Марина Рогожина О пользе критики для художника |
|
На досуге тут прочла. Совершенно несложный и коротенький рассказик на 15 минут чтения, но отчего-то показавшийся мне не пустяшным. Патрик Зюскинд "Тяга к глубине" Одной молодой женщине из Штутгарта, которая хорошо рисовала, один критик, не имевший в виду ничего плохого и хотевший ее поддержать, на первой ее выставке сказал: -- То, что вы делаете, талантливо и мило, однако вам еще не хватает глубины... |
И критик на мой взгляд совершенно не при чем(как отрицательный персонаж). Всегда найдётся масса людей, которым есть что сказать. Тут на мой взгляд описан самый преступный путь неуважения к себе.
Вместо того что-бы протрезветь, обозлиться рисовать дальше(да кто он такой), найти выход - а может и вправду красивенько, многообещающе, талантливо, но не глубоко и надо просто больше работать она спивается и бросается с башни.
Состояния потенциальной пропасти, ранимости, наверное самые плодотворные в творческом плане состояния. У многих, у меня в том числе. Но сколько людей столько и реакций на подобное.Может я циник, причём серьёзно допускаю это, но жалости участь этой художницы у меня не возникла. Скорее досада.
Ну и Зюскинда я люблю. Кроме, как ни странно Парфюмера. Он мне менее всех из прочитанного, хотя и самый зрелищный, если можно так сказать о книге.
А закомплексованных девушек никто не любит, кто ж их любит-то.. ;-)
Кстати есть мужчины, которым нравятся скромные, закомплексованные девушки.
В принципе это совковый подход, странно что в Германии тоже так. Отсутствие наказания есть награда сама по себе. Если плохо- обязательно ругать. Если хорошо- ни в коем случае не хвалить.
Ненавижу этот "макаренский" подход. Скольким же людям он жизнь покалечил???
Американский метод воспитания- метод поощрения за удачи. Я так детей воспитываю. Как результат- они (по крайней мере старшая) уверены что могут все! И берутся за все, без страха что не получиться. Так, я считаю, правильно.
Советский- метод наказанаия за ошибки. Если тебя не ругают- значит уже хорошо. Так я был воспитан сам, родной школой. Так мы все воспитаны, мое поколение по крайней мере.
Правда, тут речь не о том, при чем тут менеджер?
Наказание - порка гражданином США воспринимается как нечто чудовищное - покушение на свободу и нанесение ущерба здоровью. Однако, есть страны, где порка - обычное наказание, не хуже других и бедный эммигрант из такой страны в США предпочел бы перетерпеть порку, чем платить последние гроши на штраф, обычное наказание в США.
Поощрение - для кого-то лучшая награда - получить прибыль, а кто-то больше радуется медали или, когда его фото в газете пропечатают.
А воспитывать в уверенности, что могут все - так и в СССР это было так - нам все время говорили, что советский человек пройдет любые преграды. Другое дело - в мотивациях. И в этом смысле, обе системы имеют свои обратные стороны. В США позитив - уверенность в своих силах отдельной личности, но негатив - риск воспитать отморозков, для которых личная цель оправдывает любые средства. Для СССР позитив - коллективизм - возможность аккумулировать силы отдельных личностей для великого свершения, но негатив - риск скатится в "лес рубят - щепки летят" - подавление интересов отдельных личностей ради великой цели.
В общем - идеала нет, каждый выбирает по себе, а некоторые пытаются создать третье.
правда и хвалили тоже, приятно канешна, но так же пабарабану.
Но тем не менее, он широко известен в узких кругах видиопровокаторов. Дело в том, что поступок мой скажем честно был глуп. Не было приличных работ, человек для оценки был выбран не тот. Чего ждать то? На мой взгляд нужно учится извлекать пользу из любой критики. В его случае она была верна, в тех работах даже проблеска мысли не наблюдалось - что в таких случаях ему надо говорить? Учитывая массу безработных художников и прочего. КАждый должен сам решать. Принес бы я ему идею и эскизы какого-нибудь навороченого видеокаламбура на 16 мониторах с развивающимися юбками, жужжанием шмеля, вздохами и прочим, то наверняка, он нашел бы верное решение подачи и прочего. Причем, сказать откровенно, он ни когда себя экспертом фотографии не продавал. Просто лучшего ценителя в захолустном приморском городишке не было.
Кстати один из удивительных и нагляднейших примеров подобного въедчивого упрямства это ты. Вспомни, что ты раньше отстаивал и с какой неистовостью. И всю критику в твой адрес, вплоть до оскоблений. Ни кто тебе ни что не покалечит, до тех пор пока ты этого другому не позволишь. Скажу честно, если-б мне года 3 назад сказали, что тебя на столько разверзнет в сторону "правильной" фотографии, я бы не поверил. По многим причинам, потому мой совершенно искренний респект и почтение.
