Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЕТОФИЛЬТРОВ ПРИ СЪЕМКЕ ПЕЙЗАЖЕЙ |
|
Эти заметки адресованы тем фотолюбителям, кто хотел бы получить информацию о художественной съемке пейзажей с фотографическими фильтрами из первых рук» . Творческие возможности применения фильтров кажутся почти безграничными, но получить достоверную информацию по этой теме очень трудно, а поэтому нелегко сделать правильный выбор. |
Еще о фильтрах
Спасибо автору. Действительно, полезные заметки. Хотя фильтры - предмет далеко не первой необходимости (по меньшей мере, третьей - после камеры и объектива). Я почти решил, что первым делом обзаведусь поляризационным фильтром, но смущает то, что не понимаю, что же делает фильтр с круговой поляризацией. Работает ли он как обычный ( с линейной поляризацией) или совершенно иначе? При его вращении что-нибудь меняется или независимо от положения фильтра «лучи идут в кольцевом направлении, а не в линейном»?
А неплохая статья про ассортимент современных фильтров есть в журнале (скорее прайс-обзоре) "Фототехника и видеокамеры" выходящем под лэйблом "Потребитель" (www.potrebitel.ru). Номер 11, 2001. Название статьи - "Фильтруй! И все получится!" Автор - Сергей Дубильер. Вероятно, она должна быть еще где-то в глубинах www.photoweb.ru. Кроме краткого описания фильтров, в этой статье еще информация о производителях и пара слов об уходе за фильтрами, смысл которых в том, что с фильтрами надо обращаться так же бережно, как с объективами.
Re: Еще о фильтрах
Спасибо за отклик!
Re: Еще о фильтрах
Spasibo. Poka.
Eugenio.
Если же Вам нужна действительно "тёплая" картинка, то для этого существуют "утепляющие" фильтры серии 81.
Кстати, что это за фирма такая, ROWI? Где продаются эти фильтры, сколько стоят? Чьё производство?
Странным мне показалось лишь то, что "розовый" эффект на моих отпечатках был практически незаметен (хотя съемка происходила на улице в снежную погоду), хотя фильтр использовался той же маркировки, что и в статье (Skylight 1A). В чем может быть дело? Может быть это цветокоррекция при печати (если только ЭТО можно назвать печатью - все отпечатки темные... даже на негативах проще различить детали, чем на отпечатках. Найти в Москве лабораторию обычному фотолюбителю, где просто с уважением бы печатали твои снимки наверно невозможно)? Или дело в фильтре?
> Кстати, что это за фирма такая, ROWI? Где продаются эти фильтры, сколько стоят? Чьё производство?
Фильтр я покупал в магазине "ФотоПроф", что на Пречистенской набережной д.17/19. Стоит там фильтр Skylight 1A - 11 у.е. Где производятся эти фильтры я не знаю, т.к. мне их посоветовали непосредственно в магазине.
===========================
Странным мне показалось лишь то, что "розовый" эффект на моих отпечатках был практически незаметен (хотя съемка происходила на улице в снежную погоду), хотя фильтр использовался той же маркировки, что и в статье (Skylight 1A). В чем может быть дело? Может быть это цветокоррекция при печати (если только ЭТО можно назвать печатью - все отпечатки темные... даже на негативах проще различить детали, чем на отпечатках. Найти в Москве лабораторию обычному фотолюбителю, где просто с уважением бы печатали твои снимки наверно невозможно)? Или дело в фильтре?
===========================
Дело в том, что вообще-то в идеале этот оттенок и не должен быть заметен. Задача этого фильтра задержать UV лучи, а, как известно, ультрафиолетовое излучение имеет синий цвет (так как находится в синем конце спектра). Поэтому его "давят" розовым. Если влияние одного на другое совпало - тогда оттенка не будет. Но такое, сами понимаете, бывает не часто, условия освещения всегда разные, зависят от погоды, времени суток, и времени года.
Ну, и конечно же, в лаборатории тоже привносят своб лепту. В профессиональной лаборатории используют корректирующие фильтры при печати. Кстати, я печатаюсь в проф. лабе "Свег" на м.Аэропорт - в большинстве случаев получается хорошая цветопередача.
А зачем нужно "задавливать" ультрафиолетовое излучение? Какую "нехорошую" роль оно может сыграть и в каких случаях (при съемках пейзажей, портретов и т.д.)? Хотелось бы узнать первопричину этой проблемы, так сказать, ее физическую суть.
