Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала "Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом" (1988) |
|
"Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом" (1988) Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом - две недели с мастером стрит фотографии, которые изменили мою жизнь. Мейсон Резник (Mason Resnick) Мой двухнедельный семинар с Гарри Винограндом (Garry Winogrand) начался в нижнем Манхэттене в августе 1976 года. Весь первый день, мы провели просматривая его фотографии. Фотографии удивляли отсутствием соблюдения всех правил композиции. Они были заполнены движущимися людьми и в них существовал нестабильный динамический баланс между юмором и одиночеством, вписанный в странные углы – незнакомая, но мощная комбинация. Мы смотрели фотографии, Гарри ничего не пояснял, он вообще говорил мало. Создавалась впечатление, что ему скучно и неуютно, что он случайно застрял в этом классе. Некоторые из нас пытались нарушить тишину вопросом, на которые Виногранд отвечал скупо и односложно. Его скрипучий голос напоминал голоса Нью-Йорских таксистов. Прошло два часа, наступил перерыв на кофе, Виногранд так ничего и не рассказал. Нам казалось, что он ждет от нас вопросов, мы судорожно пытались придумать о чем его можно спросить, что бы получить какую то информацию, но все было бесполезно. В конце второго часа Виногранд сломал неловкое молчание рассказав неприличный анекдот и мы пошли домой в полном недоумении. Чего же мы узнали за эти четыре часа? На следующий день, во вторник, было немного получше – вопросов было больше, молчания меньше. Но мы опять разошлись по домам в полном недоумении. Виногранд призвал нас забыть свои представления о том, как сфотографировать что-то: - Фотография это иллюзия, буквальное описание того как камера увидела кусок времени и пространства». Он говорил что мы делаем только те фотографии, которые мы знаем как делать. Что трудно но нужно сломать наши представления о том как что то должно выглядеть будучи сфотографированным. Он призывал нас, позволять тому, что мы видим, самому определять быть ли сфотографированным и тому как быть сфотографированным. Я хотел узнать какой техникой и приемами он пользуется, что бы снимать свои лучшие кадры, а он говорил о каких-то бредовых изотерических теориях! В среду студентов охватило беспокойство. Некоторые из нас, поймали директора и признались, что готовы бросить семинар, поскольку у нас сессия, нехватка времени и вообще…. Директор признался, что обучение у Виногранда не будет для нас легким, посоветовал набраться терпения и заявил что Гарри клевый и наши мучения на этом семинаре того стоят, но если мы не будем удовлетворены к выходным, то он вернет нам деньги. Мы вернулись в класс. Через час с небольшим бесконечных Винограндовских шуток и огромного количества кофе, когда мы уже почти поверили в бесперспективность наших занятий Гарри вдруг сказал – У-ф-ф-ф, пойдемте-ка на улицу, немножко поснимаем». Мне показалось, что в его голосе были некоторые нотки отчаянья. Вот тогда и началось самое интересное. Он открыл свою фотосумку и мы смогли увидеть её содержимое. В ней лежали две Leica М4 с 28мм объективами и десятки роликов Kodak Tri-X. В верхней части сумки лежали желтые клеящиеся бумажки. Он рассказал нам, что пишет на них, на какой чувствительности он отснял ролик и затем приклеивает ее к кассете, что бы потом знать как её проявлять. Как только мы вышли из здания, он включился моментально, намотал кожаный ремешок Leica на запястье правой руки, быстро проверил свет, выставил выдержку и диафрагму, внимательно смотрел по сторонам и стал готовым к работе. Мы быстро поняли его технику – он медленно шел или стоял в середине пешеходного потока обтекаемый идущими людьми. Снимал он очень много. В очень короткое время, не нарушая неспешное движение, он отснял ролик. Когда он перезаряжался, я спросил его, не жалко ли ему тех моментов, которые он не может снять, пока меняет пленку в камере – «Не о чем жалеть, пока я меняю пленку, все равно никаких фотографий не будет». Он постоянно смотрел вокруг себя, и если вдруг видел какую-то ситуацию на другой стороне оживленного перекрестка, вполне мог перебежать дорогу, игнорируя движение. Невероятно, но люди совершенно не реагировали на то, что Гарри их фотографировал. Я был этому крайне удивлен, тем более что он не предпринимал ничего, чтобы скрыть факт своего присутствия. Он просто стоял на пути у людей и их фотографировал. Очень не многие обращали на него внимание и никто не выказывал раздражения. Он заражал людей своей доброжелательной энергией, постоянно улыбался и кивал людям после того как сфотографировал их. Это выглядело так, будто фотографирование было его вторичной целью, а