) терминами не имеющими никакого отношения к искусству вообще и к фотографии в частности.
Я к сожалению не читал ваш журнал, но обязательно куплю если увижу. Уж очень мне нравится :-) Это как искусство ради искусства :-) Такое милое самолюбование
Во - вторых, толерантность толерантностью, а публичные оскорбления оскорблениями. Это - нарушение Сетевого этикета. Именно на фотографере.ру сквернословие и банальная похабщина - явление более распространённое, чем на photoline.ru, к примеру. Хочется конкретных ссылок?
Может быть тогда не будут мочить за "козла" в сортирах, таджиков в Питере и москалей в Киеве. = Сомневаюсь.
Извините за банальный ликбез.= Я уже высказала своё отношение к "ликбезовским акциям". Можем прекратить общение. Замечательный выход в данной ситуации.
Я не являюсь сотрудником фотографера, но могу с точностью сказать, что никто из них не "ботает на фене" и их мнение о фотографии для меня значит = очень хорошо.
Боже мой, прекратить общение в интернете также легко как его начать= Да.
и в конце концов на ней ничего нет кроме выходных данных TERRA INCOGNITA= Предположим, №9 можно прочесть весь, за исключением статей из питерского отдела. По причине полной автономии, сетевая версия на другом хостинге.
Я не нашел ничего, что касалось бы вопросов терминологии в фотографии или даже элементов методологии фотографии.= Если типографская версия №7, №8 для Вас недоступна, а вопросы терминологии интересны, могу отсканировать и завтра "бросить" в почтовый ящик. Виртуальная версия - это блажь, поэтому материал я полностью выкладывать в Сеть не стала. Да и ссылками на свои сайты я не хочу сообщество развлекать.
Вместо того, чтобы прохаживаться здесь с умным видом = Не театр - места не пронумерованы. Интернет Вы мне не оплачиваете. Или, может, уйти? Вы только скажите...
Современная терминология. Фотография и кино.
Видимо, фотографии отбирал один человек.
<Решающее мгновение/a>
Еще, по тому же вопросу, собственно: в мою недолгую бытность на фотолайне я узнал, что немало выставленных там авторов- члены Союза Фотографов России. Наверное я очень отстал от жизни, но, в моем понимании, это должны были бы быть "гиганты", ведь это же "Союз"! А я этого не наблюдаю по их работам, по крайней мере на мой неприхотливый вкус... Чего-то я видимо не понимаю во всем этом деле...
А "по моему вопросу" кто-то скажет что-то, или так и будем молчать?!
По поводу Членов. У меня приятель один, решил получить эти корочки. Даже в москву ехатьне пришлось, дал ссылку на страницу со своими фотографиями. Корочки получил.
Ссылку могу приватно показать :)
"показать приятелям для затравки к пострекотать и к поддержать иллюзию"- иллюзию чего? Что я "крутой" фотограф? Я использую Фотографер как способ общения, а фотографию- как способ самовыражения. Если я пойму что мое общение никому не надо, то стоит, наверное, просто уйти из данной компании.
Легче и безопаснее согласиться с мнением большинства, тем более что все уже утверждено комиссией. А озвучил я свое мнение потому что мне казалось что нахожусь в компании друзей-единомышленников, что наверное весьма наивно...
При чем тут какой я фотограф? Так получилось что для вас фотография- профессия и жизнь, а для меня- только кусок жизни, к сожалению. Так уж и останется, думаю. Невеликодушно, однако, я бы так не стал писать.
p.s. это хорошо.
И хорошо, что Вы задумываетесь о возможности выставить свои фото, почему бы и нет? Все когда-то начинали - дорогу осилит идущий! Так ведь? :)
1. ответить для раскачки на несколько вопросов:
- Что по-вашему жанровая фотография?
- Существует ли такое понятие?
- Есть ли границы?
- Как соотносятся документальная фотография с жанровой?
2. выбрать одну или несколько фотографий, которые отвечают их представлению о жанре, причем, изначально предполагалось, что приглашенные авторы выберут одну работу, но у многих авторов, а впоследствии и у самих кураторов возникли естественные сложности с выбором одной, той самой..
в процессе работы над проектом корректировали некоторые положения, проект-исследование – не конкурс, нужно было сформировать выставку из разных жанровых фотографий, чтобы было жанровое единство и многообразие.. (здесь надо делать сноски, каждый раз поясняя, как в толковом словаре, в каком случае мы говорим о жанре, как виде(портрет, натюрморт), а в каком о жанровой фотографии))
кураторам между собой необходимо было договориться - у каждого было свое представление и о предмете исследования - жанре, и о предложенных к обсуждению работах участников проекта.
Формировалась выставка коллегиально, считаю необходимым добавить: кураторам удалось не разругаться) хотя к компромиссам приходили с боями, много интересных авторов (фотографий) по разным причинам не вошли в выставку, надеюсь авторы с пониманием
Всего в проекте участвовало около 160 фотографов, выставлено – 93 работы
действительно, в первое время выбор "той самой карточки" некоторыми авторами был парадоксально странен
а фотографы были, в основном, приглашенные, разные конечно, за то и любим)
Несколько работ очнь понра, хотя некоторые действительно непонятно зачем присутсвуют в экспозиции.
хы, Евлампиев, как и на переходе - отстоен
Мы далеко не уедем, когда в элементарных вещах не верны:
"Сегодня существует множество определений для одного и того же жанра/типа/вида фотографии - репортаж, street-фотография, фотожурналистика, документальная фотография".
Фотожурналистика не может быть жанром, а только родом деятельности. фотожурналист, да может работать в разных жанрах. Я не ловлю на слове, просто мне кажется, что вся дискуссия в этом треде - основана на таких вот неточностях и заблуждениях.
Выражения вроде такого: "жанровая фотография 70-х", (как и "жанровая живопись 19-го века) - как абсурдные надо просто забыть. "Жанровая" - принадлежащая какому-либо жанру. И что имеется в виду? Противопоставление авторской? Но это противопоставление хорошо в кинематографе, где авторское и жанровое не только принципиально противопоставлены, но и принципиально различимы в художественном плане. В фотографии этот водораздел условен и не так сильно завязан на эстетическом.
Из прессрелиза выставки: "с жанром, как изображением, а не категорией, всегда возникают определенные сложности" - конечно, ведь жанр просто не может быть изображением.
Только вчитайтесь, держа в голове нежаргонное значение понятия жанр и станет плохо:
"Трактовка, предлагающая понимать под жанром произведения, изображающие сцены и образы из повседневной жизни, кажется наиболее подходящей ..."
Благо бы "жанровой" называли фотографию, принадлежащую ТОМУ или ИНОМУ жанру. Нет, получается, что "жанр" - это такой жанр.
Чтобы разобраться с жанрами, надо забыть об этом словечке, которое пришло из любительских фото-клубов, забыть слово "жанр" вообще и заниматься разработкой терминологии, в том числе - той, которая помогла бы с разделением фотографии на жанры. Иначе так и останется - жанр и все остальное.
пример того, как занимаются разработкой терминологии:)
садятся за стол переговоров и договариваются
а на практике проверяется жизнеспособность
может и в нашем случае попробовать?