Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Свобода любителей и рабство профессионалов |
|
Как циника-фотожурналиста меня больше интересовали не моральные проблемы, а поразительная разница в фотографиях — внутренне свободных у любителей, ангажированных и равнодушных у профессионалов. |
Когда об этом стало известно, ученики покинули его со словами:
- Мы с трудом понимаем, что он говорит.
Его друг, тоже ученый, предложил ему бросить пить, так как у него теперь мало учеников.
На это пьяница ответил:
- Я работаю, чтобы заработать денег на выпивку. А ты хочешь, чтобы я прекратил пить, чтобы начать работать!
Идрис Шах "Искатель Истины"
Да, немного доброватая слишком для тебя. С надеждой- a это уже пугает. :-)
Уже поэтому и особенно в наше нынешнее время, мне кажется, необходимым существования подобного рода "любительских клубов". Чтобы поколениям было не стыдно только за одну пропаганду и гламур, которую они называют "документальной фотографией", журналистикой уже в наше время.
На самом деле критерии между любителем и профессионалом очень простые. И это касается не только способа зарабатывать деньги. Это, прежде всего, отношение к фотографии, отношение к себе, к обществу... могу написать об этом трактат целый )) Но главная проблема в том, что наши "профессионалы" потеряли совесть. А поскольку фотография стала очень массовым занятием, где критерии профессионализма и любительства практически размыты, то и вся направленность в сторону профессионализма сводится лишь "закалачиванию бабла" любыми методами, в том числе спекулируя на своей совести, вглядах, убеждениях...
Был такой замечательный философ - Людвиг Витгенштейн, который считал, что профессиональное занятия философией - позор для личности. Что лучше быть кочегаром, плотником... а философия - это лишь упражнения для ума.. в результате некоторые его ученики бросили Кембридж и подрядились помогать голодающим и безработным.
Я просто хочу сказать, что ситуация в современной документальной и журналистской фотографией примерно такая же. Надо бросить это дело. Пусть бездарные фоторедакторы, которые все знают, делают свои макеты для вшивых журналов и газет из "говна-интернета", профессионалам же - уйти в кочегары и плотники. По крайней мере зарабатывать себе на жизнь не позорным делом, а делом достойным для нормального человека. Стать "любителями". Вот и все отличие.
В любой отрасли человеческой деятельности, кажется, дилетантов нынче больше, чем профессионалов с высокими морально-нравственными качествами. На всех кочегарок и срубов не хватит...
Это то же самое как со всей страной. Такой контракт. Компромисс: Путин и Со нам немного бабла, а мы ему наши гражданские свободы, совесть и удобные СМИ. Это общий принцип - сверху вниз. Это наш новый капитализм )) точнее феодализм по принципу "вассал моего вассала"...
Почему я предлагаю стать фотолюбителем? 1. получить финансовую независимость от фотографии, если масс-медиа ангажированы и корумпированы, и местечковые.. 2. получить "внутреннюю свободу" снимать то, что ты считаешь важным, актуальным... независимо от дебилов-редакторов, рынка и дебилов-потребителей. ну и для важности 3. Чтобы уважать себя как личность и сохранить как человека.
Другими словами, мы говорим о "живом клубе", живом общении во всяком случае. Я не вижу ничего плохого, если клуб имеет одно общее направление, тем более если это направление в области фотографии. В принципе это логично. Клуб нужен не столько для общения как такового (хотя тоже надо), он нужен для демонстрации своих фотографий. Любому артисту - нужны аплодисменты или критика. Это как "хлеб и масло". Кроме того, большинство нынешних "лохов-любителей" из интернета (извините уж за выражения) готовы платить кучу денег всякого рода "гуру", которые я не знаю от куда появляются, но они (слушатели) не понимают одну простую вещь, что любой "лидер" клуба, в принципе, может организовать подобного рода семинар с заданиями на заданную тему, их разбором и прочее. Нужно только немного "ширче" думать и не "циклить" в рамках города Урюпинска. Провдение семинаров - это больше всего "вопрос априори" и организации, априори в том смысле, что слушатели "по контракту" верят в своего "гуру" и, как правило, тупо повторяют за ним. Это уже само по себе не есть правильно, но достаточно правильно в их представлении потому, что заезжий "гуру" из столиц, как бы по определению лучше местных "гуру". Все это невероятная глупость, основанная на "централизации" все нашей системы, начиная от власти и кончаю бомжами. Правильно, бомжи в столицах бомжастее ))
Но это система порочна сама по себе, по принципам фотографии, особенно документальной, если объектом ваших фотографий является человек. Человек везде - человек, независимо в столицах он или нет. Но это другой разговор...
