Benia Как работать с фотобанками (by Лев Долгачёв) |
|
dolgachov.livejournal.com dolgachov.livejournal.com Как работать с фотобанками. Мир очень быстро меняется, и надо использовать новые возможности, которые он предлагает. В последние годы произошёл прорыв в цифровой фотографии, и появилось огромное количество продвинутых фотолюбителей, которые делают отличные снимки и, тем не менее, не находят им никакого серьёзного применения. Всё их творчество в худшем случае пылится на винчестерах, а в лучшем - выставляется на разных фотосайтах. В то время, как могло бы приносить деньги и с лихвой окупать затраты на любимое увлечение. Для таких людей, фотолюбителей и иллюстраторов, я и написал эту статью. В последнее время меня всё чаще спрашивают, как работать с фотобанками, поэтому я решил уже, наконец, собрать всё воедино. Итак: Что такое фотобанки? Фотобанки (или фотостоки, дальше я буду называть их просто стоками или банками), в современном понимании – большие наборы векторных рисунков и фотографий, размещённые в интернете и продающиеся там поштучно или оптом. Бывают чуть более сложные варианты, но они нас в рамках этой статьи не интересуют. Мы будем говорить о, так называемых, микропэйментовых фотостоках – фотобанках, где карточка стоит несколько долларов, а фотограф получает с каждой её продажи, в общем случае, несколько десятков центов, но имеет при этом право продавать её бесконечное количество раз. Стоимость карточки на таких стоках зависит от вида лицензии, за которую платит покупатель. Изображения продаются с тремя разными видами лицензирования: Royalty Free – основной вид массовых продаж изображений через интернет. Лицензия, по которой все права на изображение после продажи остаются у автора, а покупатель получает лишь право использования этого изображения. Всё, что будет написано о работах с фотобанками в остальных главах, будет писаться именно о банках, продающих изображения по этой лицензии. Почему о них – потому что именно эта лицензия даёт фотографам и иллюстраторам возможность легально продавать одно и то же изображение хоть по сто раз каждый день. Как это работает? Покупатель платит минимальную сумму, обычно от доллара до десяти, и за эти деньги имеет право использовать купленное изображение сколько угодно, где угодно и как угодно, в рамках определённых тиражей и определённых условий. Например, в условиях всех фотобанков оговорено, что нельзя использовать фотографии порочащим изображённых на них людей образом, и так далее. В последнее время практически на всех стоках появились так называемые Extended Royalty Free лицензии, по которым покупатель имеет право использовать изображения на объектах, где они являются частью коммерческой составляющей товара (календари, майки, кружки) либо печатать очень большими тиражами (журналы на китайском языке). Покупка изображения по такой лицензии обычно обходится покупателю в сумму от 20 до 50 долларов. По этим лицензиям изображение можно продавать бесконечное количество раз, поскольку все авторские права остаются у фотографа, и каждый покупатель должен понимать, что одновременно с ним то же самое изображение или другое изображение из той же серии может быть совершенно легально использовано кем-то ещё. Был прецедент, когда две конкурирующие косметические компании запустили практически одновременно рекламу, использующую одну и ту же фотографию, купленную ими по Royalty Free лицензии. Получилось несолидно. Для тех, кто хочет подстраховаться и знать, что такого с ними не случится, и существует Right Managed лицензия. Right Managed тоже может продаваться много раз. Но такие изображения могут продаваться только в одном фотобанке одновременно и банк хранит у себя всю историю покупок. Таким образом, покупатель, приобретая изображение, может быть уверен, что никто из конкурентов его ранее не использовал. Или наоборот – вовремя узнаёт об обратном. Стоит такая карточка обычно 200-300 долларов. Фотобанками, о которых я буду писать ниже, не используется. Используется более традиционными банками «старой формации». Кому интересно – можете попробовать поработать с ,>alamy.com< например. Они используют, в том числе, Right Managed лицензирование. Exclusive Buyout – эксклюзивный выкуп всех прав на изображение. После покупки такой карточки она должна перестать продаваться где угодно и фотограф или иллюстратор утрачивает все права на неё. Стоит обычно в районе 3000-5000 долларов. Поскольку некоторые стоки, о которых я буду писать ниже, имеют возможность продавать карточки по такой лицензии, надо знать одну важную вещь: эксклюзивность в данном случае распространяется не только на данную конкретную карточку, но и на все карточки из той же серии. Если вы под сорока разными углами сняли одну и ту же брусничку в лесу или сделали серию карточек одной модели в той же самой одежде и гриме – нельзя выставить одну карточку из серии в эксклюзив, а остальные пустить продаваться просто так. За это наказывают, и наказывают сильно, поскольку эксклюзивная продажа подразумевает то, что покупатель за свои немаленькие деньги действительно получает что-то уникальное. В принципе, я вообще не верю в будущее эксклюзивных продаж на микропэйментовых стоках. Если в том, что после такой покупки изображение будет снято с продажи и больше ни к кому не попадёт на легальных основаниях, покупатель ещё может быть туда-сюда уверен, хоть и не всегда (почему не всегда - об этом я напишу позже), то в том, что по стокам не раскиданы десятки карточек из той же самой серии, и особенно в том, что то же самое изображение до него уже не купили десятки и сотни раз на основании обычных Royalty Free лицензий, никакой уверенности нет. В чём тогда радость от такого эксклюзива? Ни в чём. До сих пор я не знаю ни одного случая продажи кем-то из фотографов карточки в полный эксклюзив через микропэйментовые стоки. Эта тема не работает и вряд ли заработает. В общем, дальше мы будем говорить только о банках, которые дают возможность продавать и покупать изображения по лицензии Royalty Free и только о тех, которые не требуют от фотографа или иллюстратора подписания контракта на работу только с данным конкретным банком и ни с кем ещё. Некоторые банки, о которых я напишу дальше, дают возможность подписания такого контракта. В этом случае Вы продаёте свои карточки только через них, а они за это платят Вам больше комиссии с каждой продажи, но все они позволяют работать с собой и на неэксклюзивной основе, разрешая грузить те же самые изображения для продажи и в другие фотобанки. Со скучной матчастью о лицензиях закончили. Советую всем, кто будет работать с фотобанками как продавец или покупатель, прочесть эти лицензии внимательно самим, а здесь уже не стану писать о них подробнее, иначе эта статья распухнет до ненормальных размеров. Кому и зачем всё это нужно? 