Да, кстати, а сколько стоит печать в "Свег" (10x15, 20x30) и проявка C-41? И долго ли приходится ждать своей очереди?
===========================
Благодарю за подробный ответ.
А зачем нужно "задавливать" ультрафиолетовое излучение? Какую "нехорошую" роль оно может сыграть и в каких случаях (при съемках пейзажей, портретов и т.д.)? Хотелось бы узнать первопричину этой проблемы, так сказать, ее физическую суть.
Для портрета это не столь важно, а для пейзажа важно - оно придаёт белёсость фотографиям, ненасыщенный цвет. Хотя, честно говоря, я особо не замечал этого эффекта. В горах - вот там важно.
А физическая суть проблемы, ИМХО, кроется в неравномерности восприятия фотоматериалами UV и IR частей спектра.
Да, кстати, а сколько стоит печать в "Свег" (10x15, 20x30) и проявка C-41? И долго ли приходится ждать своей очереди?
Печать 10х15 стоит 4.80- 5 рублей, 20х30 - 40р.
===========================
Да, кстати, а сколько стоит печать в "Свег" (10x15, 20x30) и проявка C-41? И долго ли приходится ждать своей очереди?
Печать 10х15 стоит 4.80- 5 рублей, 20х30 - 40р.
===========================
10*15 -- 5.52 было летом. 20*30, имхо рублей 50, хотя могу врать. Послезавтра там буду, проверю.
===========================
А зачем нужно "задавливать" ультрафиолетовое излучение? Какую "нехорошую" роль оно может сыграть и в каких случаях (при съемках пейзажей, портретов и т.д.)? Хотелось бы узнать первопричину этой проблемы, так сказать, ее физическую суть.
===========================
Эффект следующий - объективы считают на видимую область спектра, а УФ, проходя через него даст не столь качественное изображение. На цветной пленке это выразится в "мутном" синем, а на ч/б - в потере качества всего снимка.... И еще, не стоит забывать, что "мутной" (туман, пыль, взвесь песка в пустыне) среде короткие длины волн рассеиваются сильнее длинных (поэтому появились желтые-оранжевые-красные фильтры в ч/б)....
Адрес: andr-ap@rambler.ru. Андрей.
1) Tiffen 812. Nu ochen tepliy. Mne kazhetsya, chto on goditsya dlya krayne "siney" situatsii. Dlya portretov tozhe inogda cherezmeren.
2) Nikon circular polariser. Dorogoy, no ochen horoshiy. Tonkiy, optical glass, horoshee kazhestvo.
3) Tiffen Black Diffusion FX 3 (dlya portretov) - neskolko slabovat. Effekt ego pochti nezameten. Nuzhen analogichniy 5
Spasibo,
Aleksey
хочу заметить насчет фильтров Скайлайт, данный фильтр улучшает проработку деталей в тенях при ярком солнечном свете, повышает резкость изображенияи цветовую насыщенность, позволяет работать на открытой диафрагме без ухудшения качества изображения, устраняет рефлексы (к примеру отсвет от зеленого мелалла на лицо девушки), у Хойя помимо 1А , 1В и так просто, бывает простой, HMC и Super HMC (типы покрытий), как пишут изготовители в рекламе Super HMC самый лучший - полезная короче штука, но вот если сверху накрутить поляризатор пойдет виньетирование в углах
Во-первых, циркулярный поляризатор не стоит примерно столько же, сколько линейный. Обычно он стоит раза в два дороже, потому что его производство технологически сложнее. С оговоркой, разумеется, что я наблюдал это явление в Японии, а не в Штатах. Возможно, что в Штатах по маркетинговым соображениям цены уравнивают.
Во-вторых, насчет того, чем одно отличается от другого («после кольцевых поляризаторов лучи идут в кольцевом направлении, а не в линейном»).
Мало кто может это объяснить физически, но смысл в том, что у циркулярного поляризатора есть еще два покрытия (по одному с каждой стороны), которые делают выходящий поток НЕ поляризованным. Т.е. фотоаппарат получает НЕ поляризованный поток, просто за исключением лучей, которые не прошли вообще. А раз поток не поляризованный, то и автофокус не сходит с ума.
Поэтому и неудивительно, что линейный поляризатор поляризует лучше.