главным было общение и установление быстрого личного контакта с проходящими мимо людьми. В то же время он ни на секунду не забывал о технике и делал это очень органично. Переходя из тени в свет и обратно, он постоянно поправлял экспозиционные параметры на камере. Один из его комментариев звучал так – «Хорошая экспозиционная пара это выдержка 1/250 и диафрагма 8». Я попытался повторить технику Виногранда, пошел на встречу людям, снимал их, улыбался, кивал головой, в общем вел себя как хозяин этой улицы встречающий гостей. Никто не жаловался, а несколько прохожих даже улыбнулись в ответ. Я попытался снимать не глядя в видоискатель, но когда Гарри увидел это, он мне это строго запретил. «Ты потеряешь контроль за тем что попадает в рамку видоискателя» - предупредил он. В начале я не мог поверить что он всегда смотрит в видоискатель перед тем как сделать снимок, я ходил за ним и внимательно наблюдал. Действительно, Гарри всегда смотрел в видоискатель, перед тем как нажать кнопку. Делал он это в доли секунды, но я видел, как он корректировал положение камеры. Он был быстр и точен в управлении. Вдохновленный, в тот день, я отснял восемь роликов. Всю ночь я проявлял и печатал, а утром показал Гарри примерно 50 контролек (workprints). Он разделил их на две стопки – хорошие и плохие и затем передал их мне без комментариев. Я попросил прокомментировать отбор, объяснить, почему он отобрал эти карточки, почему они хорошие. Он просто сказал: – «Это хорошие фотографии». Посоветовал мне внимательно посмотреть на те фотографии которые он отобрал и продолжать снимать дальше. Я был разочарован и чувствовал себя дураком. В дальнейшем семинар так и продолжался. Я как маньяк снимал весь день (как и большинство других студентов), до рассвета работал в фотолаборатории и к девяти утра мчался в Нью-Йорк на Лонг-Айленд с пачкой контролек 9Х12 что бы Виногранд разделил их на хорошие и плохие. Я изучал отбор пытаясь понять его логику. Наконец до меня стало доходить что если в фотографии был интуитивный ответ на что то визуальное, не объяснимое словами, если вся фотография работала, то она ему нравилась. Если же работала только часть фотографии, то тогда она не была для него достаточно хороша. Мы работали с полным кадром, Виногранд не разрешал кадрировать фотографии, говоря что «В необрезанной фотографии качество визуальной проблемы видно более отчетливо, а значит работа над ней, более эффективна». Так же Гарри постоянно втолковывал нам что бы мы снимали то что нам интересно и доверяли своему выбору даже если ни кто не будет с нами соглашаться. Ко второй неделе Виногранд рассказал нам о своих методах работы которые были несколько необычны но лишены неаккуратности. Он никогда не работал с отснятым материалом сразу после съемки. Он намеренно ждал год или два что бы выветрить из памяти какие то эмоции которые сопутствовали съемке и созданию отдельных изображений. Это по его словам позволяло подходить к работе с контактами более критически. «Если во время съемки я был в хорошем настроении, то начни я работать с тем что тогда отснял прямо после съемки, то мог бы отобрать фотографию не потому что она хорошая, а потому что она бы мне напоминала о том как хорошо мне было. Вы сделаете лучший выбор если сможете отдалить процесс отбора как можно дальше, когда вы сможете посмотреть на свои контактные листы холодно и непредвзято». Виногранд разработал систему, конвейер отбора. В начале он делал контактные листы. Затем печатал контрольки (workprints) 9Х12 со всех кадров кроме явного технического брака. «Мне нужно видеть их большими, что бы сделать правильный выбор». Для экономии времени он печатал их валом, массово. Он старался что бы контрольки получались качественными, пусть конечно и не такими совершенными как окончательные отпечатки. «Без техники, вы не получите ничего хорошего» - отмечал он. Виногранд нашел некоторые из своих самых известных тем именно разглядывая свои контрольные отпечатки (workprints). Он никогда не выходил на съемку говоря себе: - «Я хочу сфотографировать Х сегодня», поскольку это создало бы предубеждение и не позволило бы ему быть открытым к взгляду на что то другое. Он фотографировал без каких либо установок на какую то фотографическую тему или на то как фотография должна выглядеть. Он говорил – «Я снимаю всякие штуки, что бы посмотреть, как это будет выглядеть сфотографированным». Он призывал нас посещать музеи и галереи что бы мы смотрели на большие фотографии, узнавали как выглядят хорошие отпечатки. Рекомендовал смотреть работу таких фотографов как Роберт Франк (Robert Frank), Улкер Эванс (Walker Evans), Роберт Адамс (Robert Adams), Ли Фридлендер (Lee Friedlander), Пауль Станд (Paul Strand), Брассаи (Brassai), Андре