1. Cобственно, владельцам и организаторам фотобанков. Комиссия, выплачиваемая фотографам и иллюстраторам – от 20 до 60 процентов. Всё остальное, за вычетом расходов на содержание банка – чистая прибыль. Обороты в этой индустрии огромные, и хозяева ведущих фотобанков – очень богатые люди. 2. Дизайнерам. Каждый день в мире издаются десятки тысяч журналов, брошюр и рекламных буклетов. Каждый день появляются десятки тысяч новых веб-сайтов. Для их создания дизайнерам постоянно нужны изображения, совершенно разные. В каждом журнале сотни статей, все они должны быть снабжены какими-то фотографиями, картинками, рисунками. Где всё это брать, и главное – где всё это брать в больших количествах, свежее и дёшево? Правильно – на микропэйментовых стоках. Долларов за 100-150 можно набить журнал «Как отвадить этого козла изменять» десятками качественных фотографий мужчин с выражениями лиц в стиле "пойман врасплох, страшно раскаиваюсь", а «Вестник молодого шовиниста» крайне печального вида женщинами, например. Чем хороши стоки – суммарное количество изображений там составляет миллионы, и каждый день появляются тысячи и десятки тысяч новых. На любую тематику. Я на спор могу за полчаса набрать на стоках фоток по любой тематике, в пределах социально желательного, не то что для номера какого-то журнала – для годовой подписки. Какой нибудь «Альманах копрафага», конечно будет непростой задачей, но думаю что и для них что-нибудь где-нибудь найдётся. В общем, для дизайнеров микропэйментовые стоки – манна небесная. Раньше, работая с традиционными фотоагентствами, за подобные вещи им приходилось платить на порядки больше. 3. Фотографам и иллюстраторам. В меньшей степени трудоустроенным профессионалам – у них и так вал работы, а фотостоки требуют дополнительных затрат времени и энергии. К тому же, сама идея продажи карточки за пару долларов им претит, и они где-то по-своему в этом правы. И в гораздо большей степени - продвинутым любителям. Если вы грузите свои фотографии или иллюстрации на разные фотосайты, где люди выставляют бесплатно свои работы, пишут друг другу критики и ставят какие-то рейтинги – есть очень большой шанс, что фотобанки – именно то место, где вам следовало бы быть вместо фотосайтов. Практически это, в каком-то смысле, мало друг от друга отличается. Разница только в том, увидите вы, поутру подойдя к компьютеру, несколько лишних комментариев к своей хорошей фотографии или несколько лишних долларов на своём счету, которые она вам принесла. Увидите вы свою карточку самой высоко оцененной за неделю такими же фотографами или увидите вы её же самой продаваемой за неделю. Через первое я тоже проходил, поэтому могу сказать, что второе - гораздо интереснее, полезнее и приятнее. Фотосайты – тоже хорошо. Там завязываются отличные знакомства, там оттачиваются какие-то навыки, но если вы имеете там какой-то успех и всё ещё не работаете с фотобанками – вы очень много упускаете и бесплатно, за свой счёт, делаете то, за что во всём мире людям платят другие люди. Раз ваши карточки кому-то нравятся – для них обязательно есть покупатели. У фотобанков есть три совершенно волшебных особенности. А) Количество денег, которые может принести вам хорошая карточка, неограничено. Я видел в портфолио у людей изображения, которые продавались больше тысячи раз каждое. И продолжают продаваться прямо сейчас, пока вы читаете эту статью. Каждая отдельная продажа может быть копеечной, но единицы складываются в десятки, сотни и тысячи. «Пять старушек – уже рубль», как говорил студент Раскольников из Санкт-Петербурга в криминальной передаче "600 секунд". B) Ваш рынок – весь мир. Где-нибудь в Индонезии сегодня выйдет журнал, где используют мою фотографию, а завтра во Франции какая-нибудь фирма использует другую мою карточку для оформления рекламной брошюры. А послезавтра я полечу самолётом авиакомпании, буклет которой, воткунутый в спинку сидения передо мной, будет оформлен с использованием карточки моего друга. Мир без границ. Даже оставив в стороне коммерческую составляющую дела, я могу сказать: это кайфовое чувство – знать, что ты востребован во всём мире. Какой-то назнакомый канадский дизайнер выбрал для своей работы именно твои фотки – вау. Это круто. C) Фотобанки открыты и работают круглосуточно, 7 дней в неделю, без выходных и государственных праздников. Ты спишь, ешь, работаешь на своей основной работе, ловишь рыбу или, не дай Б-г, лежишь в больнице – твои карточки всё это время продаются. «Мы сидим, а денежки идут». Каждая отдельная продажа не требует ни усилий, ни участия. Это – пассивный доход, как гонорары за книги и музыку. Ты один раз делаешь что-то действительно хорошо – и получаешь за это вполне осязаемое вознаграждение годами. В этом есть что-то очень правильное. Что и как делать, чтобы зарабатывать деньги своими фотографиями через фотобанки: Итак, Вы – фотограф или иллюстратор, который решил дать своим работам шанс найти покупателей. Отлично. Что нужно знать, с чего нужно начать, на какие грабли не нужно наступать? Сразу оговорюсь, что я – не