В-третьих, относительно того, какие автофокусы сходят с ума, а какие - нет. Сходят с ума активные автофокусы, которые посылают инфракрасный луч и ловят его обратно, или те, которые посылают на объект лазерную точку. Те автофокусы, которые определяют резкость по максимальному контрасту (пассивные), не страдают от линейного поляризатора. Соответственно, если Ваша камера использует активный автофокус, то нужен циркулярный поляризатор (или не пользоваться автофокусом), а если пассивный - то можно использовать линейный, он дешевле и лучше поляризует.
В-четвертых, поворот поляризатора - это не "изменение силы поляризации". Оба стекла в приборе поляризованы в какой-то плоскости. Поворачивая их относительно друг друга, вы просто выбрасываете часть лучей, которые поляризованы в плоскости, соответствующей стеклам. При сдвиге плоскостей на 90 градусов друг от друга отсекаются все такие лучи. Т.е. строго говоря, это не вопрос "силы поляризации", это вопрос, сколько поляризованных лучей выбросить. Ну это уже совсем мелочи, это не принципиальное замечание.
В целом классная статься, только Вы еще не затронули тему фильтров для черно-белой фотографии: желтый, желто-зеленый, оранжевый (для усиления контраста) и пр. Тема для будущей статьи?
Многие постоянно носят ультрафиолетовый фильтр на объективе для защиты от пыли и царапин.
Но надо помнить, что фильтр Skylight рассчитан на пленку дневного света, и делает изображение теплее.
Поэтому для цифровых камер совершенно недопустимно использовать Skylight в качестве защиты от пыли - это сведет с ума баланс белого в камере. Для цифровых камер в качестве защиты от пыли годится только совершенно нейтральный фильтр. Само собой разумеется, что фильтр для защиты от пыли должен быть как можно более просветленным. MC-UV, короче.
А чего там написано - в инструкции?
Если фильтрует, то, по идее, вреда не должно быть.
У меня накручен Kenko MC UV.
если оставляет - то спрашивайте у Хулиганствующий элементъ.
На самом деле так ответит любой производитель - фото-, авто- или другой техники.
Про Солигор ничего сказать не могу: не пользуюсь.
Знаю только, что фильтры DNG (Digital High Grade) - это относительно новые (нано)технологии, и лидеры в их применении - Canon и Nikon. Суперпрочное покрытие, назначение DNG-фильтров (в том числе) - не только "впускать" свет, но и "выпускать" излишки света - во избежание переотражений на границе "объектив-светофильтр".
И если Солигор в применении этих новых технологий чем-то и может быть плох - это (могу предположить), наверное только тем, то не так качественно, как кэноновские и никоновские светофильтры обеспечивает этот самый "обратный выпуск". Может не так, "как положено", отсекать тепловую составляющую.
Думается, он ничем не хуже, чем, напр., Кэнко - без этой самой приставки "DNG" - если, наооборот, не усиливает переотражения. О последнем, наверное, можно судить по качеству снимков.
(или Искать:>www.marumi.ru)
Искать: фильтры Marumi
Я не знаком с упомянутым Вами фильтром. Автор этой статьи (Дмитрий Катков или Хулиганствующий элементъ) должен знать.
кстати, мне когда-то сказали, что у Кенко это то же самое стекло, что и у какой-то большой американской фирмы, то ли tiffen, то ли Hoya.
в общем, кенко - это хорошее японское стекло без никаких проблем пока.
а заказывал на www.photofilter.net (или www.photofilter.com, это одна и та же контора).
Если заплевывался, отмывался на раз-два-три.
ФИЛЬТРЫ С КРУГОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИЕЙ - принцип действия
Многие системы автофокуса действительно не могут работать с линейно поляризованным светом (и системы измерения экспозиции тоже есть такие), а круговую поляризацию фактически не возможно отличить от неполяризованного (естественного) света (если не ставить по пути еще четвертьлямбду: )
Кстати, лично сталкивался с очумением камеры от поляризованного света, правда в очень специфичных условиях - объект съемки был освещен лазером (т.е. была 100% поляризация) - четвертьволновая пластина мне помогла тогда (благо была....)
"При этом фактор пропускаемого света для таких фильтров — 4.......Удивительно, но этот фактор не зависит от степени «поляризации», то есть от угла поворота фильтра относительно его оси" - это не совсем так, если вы отрезали блики от воды (к примеру), то как может не измениться освещенность? Так и получается - чем выше эффект от применения поляризатора (= чем поляризованней был свет), тем менее верно это утверждение.... Просто ОБЫЧНО этот эффект мал...
