Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Советская романтическая фотография |
|
Именно интересом к человеку характеризуется лучшая в ХХ веке эпоха – позади тоталитарность конструктивизма, фальшь большого стиля, суровая правда войны, впереди вся жизнь и светлое будущее. Именно шестидесятники сумели превратить репортажную съемку в произведение фотоискусства. |
По-моему, просто ревосходная статья.
Или может быть портрет Амосова - "официоз" ?
"Само слово "романтика", смутно связанное с Байроном и "Бахчисарайским фонтаном", уверенно заняло место на первых полосах газет. Самый популярный раздел "Комсомольской правды" назывался по воскрешённой повести беззаветного мечтателя 20-х годов А. Грина "Алые паруса". Эпитеты к романтике прилагались самые поощрительные: "не искусственная и схематичная, а подлинная, живая, боевая и задушевная, активная и вдохновенная". <...> ...традиционный романтический конфликт предстал по новому. А именно: не герой-одиночка противостоял консервативному обществу, а наоборот - романтик-коллектив боролся и побеждал одиночек-ретроградов.<...>Не быть романтиком не позволял общественный этикет.<...>
Вайль и Генис "60-е. Мир советского человека". В качестве примеров приводят Туманность Андромеды Ефремова, Кукина, Визбора, Ромма, ранних Стругацких, стройотряды, Евтушенко и т.д.
У тебя получается не жизнь, а схемка с квадратиками. Всё было не так просто. Не говоря уже о том, что откуда было что спущено, не обсуждается.
www.arteria.ru
Впрочим, постановка знака равенства между понятиями "андерграунд" и "искусство" мне видится, мягко говоря, некорректной.
советский гламур представила галерея, разбодяжив отдельными действительно авторами.
Яков Халип. Язык племени майя разгадан. 1962
Борис Смелов
Язык майя расшифровал (вместе с Кнорозовым) учитель Смелова, Тиль Мария. Спросите его при встрече.
Книжку Генис-Вайля я читал, ничем она не запомнилась - авторы не жили в то время, и пишут банальности.
Фотограф Слюсарев ниже обиделся за "альтернативную фотографию", как партизан, забывший выйти из лесу.
Но все это уже полувековая история - для меня в равной степени дороги и Абрамочкин, и Самарин.
короче, я с Сан Санычем, из леса не уйду. у нас в Русском музее андеграунд показывали отдельно, как явление отдельное от официоза, не прикрываясь ярлыком "романтики".
Вайль родился в 1949 году, Генис родился в 1953.
inostranka.ru
inostranka.ru
вообще-то у них есть прекрасная книжка про еду :-)))
inostranka.ru
Про отдельное явление питерского искусства знаю, дружу с Вальраном.
Большие знатоки – 20-летние в ту пору провинциальные ребята.
kubedinov.livejournal.com
вот кстати, нормальная, не романтическая фотография про СССР
Вам прийдёться подождать ещё лет 50.
Сходить в лес чтоли?
Я всё помню, я был не пьяный...
Была и другая фотография.
Жаль, конечно, что нет Тункеля, но, может, дочь не нашли?
Да и многие не давали своих фотографий, наследники тож.
Тарасевич галстуки возил, его коллеги подтвердят.
Чудаков возглавил Советское фото в 88-м, до этого был ответсеком.
Камаз – имя нарицательное, возможно, по Ленинградке шел МАЗ.
При всех недостатках, первая фотовыставка, отражающая то время – событие.
Когда постоянно видишь андеграунд,то он перестаёт быть настоящим андеграундом(как минимум для одной пресыщенной личности),тогда как советский апофеоз становится андеграундом самым настоящим:)
Андеграунд и официоз- это "тогда".
Сейчас всё это, в фотографической культуре (истории).
От того сколько раз смотреть, не меняется.
Видимо, их следует читать в хронологическом порядке.
Я лично никого не обвиняю, но уважаю тех кто не наклонил голову, наверняка это было нелегко.
А так большое спасибо!
Мне же просто любопытно.))
Ждать и ожидать можно чего угодно, мне кажется разумнее просто смирится с фактом слаборазитой творческой фотографии и посмотреть на то, что в том лесу вообще было и как оно развивалось. Мне например дико интересен пласт любительской фотографии в СССР, даже не в виде кружков и прочего, а самостийного увлечения фотографией наверное всей страны. В моей семье, наверное только бабушка не проявляля и не печатала, так-же было у всех наших знакомых. Дальше не буду развивать эту тему))
Кстати это большое дело, иногда отрубится и уметь быть зрителем или слушателем.
Просто на мой взгляд кто-то должен занятся этой темой. Серьезно и грамотно. Дело благодарное.