большой специалист по иллюстрациям, поэтому большинство рекомендаций относятся к фотографии. Но, в принципе, с иллюстрациями всё обстоит примерно так же. Какие фотографии стоит засылать в фотобанки? Все фотографии должны быть сделаны Вами. Без исключений. Есть, правда, одно исключение: я знаю одну девушку, которая шлёт в фотобанки старинные карточки своих давно умерших родственников, сделанные другими её давно умершими родственниками, в специфической обработке «под старину». Она провела переговоры с фотобанками, доказала как-то, что она – наследница фотографов и наследница моделей, сама себе подписала какой-то разрешающий документ – и делает это всё легально. Так что варианты есть. Но это – редкий случай. По умолчанию – все фотографии должны быть только вашими. Во всех фотобанках карточки, прежде чем поступить в продажу, сначала отсматриваются инспекторами (этот процесс может занять час с момента загрузки Вами карточки в банк, а может - две недели, как Б-г на душу положит) и добрая половина карточек не принимается совсем. И даже то, что приняли, далеко не всегда продаётся. Как не тратить лишнее время на засылку того, что не возьмут или не смогут продать? Надо знать требования к изображениям. Что стоит слать: По содержанию: Всё, что может быть использовано в журналах, буклетах, рекламе и веб-дизайне. Люди, женщины, дети, интерьеры, еда, вода, просто какие-то красивые креативные изображения. Не стоит слать карточки из серии «брусничка», «бабочка», «пьянка у нас в офисе», «мой сосед и его собака». Конечно, если Ваш сосед – Брэд Питт, и он подпишет вам разрешение на продажу своих фотографий, или Вы делаете действительно профессиональные и необычные фотографии бабочек – это другой расклад, но засылать милый одуванчик, который Вы сняли прошлым летом и эта карточка так сильно понравилась маме и бабушке – потеря времени. Всегда, перед тем как выставить какую-то карточку на продажу, думайте о том, кто, зачем и в каких количествах может её купить. Если никто и незачем – вы зря потеряете время на обработку, прописку ключевых слов, загрузку, и в результате вашу карточку в худшем случае нигде не примут, а в лучшем она будет бесполезно висеть у вас в портфолио и никто её не купит. Оно вам надо? По качеству: Идеальное или близкое к идеальному. Никаких шумов, чёткий фокус, правильное кадрирование, правильное экспонирование, размер – минимум 4 мегапиксела. Только цифра, за редкими исключениями. Плёночные сканы, даже с мелкозернистых слайдов, практически везде отклоняются за «зерно». Плёнку фотобанки, в общем случае, не любят и не хотят. Если у вас есть хороший кадр, но он перезабит шумами и артефактами – никакие шумодавы вас не спасут. Не теряйте времени с этой карточкой, просто снимите что-то ещё. Если у вас есть хороший кадр с плохой фокусировкой – не теряйте времени с этой карточкой. Если у вас есть хороший кадр с неправильным экспонированием, и на художественный приём этот недосвет или пересвет смахивает слабо – не теряйте времени с этой карточкой. Я специально занимался пропихиванием в банки технически плохих карточек, шарпил и уменьшал расфокусированные, давил шумы на зернистых, крутил уровни на недосвеченных – не делайте этого. Это – сказка о потерянном времени. Сначала ты радуешься тому, что такую карточку, всё же, приняли. Потом она пару раз где-нибудь продаётся и ты думаешь: «Какой я хитрый джигит. Всё было не зря. Я же знал, это – шЫдевр!». Потом ты понимаешь, что в результате получил карточку, с которой протрахался насколько часов, и которая продалась пару раз, в то время как те, на обработку которых пришлось затратить не больше 15-ти минут, в то же самое время продавались на порядок лучше. Не надо пытаться никого обмануть, подпихивая технически плохие карточки – обмануть таким образом можно только себя. Дизайнер купит эту срань, разочаруется и больше никогда ничего не возьмёт из вашего портфолио. Финита. Что ещё надо знать: Любые фотографии с людьми, которые вы хотите продавать, обязательно должны иметь разрешение на продажу от этих людей. От каждого человека, лицо которого есть в кадре. Даже если Вы сфотографировали со штатива самого себя, надо подписать самому себе разрешение на продажу, и ещё взять на него подпись свидетеля. Не надо думать, почему это так, не надо думать, что это глупо и нелогично – надо просто это сделать. Иначе карточку нигде не примут. Таковы правила. Точка. Разрешение – документ, содержание которого, вкратце: «я, модель, подтверждаю, что все права на эти карточки имеет фотограф и я разрешаю ему ретушировать, подправлять и изменять их любым образом, а так же продавать их и использовать как угодно». Этот документ надо будет отсканировать или сфотографировать и предоставлять фотобанкам вместе с фотографиями, требующими его наличия. Если вы снимаете детей, документ должен содержать подписи обоих родителей, одного недостаточно. Никогда не продавайте фотографии людей без такого разрешения, никогда не удовлетворяйтесь устным разрешением, и никогда не подделывайте разрешение за другого человека. Это нехорошо – раз, и чревато неприятностями – два. Самый громкий скандал, связанный с использованием карточки модели, имеющей подписанное разрешение, который я знаю – где-то в Скандинавии одна политическая партия использовала на своих щитах купленную через микросток фотографию счастливой женщины со слоганом «голосуй за эту партию», а модель, по совпадению, оказалась не только из той же страны, но ещё и активисткой конкурирующей партии. Разумеется, модель подняла шум и попросила снять рекламу, поскольку в правилах всех фотостоков запрещено использовать фотографии любым порочащим модель образом, а тут случайно получился именно такой расклад. Разумеется, эту рекламу сняли. Всё. Это – самое громкое недоразумение, которое случалось в индустрии с фотографией модели, подписавшей фотографу разрешение. А вот с фотографиями моделей, которые горе-фотографы запускали в продажу, не