Кертешь (Andre Kertesz), Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Он рассказал нам о себе, о своих любимых местах где он может много снимать. Оказалось что его любимое место Columbus Circle в Нью-Йорке в 3 часа дня в воскресенье. Когда мы его спрашивали почему в его фотографиях горизонт наклонен он переспрашивал: - «Что наклонено?» Его мало интересовал горизонт, но у него была вертикальная система считывания изображения. (Пожалуй это было единственным композиционным правилом с которым он нас познакомил.) Он говорил что съемка и отбор фотографий это «приключение в наблюдении», что надо наслаждаться самим этим процессом. Что хорошая фотография это та в которой есть конфликт между формой и содержанием, что настоящее искусство всегда находится на грани срыва. Эти редкие и случайные высказывания через некоторое время сложились в целостный подход Виногранда к фотографии которые в двух словах можно было бы сформулировать как - никаких предубеждений. Его фотографии уникальны и самобытны. Даже его метод обучения который предлагал студентам самим формировать урок, реагируя лишь на их вопросы отражает философию Виногранда, в которой он не полагается на предыдущий опыт. Через две недели семинар закончился, я увидел свою камеру и мир по-другому. Воодушевленный на прощанье словами Виногранда – «Поменяй камеру и продолжай снимать» я так и поступил купив Leica M3 и Summaron 35мм. После этого семинара я видел Виногранда только один раз, в 1982 году, в моей альма-матер Queens College, где он читал лекцию. Я показал ему некоторые из своих последних карточек, он сказал что они ему понравились, что бы я продолжал снимать, подписал мне фотографию со словами «Увидимся в следующий раз». Но следующего раза не было, спустя два года он ушел. Гарри Виногранд умер от рака в возрасте 56 лет в 1984 году и оставил более 2500 роликов не проявленных пленок, 6500 проявленных пленок но не разрезанных пленок и 3000 пленок подготовленных к изготовлению контактных отпечатков. Очевидно, что Гарри не удалось посмотреть в общей сложности 12000 роликов, или 432000 фотографий которые он снял но так и не увидел. Кое что из этого наследства было опубликовано посмертно. Авторский перевод Владимира Жарова 2010 год. Перевод выполнен по оригиналу www.americansuburbx.com |
Удивительно, что в поисках "единого мудрого приёма" люди так же наивны, как в поисках "настоящей камеры", и простая идея "каждому - своё" не приходит в голову.
P.S. А Вы уверены, что у Судека работы не "отлеживались" годы, перед тем, как окончательно попасть в коллекцию?
тщательно выбирают кадр при съёмке.
P.S. Не думаю, что съемка форматной камерой автоматически дает преимущество "тщательного выбора кадра при съемке". Никто не мешает крепко задуматься и тщательно выбрать кадр, снимая любой другой камерой.
но не в обсуждаемом случае. у фотографа полмиллиона только непросмотренных вообще кадров. он над каждым задумывался? или отложил это на потом, лет через несколько?
с тем же успехом на кнопку можно было не жать вообще, а воспользоваться записями камер наблюдения или утилизируемыми плёнками, и нарыть там интересных кадров нужное для запоминания имени количество.
нет... Это не одно и то же. Даже в "стрельбе из пулемета" есть чувство, когда необходимо стрелять. Есть личный момент. С одной и той же "неформатной" камерой, позволяющей лупить часто, в один день уносишь полную флешку, в другой - хорошо, если пару раз кнопочку нажмешь.
Не в камере дело...
Но вот это место мне понравилось: "Затем печатал контрольки (workprints) 9Х12"
Нравится формат 3:4 по сравнению с необъёмным 2:3 :)
но!
здесь-то автор подчёркивает, что он какой бы то ни было личный момент желает исключить начисто, для чего не притрагивается к отснятому материалу годами, чтобю он ему совершенно чужим стал. вот что мне совершенно непонятно.
к формату 3х4 тоже с симпатией отношусь.
плёнки свои всегда проявляла в тот же день, и на другой день печатала.
завалявшиеся были неинтересны, как позавчерашняя газета.
:)))
повторюсь: эта чудовищная производительность сродни работе камер видеонаблюдения.
взял бэкапы за любой период, и - снап-снип-снурее, пурре-базелюрре - печёшь шедевры.
Кадр делается долго...
А позже? У некоторых для этого не нужно ни времени ни фотоаппарата, и даже находясь в одном месте они видят, каким будет кадр если его снять из другой точки... и все это в секунду.
Люди разные, разные подходы, разные способности. И одно то, что много кадров снято и не просмотрено ни о чем не говорит. Да и вообще, зафиксировать, поймать кадр можно только когда у тебя есть возможность. Ноги ходят, руки держат, мир вокруг волнует... а посмотреть и отобрать можно и потом, сидя в инвалидной коляске. Жизнь стремительная штука...