"Более месяца потребовалось для того, чтобы определить победителя президентских выборов, состоявшихся 7 ноября 2000 года. Тогда за Белый Дом боролись действующий вице-президент США Эл Гор (демократ) и губернатор штата Техас Джордж Буш-младший (республиканец). Избиратели США отдали за Гора на 540 тыс. голосов больше, чем за Буша. Таким образом, Джордж Буш стал третьим президентом страны, который набрал меньше голосов избирателей, но выиграл выборы." (http://www.rokf.ru/different/2007/11/30/090920.html)
Я вот никак обьектив выбрать не могу, а ты- президенты.
Начхать на них. Лишь бы войны не было.
Все то что профессионального качества- то подороже, сам знаешь.
Меня захватывает интеллектуально-творческая борьба с гегемонией безобразного совриска (современного искусства). (c) Первов. "Критерии тоталреализма (Критерии оценки произведения визуального искусства с позиций ценностей тоталреализма.)"
Да и не об этом речь.
"Я не понимаю Вашей предубеждённости в свой адрес. Если у Вас есть конструктивные аргументы, мысли, делитесь, а хаить - бросать тень на себя. Вы учёный? Теоретик-практик?... Ваш эмоциональный отклик необоснованно переходит на личности не рождая никаких смыслов."
(с) Первов. "Критерии тоталреализма (Критерии оценки произведения визуального искусства с позиций ценностей тоталреализма.)"
это про Смелова, про других участников не знаю.
Курлович - хы-хы-хы
Тугалев - хи-хи-хи
колоритный, умер в 1998 году,
... 18 января 1998 года он так и не вернулся, заснув и не проснувшись на Большом проспекте Васильевского острова, между часовней и распивочной...
Казалось, всё очень радужно, искусство свободно, и талантливые художники будут по достоинству оценены. Но после «перестроечной» эйфории на смену официальному «совковому» искусству пришёл модный «концепт», толком не дав художникам высунуться из подполья. Искусствоведы быстро переориентировались и объявили, что в современном искусстве есть только соцреализм, китч и концепт. А художникам, ищущим гармонию и красоту, нет места в так называемом «актуальном искусстве».
Пытаясь как-то противостоять этому, Борис, я, мой муж фотограф Александр Соколов и мой ученик Алексей Зеленский, объединились в группу под названием «Пунктум». И начали с того, что устроили выставку в «Борее», назвав её «To be continued», но продолжения не последовало, несмотря на то что, выставка имела успех у истинных ценителей искусства. Ведь для борьбы с «акулами» концептуального искусства нужно стать такими же зубастыми и клыкастыми, что абсолютно не вяжется с призванием художника. В результате мы просто продолжали работать в тишине и безвестности, как и прежде, не тратя попусту сил на борьбу за выживание в социальной среде.
schwarzze.livejournal.com
"Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет уникальную коллекцию фотографий мастеров фотоискусства нашей страны конца 60-70 - ых годов прошлого столетия.
Нам хорошо известны имена и произведения фотографов начала ХХ века, 20-30 ых годов прошлого столетия, мы помним фотокорреспондентов Великой Отечественной войны и преклоняемся перед их мужеством. И совсем мало знаем о тех фотографах, чье творчество начиналось и развивалось в середине прошлого столетия, когда репортажная фотография в СССР переживала небывалый расцвет. Это было время, которое дало советской фотографии такие имена, как Лев Бородулин, Василий Егоров, Леонид Жданов, Римантас Дихавичюс, Владимир Лагранж и многие другие
Цель нашего проекта – попытка собрать в одной коллекции произведения разных авторов, выполненных в разной технике и разных стилей, чтобы отобразить все многообразие отечественной фотографии в эпоху искусства так называемого «социалистического реализма». Фотожурналисты, авангардисты, модернисты, абстракционисты - у каждого было свое изобразительное решение, а вместе они запечатлели все виденное с документальной точностью журналистов, восторгом и вдохновением художников, азартом и упорством экспериментаторов. Вместе они передали дух времени и оставили нам уникальную историческую память в событиях и лицах..."
"Проект посвящается памяти Николая Ивановича Драчинского, который был организатором и артдиректором одного из самых крупных проектов того времени - фотовыставки «СССР: страна и люди в художественных фотографиях».
Николай Драчинский сумел соединить в одно неразрывное целое более тысячи фотографий разных авторов - от фотожурналистики до экспериментальной фотографии. В отличие от Эдварда Стейхена, в середине прошлого века показавшего миру выставку «Род человеческий», фотоэкспозиция Николая Драчинского, подчиненная единому замыслу, в то же самое время давала возможность увидеть индивидуальность каждого автора.