получив у моделей разрешения на продажу фотографий и просто подделав нужную бумажку, истории бывают посложнее и с очень неприятными концами. Так что, обманывать никого не надо – и некрасиво, и себе дороже. Разрешение это называется Model Release или Model Agreement, и может быть скачано с любого фотостока. Разрешение для детей – немного другой документ, называется он Minor Release. Скачать – там же. Чуть ниже, когда я буду писать о конкретных банках, я расскажу, откуда лучше взять разрешение, которое устроит все фотобанки, потому что требования у всех немного разные. Дальше – в кадре не должно быть никаких логотипов, торговых марок и запатентованных дизайнов. Фотография модели в майке с надписью Armani exchange, например, нигде не пройдёт. Или снимайте в другой майке, или затирайте надпись. Если с логотипами и торговыми марками всё понятно, то запатентованные дизайны – мутная вода, и тут уж вам самим надо проводить какие-то исследования. Например, фотографии Эйфелевой башни днём – ок, а ночные продавать нельзя – у них там запатентовано световое шоу. Вообще, большинство современной архитектуры запатентовано, так что с этим стоит быть аккуратнее. Не надо слать фотографий картин, рисунков, уникальных татуировок, игрушек, скульптур и фонтанов в виде скульптур. Это – объекты авторского права. Если Вы – автор этих произведений – можете слать, но вам придётся подписать самому себе Property Release, документ, аналогичный Model Release, но относящийся не к людям, а к объектам. Скачать можно также с любого фотобанка. Будьте готовы к тому, что к фотографиям домов и прочей недвижимости, особенно уникального вида, у вас тоже могут попросить Property Release, подписанный хозяевам недвижимости. Это нормально. Будьте осторожны с фотографиями, которые могут быть расценены как насильственные или оскорбительные. Например, у меня почти нигде не взяли художественные фотографии обнажённой модели, скованной за спиной наручниками, несмотря на наличие подписанного моделью разрешения и скана паспорта модели, доказывающего, что она – совершеннолетняя. Сказали – слишком рискованно. Имейте в виду. Вообще, на любые съёмки ню всегда делайте фотографию или скан паспорта модели, чтобы было видно, что модель – совершеннолетняя. Я в последнее время делаю фотографии паспортов моделей вообще при любых съёмках – даже достаточно откровенный взгляд может быть кем-то расценен как «эротическое содержание» и лучше всегда иметь доказательства того, что модель – не ребёнок. В моей стране, например, вообще запрещено законом делать любые фотографии, обнажённые или нет, людей, которым не исполнилось 18 лет, если эти фотографии могут быть расценены, как эротические. Что такое «эротические» - тема мутная, поэтому я тех, кому младше 18-ти, вообще практически не снимаю в принципе. Разве что в контексте «мама и дитя», где ни один самый больной извращенец с лупой не сможет отыскать никаких намёков на эротику. Америка, а Америка – большая часть рынка для фотобанков, вообще свёрнута на детской порнографии, поэтому любые фотографии должны либо не содержать ни малейшего намёка на эротические мысли у нормального человека, либо модели должно быть минимум 18 лет, и Вы должны быть в состоянии это подтвердить. По этой же причине у вас могут не брать фотографии младенцев с голыми попками. Повторюсь, у Америки давно и надёжно съехала крыша на поисках педофилии везде и всюду, и это местами доходит до маразма. Но ничего с этой объективной реальностью сделать нельзя, поэтому младенцев лучше снимайте в подгузниках или комбинезончиках. Это спокойнее и правильнее. То, что проходит в художественной фотографии, как норма, в стоковой проходит не всегда. Это надо помнить. Как сделать так, чтобы покупали именно Ваши карточки? О качестве и сюжете мы уже поговорили. Теперь ещё одна важная деталь. Все карточки на стоках распределены по категориями. При загрузке вы выбираете, в какие именно категории попадёт Ваша. Постарайтесь максимально аккуратно и правильно выбирать эти категории – от них зависят Ваши продажи. И ещё больше, чем от категорий, на порядок больше, Ваши продажи будут зависеть от ключевых слов. Каждая карточка в фотобанках имеет сопровождающий её набор ключевых слов на английском языке, которыми максимально точно должно быть описано её содержание. Например, фотография блондинки, сидящей в парке на скамейке с книгой, может содержать слова ”blonde,girl,beautiful,long,legs,book,study,park,outdoor,reading,learning,student,pretty,woulddietoshagher” и так далее (для тех, кто плохо знает английский, последнее слово - шутка, его использовать не стоит, и вообще - учите английский, без него на стоках делать нечего). Нормальное количество ключевых слов – 50. В принципе, можено больше или меньше, но поставьте себе нормой 50. Это – максимальное количество для двух ведущих стоков, а меньше – не имеет смысла, как в том старом анекдоте про эстонскую однокомнатную квартиру. Как набрать так много? Элементарно. В поиске по ключевым словам на любом серьёзном стоке набираем что-то простое, максимально характеризующее вашу карточку, смотрим на ключевые слова фотографий, по той же тематике, что и Ваша, полученных при таком поиске и берём себе подходящие. 