Про углы - посмотрите в учебнике физики формулы Френеля для отражения на границе 2-х сред...
Полезный вывод из них для этой темы - полная поляризация происходит при падении (=отражении) под углом =arctg(n), где n- показатель преломления среды, от которой происходит отражение.
Практически важны эти углы (углы Брюстера) для воды и оконного стекла:
вода: показатель преломления=1.33, угол полной поляризации= 53 градуса;
стекло оконное: показатель преломления=1.5, угол полной поляризации= 56 градусов.
У металлов и кристаллов это другие формулы отражения, но иногда ослабить отражение (блик) от них тоже можно... (эксперементируйте, не стесняйтесь!)
Равно тоже скажу и о небе - поляризация рассеянного света сложна и зависит от множества факторов. То, что верно в последождевой атмосфере центра России, может совершенно не совпасть с какой-нибудь знойной пустыней.... Хотя это: "надо всегда помнить, что на чистом небосклоне свет будет наиболее поляризован в областях, находящихся под углом 90 градусов от солнца в обе стороны, то есть по нашу правую и левую руку, если стоять лицом к солнцу. Проверьте...." -почти верно :) Угол будет не очень сильно меняться, а сила поляризации может быть от почти нулевой, до многократной....
Ух, почти лекцию закатил...
Кажется мне, что не стоит их применять на стадии съемки, лучше делать коррекцию на стадии печати...
(я работаю с "цифрой" и правлю программно...., но может и ошибаюсь, когда лезу с таким советом к пленочникам....)
А вот где нужна коррекция цветовой температуры, так это на вспышку - если источники света разного цвета, то это уже гиблое дело (или художественный прием:) - даже цифровой обработкой не вытянуть без искажений
ТАК ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ФИЛЬТРАМИ для вспышки, причем они могут быть дешевыми (желатин или пластик)!!!!
Совет: при подготовки каталогов и аукционной фотографии, где нужно снять массу картин и рисунков, которые часто заключины в целофан незаминима съемка поляризационным светом.
Т.е. перед студ. вспышками выставляются пол. фильтры и производится съемка. Камера без поляризатора.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЕТОФИЛЬТРОВ ПРИ СЪЕМКЕ ПОРТРЕТОВ
Вы подняли очень интересный для меня вопрос – съемка портретов фильтрами. Я тоже делаю портретные снимки, вот, сегодня, на день своего рождения купила два фильтра HOYA UV HMC и HOYA blue INTENZIFER (синий). Мне нравится нестандарт. В то же время фиолетовые лица близких не есть good.
C завтрашнего дня как только подарю себе свои подарки :)начну эксперименты. Времени прошло много с момента Вашего отклика, поэтому если Вы уже имеете какой-либо опыт в этом или располагаете статьями в электронном варианте - просьба поделиться ими со мной. Я не ограничена в трафике, и не побоюсь громоздких материалов, если, конечно, такое случится :)
Я могу делиться с Вами своими опытами. Естественно, при Вашем согласии и актуальности данной тематики. Всего доброго.
только дети не знают, что свет, отраженный от металлических прибамбасов - неполяризованный
Ничего личного. О 90% статей в журналах можно сказать то же самое. Авторы пишут о том, чего не понимают, тысячи раз переписывая одни и те же слова из опубликованных ранее книг, статей и рекламных проспектов. К сожалению это болезнь всей отечественной фотографической переодики.
www.leefilters.com
Весьма рекомендую посмотреть тем, кто интересуется пейзажной фотографией. Я сам после этой галереи зафанател и купил - нет, не фильтры, а альбом Джо Корниша ;)
Есть в продаже похожие "Лучшие фотографы мира и их самые удачные фотографии. Пейзаж", но жалко тэньге на чужие фотки. :-)
А там почти под каждой фотой кратенько описаны условия съёмки, приёмы и технические средства с плёнками-объективами.
Ещё и полезная, зараза. :-)
но в целом книжка хорошая
а) качество представленного фотоматериала,
б) качество полиграфии,
в) краткое описание чем, на что, как и когда снято.
Остальное меня, в принципе, не колышит.
"Светофильтры в фотографии".
Просто и доступно,
в т.ч. по цене:-)
А книга - вот:
www.ozon.ru
А эта написана ещё в 2001 году, когда ещё картинки на планшетном сканере сканировались.
в ч.б. красным, оранжевым и зеленым.
www.photoweb.ru