Возвращаясь к клубам... Важно иметь направление (социальная фотография, например) - первое. Второе: организовать системность съемок на заданные темы, Три: четко определить задачи перед членами клуба: что, для чего (как снимать, они выбирают сами) Так клуб работает месяц, два, три... год и выдает продукцию - набор фотографий. Что дальше? дальше эти фотографии надо показывать. Как? Найти метод? Например: выставка в местном ДК, я не знаю, в школе, кинотеатре... Или мультимедиа - в вашем распоряжении тогда вся Сеть интернета, у вас почти у каждого есть ЖЖ, не надо постить там [censored] всякое, придумайте систему, делайте лучшее. В конце концов можно сделать сайт клуба. Возможностей сейчас в сто раз больше чем у "нонконформистов" в 80-х годах, которые собирались по "квартирникам" или в лабораториях...
Поймите, если ваш клуб это только "бухалово" по выходным - это ерунда, если это клуб, где вы спорите о том кто "круче" и в какой стилистике надо снимать - это ерунда. Но если клуб имеет конкретные задачи, которые вы сами формулируете - это действие и огромная сила, это тоже своего рода средство массовой информации (СМИ) с определенным мировоззрением, идеологией, взглядом и так далее. Это не коллективный труд, о котором здесь говорят, это может быть даже очень индивидуальный труд в рамках творчества, но есть одна объединяющая идея, одни задачи... самовыражение может быть самым разным, но важно найти "человеческую" составляющую такого рода объединения.
Боже мой, это же так просто. Поставьте элементарную задачу, как было в этой статье: давайте снимем наш город! Что может быть проще? Снимем по-своему, каждый. И если вы люди одних взглядов, вы всегда найдете решение как все это показать всем вместе и независимо от вашей индивидуальной стилистики. Надо просто уважать друг друга! Деликатно относиться к творчеству других, если оно даже вам не нравится. Поймите, фотография, как результат - ничего не стоит. Это миф! Иллюзия! Ваша, даже самая лучшая фотография, никогда не сделает вас человеком и никогда не сделает мир лучше! Это все блеф. Фотография вообще не нужна, потому что она вторична от жизни, но она более ближе к жизни, чем любое искусство. В этом ее достоинство, оригинальность и смысл. Фотография - это не "пятая производная" от жизни как живопись или рисунок, это первая производная. Их даже сравнивать не имеет смысла. Вы просто не хотите понять это "оружие" другого рода... потому, что привыкли думать категориями "оружия искусства". Современное искусство ведет в тупик, в нем нет жизни, как правило, это "мертворожденный младенец", но фотография имеет прямо противоположное качество и очень глупо не использовать это.
vimeo.com
так лучше уж с друзьями забухать, БЕЗ ФОТОГРАФИИ
Олег! Да какой же нормальный человек не мечтает о возможности работать искренно, в коллективе единомышленников, да не только ради "бухла", разумеется... "Я видел жизнь - в ней всё иначе..."
Но и скисать - не дело. Конечно, и Фотографер - это клуб. Только очень большой, где ни о каком стопроцентном "идейно-духовном комфорте" даже и помышлять не стоит. Но есть и возможность общаться только с тем, с кем ты хочешь. А это уже роскошь!
Я прекрасно понимаю невозможность "идейно-духовного комфорта" и не призываю всех строиться в один ряд... но есть очень простые системные вещи как для профессионала, так и для хорошего любителя в рамках которых могут существовать самые различные характеры и личности. Я много лет работал с редактором, которая терпеть меня не могла, а я ее соответственно, но у нас была эта "системность", которая не только давала нам почву для уважительного отношения друг к другу, но и позволяла делать одно дело - газету. Проблема в том, что у нас нет "системности", а про уважение я уж и не говорю.
