ЮрийНик Кадрирование и фокусное расстояние. |
|
Хочу спросить ОПЫТНЫХ фотографов вот о чём. Я снял фото при фокусном расстоянии (далее ФР) 30 мм. Потом кадрировал его примерно в 50 % по горизонтали. Правильно ли будет указать, что ФР конечного кадра - 30 мм., или же оно как бы увеличивается при кадрировании ? С одной стороны, как фото сделано, так и сделано, сколько ни кадрируй, а с другой, если учесть, что ФР - это некий аналог угла зрения, то получится, что при кадрировании угол зрения уменьшается, а ФР - увеличивается ?? Или такая логика неверна ? Или, возможно, она верна до какой-то степени (при одних, малых ФР) и неверна при других, больших ФР ? Как считают господа НАСТОЯЩИЕ фотографы, публикующие свои фото с указанием всех основных обстоятельств съёмки ? (Хочется всё-таки равняться на лучших ! :-)) |
Удачи :)))
мне казалось, что "кадр" - это изначальный "отпечаток" на носителе (пленке, ф-пластинке, матрице и т.п.).
(для цифры с неполноразмерной матрицей, например, приводят часто эффективное фокусное расстояние, но - тем не менее - остаются какие-то заморочки с разной глубиной резкости)
Это еще с чего. Если Вы снимете кадр 28мм объективом и вырежете из центра получившегося кадра 1/16 часть, то "передача пространственной перспективы" должна быть такой же, как на кадре, снятом 135мм объективом. Различия между получившимися картинками будут обусловлены, в первую очередь, несовершенствами объективов (искажениями, которые они вносят в картинку) и разрешающей способностью пленки/матрицы.
Так что фокусное расстояние имеет смысл указывать только постольку, поскольку оно сообщает примерную информацию об угле поля зрения. Так что для выкадровки эта информация совершенно бессмысленна.
А если говорить дальше, то угол поля зрения зависит не только от фокусного расстояния объектива, но и от размера самого кадра на пленке/матрице (о чем часто забывают). И еще от расстояния, на которое сфокусирован объектив.
Вопрос Ваш возник, скорее всего, оттого, что многие авторы указывают камеру и объектив, которыми был сделан снимок. Объектив - вот что может быть интересно зрителю, а не абстрактное число милимметров.
Любой фотоаппарат работает в линейной системе перспективы. Свойства такой
системы хорошо известны и детально описаны в книгах по всем видам
изобразительного искусства, а также по проективной геометрии. Итак, вспомним, что подразумевается под «естественностью передачи перспективы» в
классической теории.
Во всех четырех случаях речь идет об изображении
трех людей в одной и той же комнате размером 4 х 5 м.
a. Художник слишком близок к
картинной плоскости (случай
широкоугольного объектива).
Расстояние между ближним
человеком и дальним кажется больше
истинных 4 метров. Окно
воспринимается весьма широким.
Возле него явно могут встать
несколько человек. Глубина комнаты
передается неестественно
преувеличено.
b. и c. Здесь использовано то
расстояние до картинной плоскости,
которое рекомендуют многие
руководства. Глубина передается
практически естественно.
d. Глаз художника далек от
картинной плоскости (случай
телеобъектива). Комната уже не
кажется нам столь глубокой. Она
выглядит так, как если бы имела
глубину всего два метра, а не четыре.
Дальний человек приблизился к нам.
Окно выглядит очень узким. Кажется,
что возле него может встать лишь
один человек.
Замечу, что во всех четырех случаях перспектива строится абсолютно правильно!
Нельзя утверждать, что какое-то из этих построений геометрически некорректно. Когда
говорят, что перспективные построения никак не зависят от фокусного расстояния
объектива, имеют в виду именно эту мысль! Все объективы рисуют перспективу верно!
Но зрителями она воспринимается по-разному. И в живописи, и в фотографии!
«Чаще всего художники изображают натуру, находясь на
расстоянии, равном полутора или двум диагоналям картинной плоскости, то есть угол
зрения избирают равным 28° или 37°». Классическая теория утверждает, что именно в
этом диапазоне углов обзора и фотоизображения, и произведения живописи будут
восприниматься естественно. Под словом «естественно» следует понимать
формирование у зрителя максимально достоверной картины об изменении масштабов и
о расстоянии между объектами вдоль оси, направленной от смотрящего (то есть,
вглубь). Рекомендуемое нормальное (не путать с «правильным», ибо они все
«правильные») изображение в нашем случае представлено картинкой «в».
Масштаб, подобие и глубина
Изображая реальный мир на плоскости, художник или фотограф всегда стремятся к
естественной передаче (то есть без заметных искажений) подобий, масштабов и
глубины. Увы, утверждает Раушенбах, невозможно правильно передать эти три
параметра одновременно. И коль скоро это так, автор произведения всегда должен
искать разумный компромисс в зависимости от сюжета, ракурса, соотношения планов
на различном удалении и т.п.
Если интересно вышлю всю статью.