Выставка «СССР: страна и люди в художественных фотографиях» с триумфом экспонировалась по всему миру с 1969 по 1975 гг, советскому зрителю она была представлена в 1970 году в Москве в Манеже под названием «Наша Родина в художественных фотографиях»".
т.е. основное направление выставки - советская соцреалистическая фотография. к ней подверстали авторов типа Смелова, которые тоже якобы мыслили соцреалистически-hjvfynbxtcrb, но в техниках "авангардизма, модернизма, абстракционизма". к проекту крупного советского фотокуратора (чиновника, ослуживавшего советскую идеологию) подверстали несколько антисоветских по эстетики фотографов и сказали, что они тоже
"запечатлели все виденное с документальной точностью журналистов, восторгом и вдохновением художников, азартом и упорством экспериментаторов. "
то есть Смелов и фотограф Брежнева равны не только как воспевавшие романтическую советскую действительность, но и по художественному уровню.
Климов уже отметил, что Гаврилов из другого поколения. так и Смелов из другого поколения.
для чего это нужно? чтобы придать художественную ценность всему этому советскому вторсырью (иначе - мастера фотоискусства нашей страны конца 60-70 - ых годов прошлого столетия). это кураторская фальсификация. и Вадим Алексеев прилепляя ярлык "советская романтическая фотография" мало того, что изобретает, то чего не было, он приводит к единому знаменателю совершенно разных авторов - тупых соцреалистов, снимавших в свободное от пропаганды время повседневку и людей протестных, по настоящему занимавашихся творчеством, чьи выставки уничтожались и творческий путь, которым в СССР был перекрыт.
вообще я рекомендую принять на работу в отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС товарищей Курловича, Кременчука, Козина и Тугалева. нам нужны люди с хорошо подвешенными языками.е.
www.fandom.ru
Содержание при этом ты потерял, главное втоптать в субстрат тех, кто спорит. Ты не заметил, кстати, что охенно свободная постсоветская арт-среда Смелова того же не приняла? Та же зашоренность, но в профиль, как и у тебя.
Я совершенно согласен, что исходно не был прав, выставку надо было делать по-другому. Но ты уже сидишь в бульдозере и схватился за рычаги.
это ученица Смелова пишет
2) Я работаю с тем, что есть, а не пытаюсь заменить своим вкусом фотографию.
:))
Просто дурак
Я лично, когда это нормально было быть пионером(до перестройки)_ им не был, соответственно комсомольцем тоже. Стоило не только нервов - но тихо, без шума . Ни к каким партиям и сообществам не примыкал и примыкать не собираюсь. Симпатий к КПСС не испытываю. Только не сторою из себя героя и отважного. Тебе-же лишь бы по полкам людей рассовать: так удобней и понятней тебе самому. Но на деле это совершенно ни чего не меняет.
К слову ...
говорит художественному руководителю и режиссеру театра, с которым я сотрудничал
следующую фразу:
- Вот видишь, как Андриан хорошо снимает спектакли, которые ты ставишь!
Я стоял рядом и добавил:
- Пора мне идти работать в "Управление культурой"
("снимать спектакли" на сленге "театралов", - значит вычеркивать из репертуара)
посмеялись ...
Семидесятые? А как насчет: "Харьковская фотография, с ее группой "Время", выдвинувшей в 1971 году "теорию удара"..." www.soviart.com.ua
60-ки никогда не превращали репортаж в искусство, они превратили его в пропаганду режима - это точно. Это было самое ужасное время для фотографии после войны ибо андеграунд (и фотолюбители) тогда почти не существал и только начинал развиваться. Это было самое ужасное поколение фотографов. Не романтичных, а бездарных и лицемерных. Даже АПН и ряд журналов были созданы исключительно в противовес американским изданиям, в которых, в отличие от наших, печатали Вьетнам и события в Праге. Заявления кураторов выставки - полнейшая глупость. Большинство из этих фотографов никогда не имели отношения к андеграунду советской фотографии (он появился значительно позже). Это сплошной официоз и творческие работники генеральной линии партии. Примерно тоже самое могу сказать как превратился товарищ Родченко - друг ГПУ, "шпионки Брик" и романтика Маяковского - из политработника в фотографа и изгоя общества строителей коммунизма.