Это особенности характера, они у каждого индивидуальны, конечно. Кто-то добрее, кто-то нет. Собственно, а что я, не из того же совка вышел?!
Но учитель (вольно или невольно) берет на себя ответственность. Как и критик, по большому счету. Как в этом рассказе. Конечно, я теперь понимаю, что в твоем случае получилось просто не по адресу, человек не тот.
В моем случае меня никто не покалечил в фото, a по жизни такие "учителя" меня достаточно покалечили, но это другой разговор. Не у всякого хватает силы это не позволить. Тем более что талантливые люди (я таких знаю несколько, они художники) обычно достаточно уязвимы и негибки.
а насчет покалечил ... Андрюша Кременчук не сильно похож на покалеченного ... Почему сказал молодец ... потому что сам прошел через похожую ситуацию ... так же принес местному фотографу картинки - пейзажи и цветочки с коих обычно и начинается фотография у молодых дарований ... ну и услышал в ответ : типа фигня отстойная ... разозлился жутко ... подстегнуло крепко ... появилась серьезная мотивация ... сейчас злости нет ... осталась любовь к фотографии ... у меня дружеские отношения с этим фотографом ... и я ему очень благодарен ... магарыч правда не ставил ... пить бросил "нехороший человек" :-)) ...
Хотя характеры у людей разные возможно кого-то это и поломало такое отношение ... но хочется привести такой пример - когда птенцу приходит время летать родители сбрасывают его из гнезда ... жестокий поступок ...но не всем летать ... и не всем фотографировать ... если у человека расположенность к другим сферам деятельности нежели к фотографии честнее ему об этом сказать ... а роль куратора несет за собой серьезную ответственность ... когда на меня выходят с подобными предложениями стараюсь мягко уйти в сторону т.к. считаю что не имею еще того жизненого опыта ... сам бы с удовольствием пообщался с хорошим куратором но на них сейчас дефицит ... по крайней мере в инете я таких не встречал ... все при личных встречах ...
Но позвольте узнать, как определить, некчемности фотографии которые я снимаю и мне нравятся на данном отрезке времени или нет? Как тут не пойти за советом в своих сомнениях к старшим, более опытным людям. И как вы поступаете в случае например с вашими работами? Как решаете, стоит их показывать или нет? Поделитесь опытом пожалуйста.
Значит ли это что некто, кто хочет получить квалифицированное мнение о полётах должен идти к тому, кто в состоянии сделать грамотный разбор полетов и сделать с ним этот разбор полетов и потом будет рост в полетах? Или разбор полетов нобходимо делать самому пилоту. Если так, то по каким критериям нужно делать разбор полетов, когда тебе нравятся свои полеты и возвращаясь моему вопросу: как разбираете ваши полеты вы?
Прочитав ваше «Что бы не быть *покалеченным* не нужно профессорам (да и вообще) засвечивать свои никчемности, выдавая за шедевры...» я глупым образом принял вашу реплику как некий намек на мою историю или на кого-то из нас. Так как только я рассказывал о профессоре и охарактеризовал свои работы примерно так, как это сделали вы., но не настолько грубо. О выдавании никчемности за шедевры, речи как мне показалось тоже ни кто не вёл.
Отсюда мне хотелось узнать у человека опытного, а ваши уверенные мысли говорят об этом, как ему удаётся во первых понять что то, что вы снимаете, не никчёмности. И как вам удаётся это сделать, не показывая ваши работы людям, на ступень выше разбирающимся в сути фотографического дела.
Здорово что мы поняли друг друга и сошлись все таки на том, что если нужно, то можно показывать свои работы профессорам и самоубийство - это тягчайший грех, который сможет совершить православный христианин и не только. Я с этим совершенно согласен.
Чего это вдруг так? Почему бы и не показывать?
Кроме того, как было уже отмечено, если не показывать то не будешь и знать что они никчемны.
Критик в любом случае засранец,но и он не при чём.Се ля ви.
Забавное совпадение-мне на днях то же самое сказали.Неприятно было.И ведь не покупатель отказал,чьи деньги могли спасти моё положение,не учитель,а случайный человек,хотя и компетентный.Недостаточно глубины в моём семейном альбоме.Смешно теперь.
А вдруг недостаточно проницательности у зрителя(критика,покупателя)?И даже если не так-и что?
Представляете,если в Ваш дневник,содержащий заметки о житии,стишки и прозу вдруг неожиданно заглянет лауреат Нобелевской премии и распространится о никчёмности копеечной тетрадки и её содержимого?Что тогда делать?Поклониться?