Я не коньюнктурщик. Я попросту не знаю коньюнктуры. Может, я и фиксирую реальную историю, и через десятки лет мой архив станет ценным свидетельством эпохи. Жаль, я об этом не узнаю. Но, скорее всего, никто мой архив не найдет, потому что не будет искать. А найдет профессиональные свидетельства, профессиональные не потому, что за их изготовление деньги платили, а потому, что авторы их вели целенаправленную работу, регулярную. Мне как любителю сложно в отличие от профессионала быть все время начеку, быть готовым сорваться и ехать снимать что-то важное. Потому что я еще немножечко работаю. О поездках просто смешно говорить – на какие деньги я куда-то поеду? Несколько лет назад мы реализовали проект с экспедицией в Псковскую область. Со смешным бюджетом. Но я, доморощенный продюсер, полгода латал дыры.
Конечно, это все – мои проблемы. Есть люди, у которых есть и время, и деньги, и желание – вот это – любители. К примеру, таковым был Генри Киссинджер – он имел прекрасную фотолабораторию в подвале Белого Дома. Известная (и уважаемая, и любимая мной) сценаристка и актриса тоже, как вдруг оказалось, фотолюбитель. Организовала (или ей организовали) выставку на такую широкую ногу, что и во сне не представить. Я не то что завидую, тем более, злопыхаю. И я даже не только о деньгах. Я еще о чувстве уверенности в необходимости, востребованности твоего труда. Если я уверен в этой необходимости и востребованности, я смогу жертвовать многим.
Есть, конечно, подвижники, которые служат творчеству бескорыстно, принося в жертву все, что у них есть, зачастую и то, что есть у родных и близких. Они не могут иначе. Но это дело мучительное: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси».
В общем, не знаю, автору, конечно, видней, но, мне кажется, противопоставление профессионалов и любителей - стрельба мимо цели. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Это – с одной стороны. С другой – в профессии, наверное, тоже можно существовать по-разному. Картье-Брессона, создавшего свое агентство мы вряд ли отнесем к любителям. Так, может, направить усилия на создание независимых агентств. Так, может, направить усилия на создание независимых агентств, журналов и т.д.? Вот, кстати, еще один аспект: любители уж точно не бродят стаями. Упоминаемые в статье фотоклубы – песчинки в море. Интернет-сообщества… сообщества виртуальные. Наверное, профессионалы тоже на сегодня достаточно разобщены - «каждый за себя и Бог против всех», но все же корпоративные связи есть.
Так что, думается, автор хочет обострить вопрос о творческих, этических аспектах профессии, и как литературный прием использует великую тему «ухода». Но, хорошо там, где нас нет, уходить некуда.
Только несколько вопросов: вы хотите быть как Генри Киссинджер? Вы знаете, что Брессон тоже всегда был не бедный человек, и Сальгадо тоже? Есть люди которым деньги дают свободу, а есть люди, которых деньги делают рабами. Очень простая истина. Она не зависит от фотографии. Она зависит от человека. (Блядь, почему я должен об этом говорить?)
Что касается "профессионалов" и "любителей". По-моему, я достаточно искренне сказал, что профессионалы (по большому счету) не могут называть себя профессионалами в полном смысле этого слова. Они просто "услужники", "паркетчики", "лакеи"... другими словами просто "прислуга", они не "художники", они "служащие" системы. Это почти факт. И мне не к кому больше апеллировать кроме как к "любителям". Они тоже разные, но у них есть перспективы. В это отличие!
"Литературный прием ухода" - ерунда. Это не литературный прием, это философия. Очень большая разница. Вы знаете почему Владимир Ленин уважал буржуя Толстого и назвал его "Зеркалом..." Потому что Толстой был философ-любитель, а Ленин - профессионал-революционер ;)
Я противопоставил "любителей" и "профессионалов" только потому, что больше не вижу выхода в профессиональном подходе к фотографии. Потому что фотография стала занятием масс, если хотите - всего народа )) я только хочу найти некоторую систему... или обозначить ее. Типа того как: давайте пахать землю плугом )) как говорил Толстой, что не хватило ума сказать Киссенджеру во время занятий фотографией в Белом Доме))
пахарем толстой тоже был любителем. как один секретарь МГК КПСС пассажиром в троллейбусе.
Пытаться оживить клуб 80х- без толку. Тогда, это была единственная возможность для ВСЕХ (за искл. газетчиков) показать свои картинки.
Сейчас, лучшие уходят в проф. разного сорта (галлереи, бизнес, преподавание и т.п.). Клуб- второй (третий, четвёртый) эшелон.