Выставка сама по себе ужасна не потому, что там "не те фоты", а потому (как кто-то уже сказал) что она фиктивно отражает время, которое (кто-то сказал тоже) называется роматическим... Боже мой, хотел бы я знать кто из них мог бы просто минутку побыть в андеграунде... Абрамочкин? Или Генде-Роте? При всем уважении, они никогда не были таковыми, если даже как-то или где-то украдкой сняли портрет вождя (вождей) в стиле газеты Коммерсант. Или еще один наследник эпохи Вяткин? Доставать нужные фотографии из своего стола и, самое главное, в нужное время - еще не значит быть в андеграунде или противостоять режиму. В обществе это называется иначе. Не надо путать романтизм с лицемерием и пропагандой. Я не осуждаю никого, у каждого был выбор и каждый из них его сделал, но выбирать позицию в жизни совсем другое чем выбирать фотографии на собственном столе, а выбор гражданских принципов не имеет обратной силы в отличие от выбора фотографий в современом искусстве.
Угнетает другое, что организаторы подобных меропритий (и статей) думают исключительно о коммерческом слогане и дурацкой концепции для идиотов... Романтика... какая нах романтика? Где фотографии репрессий, войн, конфликтов, реформ, голода и так далее... масса исторических событий страны, которые остались за бортом советской фотографии. Осталась романтика? Извините, ее никогда там не было, по определению. А сейчас втюхивают романтику, авторов называют романтиками, просто втюхивать больше нечего... не "продавать" же старую пропаганду. Дикость в стиле современного искусства. Фотография это не искусство вообще. И не надо превращать фотографию в искусство таким образом как когда-то из нее сделали пропаганду.
--- олег, для тебя способность передавать правду жизни - важнее всех прочих свойств, присущих фотографии. ты уверен, что это единственно возможное ее прочтение?
Кто еще может сказать, что фотография Игоря Гаврилова. "Конкурс парикмахеров в Москве". 1975 фиктивно отражает время?
меня подобные фотографии очень радуют своей неприкрытой ненастоящестью, заведомой декоративностью. этакие стилистические приметы времени, с действительностью заведомо мало связанные.
но речь на самом деле о другом. родченко и рифеншталь - это с точки зрения климова плохо, а с моей - хорошо.
Мне кажется, люди которые утверждают что была и другая фотография и другая правда(в чем я не сомневаюсь) должны обьеденится, и подготовить выставку той фотографии, которая им видется важной или необходимой для неискушенного в данной теме зрителя. И это можно будет назвать продуктивным диалогом и очень полезным делом.
хотя совсем дураков там было очень мало. и встречались даже очень умные (мудрые??) люди..
пошёл как-то лит.-обзор к диплому писать в библиотеку НИИ..
и обнаружил там подшивки "советского фото", начиная с середины 50-х до того
текущего времени. какой там лит.-обзор! :D
на три вырубило для бол.-менее какого-то рассмотрения.
тогда понравилось и захватило даже. не знаю: как сейчас бы воспринимал.
на мой взгляд, как раз очень точно отражает.
выставки. Кроме того Игорь Гаврилов совсем из другого поколения фотографов. И между прочим, для объективного восприятия "времени", как показывает нынешний опыт, совсем не обязательно быть в сознательном возрасте или в сознании вообще ))
"И между прочим, для объективного восприятия "времени", как показывает нынешний опыт, совсем не обязательно быть..." - вот это уж точно ерунда!
Могу ответить по существу вопроса, если вам так это необходимо. Любая фотография отражает время, но это не время эпохи, а собственное время фотографа. Когда эти понятия начинают миксировать и создавать образ эпохи, то получается примерно такая лажа как в случае с этой выставкой. Проблема в том кто это делает, зачем и с какой целью. Выставка, тем более коллективная в наши времена - это не творчество фотографа (фотографов), это так называемая концепция или творчество кураторов, креаторов... которые используют фотографию как материал. Для них фотография не является конечным продуктом, для них это глина (как для Родченко) из которых они лепят свои идеи, иногда, маразматические ))
Что касается этого: "И между прочим, для объективного восприятия "времени", как показывает нынешний опыт, совсем не обязательно быть разумным" - вот это уж точно ерунда! - не будьте так занудны, иногда ирония лучше чем объективность )))
заданный не Вам, кстати, отвечаете "о общей "концепции выставки"???.
Поэтому я и написал , что Вы невнимательны :)))
Я уже привык к тому, что чаще всего подобные выставки у нас собирают люди весьма далекие от понимания задачи,
которую они ставят этим событием. Поэтому я и рассматриваю все отдельно, - не миксируя.
Это как с едой за праздничным столом, по отдельности все, что на столе - вкусно, но смешайте и попробуйте :)))
политработники и искусствоведы и не сделали из нее "оружие массового поражения" ;)) назвали пропагандой или искусством и еще черт знает чем. Я вот - оржием массового поражение