Настучать лауреату по рогам,вот что делать,если он мужчина и не слишком дряхл для такой взбучки:)
Просто нужно определиться,чего хотим от своих творений и зачем вообще всё это.Если для себя(ну хорошо,для себя и своего зрителя)то нужно догнать и ещё наподдать,чтоб духу его премированного больше в моей\вашей\нашей крепости не было.
Ну а если есть желание сделать увлечение профессией,то наверное нужно благодарить и кланяться за каждое слово критики и за каждый ценный совет.
Всегда отстаиваете свой мир, оберегайте его и защищайте огнем и мечом.
Когда бьют Вас как личность, типа "Вам еще не хватает глубины" - это одно, когда критикуют конкретно Ваши работы совсем другое.
- Когда у критика нет ничего по-существу, он всегда атакует твою личность.
У нас это милое дело )
Снято дешевой видеокамерой, любительщина до безпредела (правдо порезано граматно), безбюджетно, с казалось бы неказистой девочкой, ну о совершенно обычных,даже банальных, семейных радостях. Чем больше смотрю, тем больше хочу его видеть. Просто дыши и радуйся, что вообще имеешь возможность созидать. Многие и этого лишены.
Есть мнение (я его поддерживаю не совсем, потому что очень обидно полностью признать это) что если человек талантлив, он талантлив практически сразу и в дальнейшем больших кардинальных подвижек уже не происходит. То есть он просто продолжает пользоваться своим талантом для работы в том или ином русле, но упрощенно, так не может быть чтоб человек был середняком, а потом вдруг "научился"...
Впрочем, это всего лишь мнение, и жизнь подчас опровергает подобные теории. Но если вспомнить "великих", были они "обещающими" уже в молодости или дошли до шедевров к концу жизни? Первоее скорее чем второе, не так ли?
Микеланджело в 13 лет уже был мастером, Моцарт-ребенок, Лоретти итд
в детстве ВСЕ ВСЕ чрезвычайно талантливы без исключения. Кто сумеет пронести эту искру через агрессию взрослых остается (не становится) художником. имхо, конечно )))
Я вот рисовала всегда хорошо, в 7-9 лет участвовала в выставках. Но потом решили, что у меня плохое зрение и осанка записали меня на бальные танцы, где я так и не смогла себя пересилить и выйти из угла, и от этого комплексы мои только множились. В итоге ни того ни другого. А сколько таких случаев? Кто их считал?
Я вообще не знаю, с какого возраста можно требовать быть сильным.
www.imdb.com
Не знаю был ли он в русском прокате и как назывался. В принципе это комедия, но там есть пару интересных моментов. Так вот один из них: девочка (толстая, некрасивая и неуклюжая но умненькая) мечтает выиграть конкурс красоты который называется "Маленькое солнечное сияние". И вот ей повезло- ее приглашают участвовать каким-то чудом. И родители бросают все, садятся в машину и едут через всю страну (на самолет денег на всех не хватит) чтобы успеть ей к конкурсу, выиграть который у нее шансов- ноль. Причем не ради денег, они-то понимают что выигрыша не будет.
Тебе бы что родители сказали в такой ситуации? Я знаю что бы мне сказали.
Тема просто слишком личная, да и не место тут для подобного. Напишу коротенько что имею в виду на своем примере.
Дошкольные годы я воспитывался простыми, от сохи, дедом с бабкой - родитель учился в заграницах, мама много работала.
Школьные с родителями. ...было много причин для безпокойства конечно - плохая успеваемость,выгнан из спецшколы, был период классе во втором: мне нравилось воровать - ластики, карандаши, ручки, всякую дребедень, которой дома полно было (конструкторы и архитекторы родители), процесс был интересен. Под шумок вахтерши в школьной раздевалке рассказывали, как видели что я по карманам лажу и ворую деньги, чего я ни когда не делал. Милиция с детской комнатой, еженедельные вызовы в школу, я не знал что со мной вдруг и как из этого выбраться.
Скажу так, давление на меня было такое (как физическое так и моральное), что ни только все вокруг, но и я свято верил, что дальше чем я, уже вообще ни чего быть не может.
Художественная школа как и музыкальная были все школьное время естественно под запретом.
Моя любимая бабушка, в 85 ом году, узнав от родителей о моих злоключениях умерла пару дней спустя. Последнее, что я от нее слышал, это фраза:" Эх, Андрей..." Думаю хватит подробностей.
В конце 7 класса я ушел из дома, год лежал с травмой в санатории, где и закончил школу: с тех пор живу совершенно автономно и самостоятельно.