50 вам ещё мало покажется. Ключевые слова должны описывать фотку чётко и по делу. В последнее время на стоках началась охота на людей, занимающихся keyword spamming, поэтому не пишите ничего лишнего, типа „naked Britney Spears” – за такое можно вылететь со стоков раз и навсегда. Также никогда не используйте в описании карточки слова “sex” и „child” или “teenager” одновременно. Или то или другое. Помните, что я писал про детскую порнографию? За такие штуки можно крепко нарваться на стоках. Или например - простая карточка ню может быть описана словом sexy, но не может быть описана словом sex. А вот целующаяся в постели парочка, совершенно одетая - может. Понимаете разницу, да? Будьте предельно точны, особенно когда копируете ключевые слова с одной своей карточки в другую, похожую. Часть слов от старой может не подходить для новой, и наоборот - новая может требовать каких-то новых ключевых слов. Правильный и корректный подбор ключевых слов - момент архиважный, как любил говорить один исторический деятель. Ключевые слова советую прописывать сразу в IPTC профиль файла. Для этого есть масса программ. Некоторые делают это прямо в photoshop – меню File, там File info, там поля Document Title (название), Description (описание) и Keywords (ключевые слова). Прямо там заполнили, сохранили файл – вуаля. При загрузке фотобанки сами вытащат эту информацию и поставят её в нужные поля. Я дошёл до занесения ключевых слов в атрибуты файла не сразу и потерял кучу времени, копи-пэйстом перетаскивая ключевые слова и названия при загрузке фоток в разные банки. Не повторяйте моей ошибки. Правильно подобранное максимальное количество ключевых слов – залог того, что при поиске покупатель увидит именно вашу карточку, и она не затеряется среди миллионов других. Повторюсь ещё и ещё раз - это очень важно. Очень. Как получать деньги? 1. Если Вы живёте в стране, где нормально работает PayPal – Вы в шоколаде. Стоки просто перводят заработок на Ваш PayPal cчёт, а Вы оттуда - на свой банковский счёт. Проверить, доступен ли для Вас этот способ получения денег, Вы можете на www.paypal.com 2. Если в Вашей стране работает сервис moneybookers, а он работает уже почти везде – тоже замечательно. Почти все банки в последнее время имеют опцию перевода денег через moneybookers. Это – большая радость, потому что, в отличие от PayPal, этот сервис доступен в нормальном виде для почти всех стран экс-СССР. Открыть аккаунт можно на www.moneybookers.com 3. Если ни один из вышеперечисленных вариантов Вам не подходит, банк вышлет Вам по почте чек, который Вы сможете обналичить в любом цивилизованном банке. Обналичка чека – дело долгое, занимает до месяца, а то и больше, плюс банк (не фотобанк, а обычный банк, куда вы принесёте чек) берёт за это дело свою комиссию, но если других вариантов нет – то можно пользоваться и этим. На крайняк сойдёт. Обязательно узнайте, какую комиссию берёт Ваш банк, чтобы примерно прикинуть сумму, начиная с которой стоит запрашивать у фотостока чек. Обычно это – в районе 500 баксов. Не забудьте о том, что доход с фотостоков Вам, скорее всего, придётся задекларировать и заплатить с него налоги. В большинстве стран это так. Сколько на этом можно зарабатывать? Всё зависит от Вас. По моим наблюдениям, есть четыре основных категории стоковых фотографов: Фотолюбитель: средний размер портфолио – карточек 100-200 среднего качества и содержания, в месяц добавляет 10-20 изображений, доход порядка 50-300 долларов в месяц. Продвинутый любитель: размер портфолио – 200-300 карточек выше среднего либо 500-1000 средних. Ежемесячно добавляет 50-100 новых изображений. Доход с продажи фотографий – 500-1000 долларов в месяц. Мощный стоковец: от 1000 карточек выше среднего либо от 500 карточек высочайшего качества, количество карточек постоянно растёт. Доход – 1000-3000 долларов в месяц Супербизон: 2000-5000 и больше карточек выше среднего либо высочайшего качества, постоянное добавление новых изображений на различную тематику. Доход – от 3000 долларов и выше. Для таких людей, как правило, фотография и стоки - основной источник дохода. Это - стоковая элита, таких в мире всего несколько десятков на сегодняшний момент. Большинство моих знакомых стоковцев имеют 300-500 долларов в месяц на не очень больших портфолио с содержанием «выше среднего». Есть и такие, кто месяцами имеет 20 долларов в месяц. Как правило, это люди с очень слабыми или очень маленькими потфолио. Таких я тоже знаю. А знаю и «супербизонов». На прошлой неделе я обедал с приятелем, который жаловался, что этот месяц – очень дохлый, лето, июль, все в отпусках, и он заработает по текущим прикидкам, всего 3300 долларов. Но он будет стараться и всё равно к Рождеству выйдет на 5000 в месяц. И, зная его целеустремлённость, я могу сказать – этот парень выйдет. Так что всё – up to you. Нет ли опасности, снимая для стоков, убить в себе «художника»? Нет. Когда я начинал работать со стоками, у меня был такой глюк. Дескать, стоковая фотография – дело скучное, во всех топах – business people и счастливые младенцы, и, чтобы добиться успеха, надо снимать такую же тягомотину, это – ноль развития и скучно. Я был очень не прав. Первое – если карточка сделана хорошо и с душой, она будет хорошо продаваться, практически независимо от тематики. Второе – никто не купит халтуру. Случайно пару раз – да. Но в целом – купят только того бизнесмена или младенца, в карточку которого Вы вложили душу. А это – ой как непросто и ой как развивает. Третье – технические требования к качеству карточек, предъявляемые ведущими стоками, очень высоки. Очень. И через пару месяцев работы с ними у большинства фотографов драматически улучшается общее качество фотографий. Такая школа дорогого стоит. Я сейчас смотрю на фотографии, которые до работы со стоками казались мне идеальными, и которые стоки отказывались брать по техническим причинам, тем самым вызывая моё недоумение, и вижу в них катастрофические технические проблемы. Их зачастую не видно в веб-размере, но при рассмотрении карточки на 100% увеличении, а именно так их рассматривают инспекторы, видно всё. Я годами доходил бы до той придирчивости к собственным карточкам, которой за несколько месяцев научился на стоках. В этом смысле вклад стоковой фотографии в моё развитие, как фотографа, переоценить просто невозможно. Часть вторая. список ведущих фотобанков и рекомендации по работе с ними. Теперь, когда мы знаем, что и как можно предлагать на продажу, остаётся решить вопрос – где это продавать? Вот список заслуживающих внимания фотобанков в порядке моих личных предпочтений и общей популярности среди фотографов. Все они не требуют подписания