Профессионализм- не только заработок. Это отношение "всерьёз". Я не могу сказать, как любитель: "Дык я только на кнопку жму. "
Я нихрена другого не умею :)
К сожалению, ситуация с "профессионалами" характерна не только для фотографии, а и для всей страны целиком. Настоящий профессионал - это тот, кто добивается необходимого результата при любых обстоятельствах (внешние они или внутренние, не важно). И он знает, что такое этот результат. Соответственно, он имеет знания и внутреннее убеждение для того, что бы "смочь" объяснить, что же такое этот результат (и заказчику, в том числе). Кстати, в большинстве своем, настоящий профессионал обладает некоторой харизмой, помогающей ему убеждать сомневающихся в конечном результате (я бы даже сказал - подавляющем сомневающихся).
А у нас, куда ни глянь, нет профессионалов, одни "профессионалы-дилетанты". Большинство проблем именно от этого. Но, тут наверное, уже ничего не поделаешь :(( Как начали уничтожать с прошлом веке, так и продолжают. Вернее, надежда есть, т.к. не все еще развалилось. Значит профессионалы еще остались.
Однако, пока не будет цениться профессионализм и уменение работать, а будет цениться способность "хорошо устроиться" и ничего не делать, то вряд ли ситуация изменится кардинальным образом.
Если говорить о любителях (я сам, если про фотографию, из таких) ... Что бы получать приличный результат (не отличный или великолепный, а именно приличный), надо освоить это дело - фотографию. Фотография, она как язык общения. На нем надо уметь разговаривать, иначе не сможешь описать свое видение (себя что ли), таким образом, что бы это поняли и другие. И без дополнительных объяснений (типа, я хотел здесь показать это, настроение на моей фото такое-то и т.д.)
А где мне, как любителю этому языку учиться? На курсах? В клубах? Может быть ... Только есть сильное подозрение, что ситуация здесь такая же - найти настоящего профессионала очень сложно, а учиться у дилетантов - дороже выйдет.
Вот и экспериментируют миллионы "любителей" с фотографией, открывая то, что уже давным давно открыто и "доходя" своим умом до очевидных (азбучных) вещей.
Конечно, поиск всегда дает надежду. А кто-то даже откроет нечто новое. Только это больше похоже на метод "научного тыка", чем на систему. Да и не все способны методично добиваться своей цели, через "немогу", через постоянный анализ - ежеминутную работу "серого вещества" (тяжело это ...)
И получается, что если настоящие профессионалы не станут "подвижниками", не начнут "наставлять" любителей, то все так и останется - как есть. Только начинать, я думаю, надо не с нас, любителей, а с тех, кто ими еще не стал - с детей. Может быть, через некоторое время, и профессионалы станут появляться.
:(( Прочитал ... что-то грусно стало :(( не спиться бы...
Насколько я знаю Достоевский написал один роман "по заказу" - "Игрок", да и то это сложно назвать "заказом", посколькую он сам был заядлым игроком. Набоков написал "Лолиту" на заказ... Просто хочу сказать, что с писателями сложнее. Они всегда "чуть-чуть" любители ))
Ну, в России есть галереи, они кандовые - правда, и они не создают по большому счету погоду на рынке. Вообще развитие фотографии в России отличается от западного. Даже в начале 20-го века, наша фотография стремилась развиваться по "техническому направлению", в то время как во Франции, например, существовали так называемые "салоны" и развитие фотографии больше шло по направлению "художественному". В принципе это до сих пор сохранилось.
Все наши фотографы во времена аналоговой фотографии боролись с "зерном", покупали разные фильмы, проявители и прочеее. Теперь продолжают бороться с "шумами" и "пикселями", покупая различные камеры и "замарачиваются" какими-то "мегопикселями", при этом снимают полную херню, но восхищаются отсутствием "шума". Если открыть любой сайт или любой журнал по фото, то там обязательно есть это направление и везде называется примерно так "фототехника": куча статей, рекомендаций, анализ...а творческая часть фотографии практически отсутствует или просто скудна... Понятно, что это еще связано с рекламой, но, все-таки, читателю больше интересна эта часть...
Ты уже в Турции?
Хотелось бы примеров миллюстраций,но понимаю,что это не этично по отношению к тюменским ребятам.Хотя испросив их согласие можно было бы,увлеченный фотограф не боится послужить препарируемым ради коллег,все учимся, всегда...