Так вот я о давлении на самом деле хотел сказать, в моем случае оно было таким..., - с 13 лет, родителя я видел раза два или три, вынужденно. Думаю этого больше ни когда не случиться.
Но ни чего - все великолепно, на жизнь, судьбу, друзей, да вообще ни на что не могу пожаловаться. А вот родной брат у меня, к нему совершенно по другому все было - солнечно и хорошо, душу вкладывали, но странным образом, все чем грозили мне (тюрьмы,кражи, оставленные дети, и т.д)прилепилось к нему. И от чего это зависит, я не знаю.
Чет, много слишком личного. Сорри.
Между прочем, биография у них не из самых веселых.
Вот моя дочь, при том, что явно взяла от меня дофига. И застенчивость, которую всегда стараешься как-то замаскировать болтовнёй, и замкнутость, которую тоже стараешься не показывать... вобщем моё. Но при этом она уже в 8 месяцев часами пыталась надеть носок, ревела на всю квартиру, но меня не подпускала, и через 2 часа его-таки надела. Откуда это у 8-ми месячного ребенка? Это - НЕ воспитание. В этом возрасте еще нет. И это - уже не моё. Это её и не от меня и вообще это видимо от рождения.
Вот жестокие факты (допустим что погрешность есть в плане того, что раньше и средняя продолжительность жизни кружилась около 50, взросление было раньше и т.д.), вот к примеру некто, кому 30 прочел эту статью, оглянулся на свою жизнь - че я сделал?... да ни чего по сути... , написано в статье все верно, не капли личного, поспорить с таким трудно. Ну значит не судьба.
И все.
Кстати недавно смотрел англ. докум. фильм о конце света. 3 серии. Не так, то иначе наша планета погибнет - факт.
И все творения Пушкина, голос Бориса Моисеева, востановленный Храм Христа Спасителя, и многое другое вечное исчезнет навсегда, словно этого ни когда и не было.
Выводы зависят от самого человека. Мне например стало намного проще жить. Чесс слово.
на самом деле никогда не задумывалась над этим. Интересно.
Во многом это потому, я думаю, что им (этим молодым людям) еще не успели рассказать что у них нет глубины, а сами они не догадались, вот и творили как могли.
абсолютно так же можно собрать и ваши нелучшие карточки и у людей сложится определенное мнение о вас ... не совсем верное ... но основываясь вашими фотографиями ...
Честно говоря я сам очень удивился ... не укладывалось в голове как настолько аморальный человек мог писать хорошие картины ... для этого должна быть какая то внутренняя гармония ... а тут в одной руке кисть в другой утюг разглаживающий и чистящий Европу от "второсортных" человеков ...
Но если ученики нынешних поколений не понимают этого, где искать ошибку? Ошибка их в том, что они опрометчиво верят тому, что услышат. Если не быть абсолютно уверенным в своих силах, то в любой ситуации вы будете в спешке следовать за всем подряд; поскольку мириад ситуаций будут заставлять вас все время изменяться, вы не сможете быть независимыми"
Линь-Цзи сказал это больше тысячи лет назад...
1. "Это было бы возможно, живи он несколькими веками раньше. Тогда люди еще прекрасно умели отличать доказанное от недоказанного, и уж если что-то доказано, они и верили в это. Тогда еще не теряли связи между мыслью и делом и как-то могли изменить свою жизнь сообразно умозаключению. Это мы исправили при помощи еженедельной прессы и других средств. Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Концепции он воспринимает прежде всего не как истинные или ложные, а как теоретические или практические, устаревшие или современные, банальные или смелые.".
"Письма Баламута". Клайв Стейплз Льюиз (о книгах Толкина).
2. "Плюрализм они считают как бы высшим достижением истории, высшим благом мысли и высшим качеством нынешней западной жизни. Принцип этот они нередко формулируют так: как можно больше разных мнений - главное, чтобы никто серьезно не настаивал на истинности своего... Плюрализм, как принцип, деградирует к равнодушию, к потере всякой глубины, растекается... в бессмыслицу, в плюрализм заблуждений и лжей... Так люди и запутаются, как в лесу. Чем и парализован беззащитно нынешний западный мир: потерею различий между положениями истинными и ложными, между несомненным Добром и несомненным Злом, центробежным разбродом, энтропией мысли: - побольше разных, лишь бы разных!"
А. Солженицын "Наши плюралисты", сентябрь 1983 г.
А в такой обстановке, очевидно, единственным критерием в искустве становится мнение критика. Как критик сказал, так и есть, остальные должны внимать. Т.е. критик возводится на ступень, если не божественную, то уж не ниже Папы Римского. Как тут бедной художнице выдержать.
Посредственная фантастика несколько иначе выглядит, другие приметы.