эксклюзивного контракта именно с ними, так что большинство фотографов работает со всеми этими банками одновременно: 1. shutterstock Объект и цель номер один. Один из двух монстров индустрии. Штатовский банк, продающий карточки по подписке. Покупатель за фиксированную плату может скачать до 25 изображений в сутки. Банк с огромным количеством продаж и огромными оборотами. Продаёт практически всё и в больших количествах. Фотограф получает 25 центов с каждой продажи карточки. Есть система продаж по «расширенной лицензии» - каждая такая продажа даёт фотографу 20 долларов. Также клиенты могут заказать Backup CD c копией того, что они купили в этом месяце. Если ваша карточка попадает на такой диск, это даёт вам ещё 5 центов дополнительно. Это – единственный пока банк, требующий для любой ню-фотографии, даже если это просто крупно фотография женской груди без лиц и опознавательных знаков, наличие релиза модели + скан паспорта. Очень придирчив к фокусировке и шумам. Единственный банк, который иногда отклоняет чистые ровные карточки как слишком шумные. Обычно в таком случае помогает лёгкий проход по однородным участкам карточки каким-нибудь шумодавом и повторная отсылка карточки на проверку. Иногда отклоняет вроде бы нормально сфокусированные карточки, как out of focus. Обычно от этого помогает легкий шарпенинг основных точек фокусировки на карточке и, опять же, повторная отправка на проверку такого, исправленного, варианта. Не всегда понимает нестандартное кадрирование, но я пробовал повторно засылать такие карточки с подробным объяснением, почему и зачем я так кадрировал, в поле для инспектора, и их брали. Так что стесняться не нужно. Позволяет продавать также видеоролики, информацию найдёте там сами в соответствующем разделе. Пока это у них в зачаточном состоянии. Любит всё американское. Идеальная фотка для них – силиконовая блондинка в бикини из американского флага, стоящая на пороге typical American house c бейсбольной битой в одной руке и мячом для американского футбола в другой. Попробуйте снять – будет бестселлер. ;] Позволяет продавать editorial фотки – фотографии с концертов и мероприятий, которые не могут быть использованы во всякой рекламе, но могут быть использованы в соответствующем контексте в журналах и газетах. Что-то вроде фоток Стинга, которые вы наделали на концерте. При загрузке такой фотки релиз модели не нужен, но надо указать, что фотка – editorial. Фотографии простых людей, портреты, которые вы сделали, но не имеете на них релизов, слать таким образом не советую. При регистрации на shutterstock надо прислать скан своего собственного паспорта. Именно паспорта, никакие водительские права и ID-карты не пройдут. Для жителей России это должен быть загранпаспорт, обычный гражданский они там не признают. Помню, я сильно стопорнулся поначалу с этим "сканом паспорта" - у меня и сканера-то нет. Геморрой. Где-то искать сканер, что-то сканировать. Потом до меня дошло, что обычная фотография, сделанная цифровым фотоаппаратом - это и есть аналог скана. С тех пор я все документы и релизы моделей просто фотографирую. После этого вас попросят прислать на экзамен 10 фотографий. Если 7 из них, или больше, устроят инспекторов - Вы приняты, и эти карточки, устроившие инспекторов, автоматически появятся в вашем портфолио. Если меньше 7-ми карточек устроили инспекторов, вас попросят подождать месяц и повторить попытку. Количество попыток, в общем случае, ограниченно лишь критерием «совсем задолбал инспекторов своей галиматьёй», но помните, что каждая неудачная попытка – месяц потерянного времени, и в этот месяц Ваши карточки уже могли бы продаваться. Поэтому к экзамену подойдите серьёзно. Выберите 10 самых лучших, самых разных, самых чистых и резких своих карточек. Не забудьте, что все карточки с людьми должны иметь Model Release, который вы прикрепите к карточке при загрузке отдельным файлом, выбрав в меню выбора категорий пункт „I want to submit model release now”. Не забудьте на любые карточки «для взрослых» там же нажать чекбокс ”R-rated/contains nudity”. Ещё один момент – при загрузке shutterstock проверяет на грамотность ключевые слова, поэтому лучше всегда грузить новые карточки сначала именно на shutterstock, чтобы сразу выявить случайные опечатки и их вовремя исправить в описании файла, а не мудохаться потом с исправлениями на каждом стоке отдельно. Иногда их система правописания не знает каких-то специфических слов. Недавно я грузил карточку с большим списком боевых искусств в ключевых словах и их система подавилась добрым десятком слов типа hapkido – ничего страшного, если вы уверены в написании слов – оставляйте их такими, как есть, без исправлений. Минимальная сумма выплаты комиссии фотографам – 75 долларов. По умолчанию стоит 100, если хотите поменять на 75 – исправьте вручную. Выплаты производятся в начале каждого месяца всем фотографам, заработавшим минимальную сумму выплаты автоматически способом, который вы выберете в Вашем профиле. Ссылка для регистрации, которая укажет банку, что Вас привёл туда именно я, и shutterstock будет мне за это немножко приплачивать с Ваших потенциальных продаж (не за Ваш счёт, а из той части прибыли с продажи, которую получает само банк, в виде дополнительной премии): submit.shutterstock.com. Если Вы чувствуете, что эта статья Вас как-то смотивировала на работу с фотобанками, и хотите меня за это отблагодарить - зарегистрируйтесь именно по ней. Cпасибо! 