вот только хорошо ли, что снимки, сделанные человеком в расцвете сил и возможностей, когда ноги ходят, руки держат, мир волнует, будет судить и отбирать сидящий в инвалидной коляске? другое мироощущение, как не крути.
то же самое, только менее утрированно, и с совершенно здоровым, но через несколько лет. это другой человек, и почему тот, прежний, оказывается от себя в пользу неизвестно какого будущего, то есть того, каким он станет?
только коньяк становится лучше с возрастом, да и то при правильном хранении.
Мне кажется несколько странным, что мы часто ищем у фотографов не то, что у них надо искать. У любого из них всё же важен результат работы, а то, как именно он достигнут - именно что менее важно. И не думаю, что чужой подход к работе может быть поучителен - надо прежде всего найти свой, в котором будет комфортно.
Например, я снимаю (строю кадр) довольно быстро, иногда излишне, кмк. А вот Лёша Колмыков, светлая ему память, мог натюрморт выставлять часами.
Что касается описанного в конце статьи полумиллиона непросмотренных фото - меня это повергло в шок, настолько чужд такой подход...
думаю, причина пристального внимания к методам в том, что чисто внешнее скопировать проще.
О Судеке: как обстояло дело у него, я не знаю. Судя по всему, не знаете и вы. И что, опять же? Это делает какой-то вариант невозможным?
Со вторым тезисом согласен полностью.
Был такой Янис Глейздс, слыхали?
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
а в кино резать - Грех (Мао)
шутить изволите, сударь, не мог Председатель так сказать.
шутить изволите, сударь, не мог Председатель так сказать.
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
можете представить: какими бы усилиями делалось урезание кадра на синематографической плёнке ? (в прошлом веке)
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Начнём с того, что посыл неверен. В кино кадр на 100% постановочный, стритфотография тут не только рядом не стояла, но и за углом не пИсала :)))
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
ты скажешь, что это - не кино ?? (не говоря уж о ларс фон триере, так к слову)
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
)
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
(кто скажет что это девочка - пусть первым бросит в меня камень! (Мао.. наверное)
)
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
и у этого учения (течения?) есть догматы.
Манифест Догмы Фотографии
Носитель неважен: важно отношение.
Фотография — искусство технологии, и глупо было бы ограничивать фотографа в праве выбора инструмента. Широкий или узкий формат, негатив, слайд или цифра, хассель или смена, камера-обскура или сканер для фотограмм: какое нам дело, если мы делаем Портрет Времени?
Съемка должна производиться на натуре. Постановочное фото запрещается.
Даже снимая постановочный портрет, мы не прибегаем к постановке. Модели одеты в собственную одежду. Местом съемки должно быть естественное местонахождение модели. Модели не должны играть чужой образ или чужую сцену. Использовать можно только предметы, находящиеся в помещении: если для съемки нужны иные предметы, необходимо изменить место съемки. Запрещено «управлять» моделью либо событиями — можно только пользоваться предоставляющимися возможностями.
Не навреди!
При съёмке естественно сложившихся ситуаций запрещено воздействовать на объекты съемки. Нельзя любым способом изменять естественно сложившиеся натюрморты, обрывать мешающие травинки, общаться со случайными людьми. Возможности фотографа — выбор оптимальной точки съемки и адекватной аппаратуры, либо отказ от съемки.
Солнце
При съемке предпочтительно естественное освещение, при необходимости возможно использование одного источника света с отражающим экраном.
Допустимы любые эффекты изображения, создаваемые при съёмке.
Фотография — всегда Полный Кадр. Кадрируем при съёмке: кадрирование после съемки недопустимо.
Никакая обработка не может изменять сложившийся кадр.
Запрещен монтаж, удаление или добавление предметов и объектов, искажающая обработка, трансформации и прочие действия, изменяющие естественное поле кадра.
Допустима любая коррекция, подчеркивающая или усиливающая естественное содержание фотографии, способствующая проявлению деталей фотографии, кроме искажающих содержание кадра.
Все это не догма: вы можете делать всё что угодно.
Только тогда не надо называть получившееся изображение — Фотографией!
wiki.khotty.ru
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
«…и зайца (не ешьте), потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас»(с)
Непонятно, кстати, как в этом учении уживается сканер для фотограмм и запрет на постановочное фото: на стекле сканера предметы могут оказаться, только если их туда положат намеренно.
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
но достаточно непротиворечивый.
(по сканеру может пройтись кошка, остальное со сканера н е н а з ы в а е м ф о т о г р а ф и е й.)
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом
Кофе и Контрольки: семинар с Гарри Винограндом