2. istock Второй основной сток. Канадский. При регистрации потребует три фотки на экзамен, если пройдёте экзамен, эти фотки в ваше портфолио автоматом не попадут – их придётся заново загрузить в общем порядке. Очень придирчив к фотографиям – на этом стоке самые дикие и самые непредсказуемые инспекторы. Приготовьтесь к массированным отлупам ваших фоток под самыми необычными предлогами. Ненавидят любую обработку, особенно шумодавы, и не готовы принимать ничего, что выходит за рамки «учебника». Подход к экспонированию и свету – по принципу «мама сказала – деньги в бидоне». Шаг влево-вправо от того, что они считают нормой – до свидания. Hi-key для них – пережжённое, а low-key – недоэкспонированное. Так они работают. Запомните и не расстраивайтесь. Спорить, ругаться и нервничать не надо. Постарайтесь извлечь из описания причин отказа какую-то пользу, если не получится – просто забейте и шлите другие фотки. Иначе крыша съедет. Обязательно скачайте с их сайта программу image manager. Без неё загрузка изображений - геморрой дичайший, а с её помощью грузить, наоборот, легко и приятно. Одно из главных удобств - копирование категорий с одной карточки на другую. Категорий на этом сайте сотни, если не тысячи, так что image manager - огромное подспорье. Плюс он имеет массу других мелких приятностей. Отличная программа. Продаёт этот банк хорошо и стабильно, поэтому грузить туда карточки однозначно стоит. Платят они от 20 центов до нескольких долларов с продажи, в зависимости от размера, выбранного при скачивании клиентом. Начиная с 500 продаж начинают заманивать к себе в полный эксклюзив, обещая больше платить. Если нервы крепкие или если у вас нет там проблем с отлупами карточек – можете попробовать принять предложение. Лично для себя я в таком смысла не вижу. Суммарно на всех серьёзных стоках можно иметь больше, чем даже при повышенной оплате на айстоке в эксклюзиве. Имеют один из самых подробных Model Release. Возьмите этот документ, удалите с него их логотип и опознавательные знаки внизу, и он будет устраивать все остальные фотобанки тоже. Единственный из серьёзных фотобанков, до сих пор не работающий с moneybookers, и отказывающий обсуждать эту проблему с фотографами. Надеюсь, что это временно, и эта проблема скоро решится. Деньги дают выводить со 100 долларов. Выплачивают по требованию. Ссылка для регистрации: www.istockphoto.com 3. dreamstime У многих фотографов догоняет istock по продажам. Довольно дружелюбный румыно-американский банк. При отказах в большинстве случаев разрешают загрузить исправленную фотку «вне очереди» и почти все исправленные фотки уже берут. Платят от 50 центов до 1 доллара с продажи, в общем случае. Когда карточка продастся больше ста раз, она начинает стоить больше, и вам платят за неё тоже немного больше. За продажу карточек, которые продаются только у них, и больше нигде, тоже платят чуть больше. Решайте сами, есть ли для вас смысл в этом. Я решил, что для меня – нет. Предлагают опцию продажи фоток в полный эксклюзив – выше я уже писал, что это – дохлая тема и вряд ли сработает. Можете попробовать указывать эту опцию для каких-нибудь фотографий, но лучше пусть это будут фотографии, не имеющие аналогов, не из «серий», и те, которые вы в случае такой продажи сумеете сразу и быстро удалить из всех других банков. Некоторые банки, например бигсток, не дают удалять карточки, пока те не провисят у них в продаже 90 дней. Имейте в виду. Есть у этого банка одна приятная уникальная особенность - они показывают, сколько примерно Ваша карточка будет ждать рассмотрения от инспектора. Цифры примерные и неточные, но дают хоть какое-то ощущение того, что очередь продвигается. Вообще, ждать рассмотрения своих карточек - дело дурное, и лучше об этом не думать. Просто грузить следующие. Всё равно всё рассмотрят, рано или поздно. А в масштабе мировой революции пара дней туда-сюда некритична. Хотя бывает и критична - бывает, закинешь тематические карточки к какому-то событию, вроде Чемпионата по футболу - тогда да, нервничаешь, думаешь "ну когда же, когда они появятся, наконец в продаже". Смотришь на очередь, нажимаешь на кнопку "рефреш". А потом их бац - и не принимают по какой-нибудь дурацкой причине. Бывает и такое. ;] Деньги дают выводить со 100 долларов. Выплачивают по требованию. Ссылка для регистрации: www.dreamstime.com 4. fotolia Французский банк, принадлежащий русским. Идеальный полигон для начинающих – не очень требователен и удобен в использовании. В последнее время всё лучше и лучше продаёт. Чем хорош – берёт и хорошо продаёт всё чёрно-белое, плёночное, зернистое и артистичное. Основная масса покупателей – французы, со всеми вытекающими. Идеальная карточка для них – худощавая двухметровая француженка, стоящая на верхней площадке арки Дефанс, обнажённая, в одних туфлях, со спины, смотрящая на силуэт Эйфеля вдали. И чтобы очень зернисто и чёрно-бело. ;] Имеют систему ранга фотографов – в самый раз для тех, кто привык зарабатывать рейтинги на фотосайтах. Чем выше рейтинг фотографа, тем больше ему платят за продажи. Поначалу – 33% с каждой продажи, в общем случае это – от 33 до 99 центов, в зависимости от размера, выбранного покупателем. По расширенной лицензии – от 3.30 доллара и выше. Дают ставить карточки в эксклюзивную продажу только у них, за это платит больше. Дают надежду продать карточку полным эксклюзивом за большие тысячи. Крепко привирают на главной странице относительно общего числа карточек в своём фотобанке - на самом деле цифра раза в два меньше. Ещё интересны тем, что дают видеть имя покупателя каждой карточки и название его фирмы, если он действует от имени фирмы. Помню, как-то одну из моих карточек там купил один из самых больших производителей соков-вод в мире. Мне было чертовски приятно об этом узнать. В общем, very nice feature. Деньги дают выводить вообще с любого количества, но суммы до 50 долларов облагают комиссией в 1 доллар, так что меньше 50 выводить смысла нет, хотя поначалу можно и меньше. Выплачивают по требованию. Помню, я очень радовался, когда получил с них первые 20 баксов – первые деньги, заработанные на стоках. Очень мотивирует, очень. И плевать на комиссию. Рекомендую. Получил деньги, купил бутылку, выпил – сидишь и думаешь «Зашибись, а ведь я теперь – коммерческий фотограф». Люблю я этот банк, он у меня был первым ;] Ccылка для регистрации: www.fotolia.com 5. 123rf Банк, которые долгое время болтался в аутсайдерах, а в последнее время как-то стал приподниматься, стал продавать всё больше и больше. Очень непридирчив, берёт почти всё в разумных пределах. За продажи платит от 22 центов до доллара с лишним, в зависимости от типа покупки и размера. Деньги, к сожалению, даёт выводить начиная со 100 долларов, что для банка такого масштаба многовато. Выплачивают в конце месяца за прошлый месяц, если сумма достигла 100 долларов. Неудобно, но всё равно стоит того, чтобы там быть. Ссылка для регистрации: www.123rf.com 6. bigstock Ещё один небольшой банк, который для многих очень неплохо работает. Всё как везде, не очень придирчив, с недавних пор перестал брать ню, хотя по-прежнему берёт карточки эротического содержания, если там нет явно открытой обнажёнки. Чем хорош – даёт выводить деньги начиная с 30 долларов. Выплачивает по требованию. Чем плох - не даёт удалять фотографии, провисевшие там меньше 90 дней. Хотя иногда, после переговоров, даёт. Я пробовал. Ссылка для регистрации: www.bigstockphoto.com 7. stockxpert Тоже с недавнего времени набирает обороты и хорошо продаёт. На входе – экзамен из 5 фоток. Берёт почти всё, кроме фотографий эротического содержания и ню. Удобен тем, что позвляет расставлять категории уже после того, как фотки загружены и поступили в продажу. У меня там до сих пор много фотографий не имеют категорий, но, тем не менее, продаются – большинство пользователей, всё равно, пользуется только ключевыми словами. Также позволяет расставлять категории сразу на несколько карточек одновременно – это очень удобно. Вообще, один из самых удобных банков по загрузке карточек. Деньги даёт выводить с 50 долларов. Выплачивает по требованию. Ссылка для регистрации: www.stockxpert.com 8. crestock Молодой норвежский банк, пока только начинающий нормально работать, но, на мой взгляд, с хорошей перспективой. Я лично знаком со всей тамошней бригадой – думаю что эти парни в состоянии нормально раскрутиться. Всё для этого у них есть, поэтому я советую сюда тоже грузиться. Продают пока слабо, но продают. Из плюсов – очень любят не только стоковые, но и артистические карточки. Очень подходят тем, кто считает, что его карточки вряд ли подойдут для стоков, но они, тем не менее, красивы и необычны. Платят по 2 доллара с продажи. Деньги дают выводить со 100 долларов, по требованию, c moneybookers пока не работают. По обоим пунктам в ближайшее время обещали исправиться ;] Ссылка для регистрации: www.crestock.com *** Вот, собственно, и всё. Есть ещё много совсем мелких банков, но они пока не заслуживают никакого внимания. Если будут появляться какие-то новые серьёзные банки или ещё как-то будет меняться ситуация на рынке, я буду соответствующим образом апдэйдить эту статью. Если Вы всё ещё сомневаетесь, стоит ли работать с фотобанками - попробуйте. Эта попытка не будет стоить Вам денег, а вот принести их вполне может. Потребление изображений в мире растёт с каждым днём, и конца-края этому процессу не видно. Каждый день дизайнерам нужны всё новые и новые картинки, и это могут быть Ваши карточки, поэтому чем раньше Вы начнёте работать с этой темой, чем сильнее будет ваше присутствие на этом рынке, тем больше приятной материальной отдачи Вы сможете достичь. Мир постоянно меняется, и надо уметь вовремя использовать новые открывающиеся возможности. Последнее изменение 2006-07-25 Лев Долгачёв Любые линки на эту статью приветствуются, любая, полная или частичная, перепечатка где угодно – только с сохранением всех ссылок в том виде, в каком они присутствуют здесь. Слова типа "мудохаться" и "геморрой" разрешаю заменять на что-то более пристойное, если вы хотите опубликовать эту статью на каком-то детском или женском ресурсе, но все ссылки для регистрации должны оставаться в таком виде, как они есть. ___ dolgachov.livejournal.com dolgachov.livejournal.com |
А не кажутся ли Вам абсурдными требования к стоковой фотографии фотобанка, в котором Вы работаете?
"Цифровой кадр: TIFF, не менее 18 Мб, 300dpi, 8 bit
Вы можете записать файлы с материалами на СD носитель (при этом количество файлов на одном CD не должно по количеству превышать 12 штук)"
"Взрослые" цифровые камеры снимают в RAW или JPEG. TIFF из RAWa я могу понать, но ведь джипеги тоже бывают качественными. А объяснения просьбе "не более 12 файлов на CD" я даже придумать не могу.
Записанные CD-R при длительном хранении начинают портиться, начиная от наружного края (там, с торца в активный слой проникает кислород), потому недописанные CD-R могут храниться (без перезаписи) дольше.
Может - поэтому? 18х12=216 Мбайт, треть объема, чуть больше половины ширины области записи... Хм, хороший "запасец" :-)
Возможно - привычкой рассматривать гистограммы похвастаться не могу.
Я понимаю, что и почему ты рекламируешь, но это только слова. Сие очевидно, так как твой форум я почитываю (профессиональный интерес ;) ).
Почему здесь рассмотрены только микропейментовые фотобанки?
Здесь статья размещена для ознакомления, принять участие в дебатах можете по приведённым ссылкам.
или душит, что не можешь откусить от пирога мп своими карточками, которые только чудак раз в год купит за 100 баксов. достал своим самолюбованием - и зажмурен давно и ушелссайта, а спасу нет от твоего дутого всезнайства. зачем лишил своим полу-уходом народ свободы зажмуривания?
адекватному населению: курлович вопросом не владеет, поэтому его информация о дезинформации не имеет под собой никакой почвы. чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на стоки, выбрать активных авторов и посмотреть количество скачиваний и срок, за который они были сделаны. простая арифметика ставит все на свои места, в том числе - болтунов.
почему здесь только микропейментовые фотобанки
инициатива - наказуема исполнением. а автор никому ничего не должен. тем более статья, судя по исходным данным, писалась для другого ресурса. почему бы не задать вопросы непосредственно автору, а не гнать здесь волну?
stock.agency.by