Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Черные квадраты выступают вперед, а белые отступают в глубину |
|
Заголовок соотносится с авторским комментарием из книги А.Лапина «Фотография как…» к его снимку № 71. Речь идет о пустых и занятых нишах колумбария. Автор приписывает якобы наблюдаемый эффект движения на зрителя-от него контрастных по тону квадратов явлению «обратной перспективы». |
Кто-то был первопроходцем, ему было трудно пробиться через стену непонимания. Последователям уже легче.
Алексе, который меня зажмурил
мне кажется, что вряд ли, а если был, то оказался не востребован и потому благополучно забыт
между тем, А.Лапин сделал именно это — сваял нехилую инструкцию по раскладыванию карт-форм в якобы правильные конфигурации
причем "правила" позаимствовал у Р.Арнхейма (о котором в этой связи справедливо напомнил Тургенев)
но ведь Арнхейм не учебник распознавания форм и раскладывания пасьянсов из них написал, а психологическое исследование отдельных паттернов конвертирования пространственной формы в форму на плоскости; сколько я помню, автор неоднократно оговаривал, что его книгу нельзя принимать как учебник искусства
тогда как А.Лапин очевидным образом убежден, что написал учебник фотографии, причем не абы какой, а хорошей, правильной и — самое главное! — художественной
дорогая редакция, у меня когнитивный диссонас!
сколько уже лет он морочит головы простаков этим онехдотом?..
ладно еще, когда бы эти его "приложения" были факультативным курсом для стьюдентов журфака, которые не уверены в собственных фотографических талантах, и хотят пополнить свой невеликий багаж знаний о том, что такое форма и какие с ней бывают приключения, когда человек с фотоаппаратом относится к ней небрежно
но на голубом глазу втюхивать этот свод самопальных рецептов как некую НАУКУ — и что еще смешнее, снискать себе статус фотогуру — други мои, на каком свете мы находимся?!!
дайте мне другой глобус!!!
экий вы дотошный:)
кто бы сомневался!
остается нюанс — как должны лечь карты всем известно заранее, а как должны лечь формы знает только Лапин
почему он до сих пор не запатентовал свое великое открытие? был бы миллиардером, Билл Гейтс слюни в подушку пускал бы от зависти
© Grinin
Кстати, мысли он почерпнул не только у Арнхейма. Есть еще увлекательная книжка доктора Гросса "Tao of Photography", с которой частично слизан даже внешний дизайн.
вот и адвакатура
"Уже не первый раз вижу агрессивное неприятие..."
"Уже не первый раз вижу агрессивное неприятие..."
"Уже не первый раз вижу агрессивное неприятие..."
"Уже не первый раз вижу агрессивное неприятие..."
"Уже не первый раз вижу агрессивное неприятие..."
вы сами ответили на свой вопрос — интересны не проявлениями "обратной тональной перспективы"
молчит не Стигнеев: теория об интересе к чему-либо, пока не написана, а попытками к ней подступиться можно набить несколько залов публичной библиотеки
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
но предупреждаю — они изрядно нагруженные; не такие громоздкие как у Лапина, но более плотные
вот начало
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
да, с наскоку там не все проходит, тем более, что текст все-таки сыроват — по уму еще требует доработки
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
В текстах для узкого круга иногда бывают нужны оправданно умные слова. А вот текст, на который ссылается Гринин, меня восхитил своим поражающим воображение наукообразием. Мне даже пришлось некоторые предложения перечитывать дважды, чтобы понять степень неверности суждений. Вот я и думаю, это имеет какое-то отношение к профессиональной контрацепции, или просто хобби? :)
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
текст специальный, т.е. в известной степени наукообразный — не отрицаю, но это значит, всего лишь, что он требует определенной — дисциплинарной — выучки, адресован не профанам, а тем, кто знаком со значениями терминов
термины необходимы — без них пришлось бы громоздить чудовищное количество слов, всякий раз заново объясняя контекстное значение того или иного понятия; вот такие тексты и впрямь были бы нечитабельны
ваше несколько высокомерное насмешничество свидетельствует либо о том, что вы поверхностно отнеслись к данному тексту, ожидая увидеть нечто лапинское-популяризаторское, либо что вы профан — не владеете категорийным аппаратом
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
а меня вот учили, что неумение объяснить любой сложный вопрос так, чтобы понял старшеклассник, свидетельствует о некомпетентности объясняющего.
не вижу смысле меряться пиписьками. сейчас для выяснения компетентности собеседника существует масса эффективных средств. остается лишь разобраться в том, компетентность в каком вопросе мы имеем в виду.
вы своей текст рекомендовали, как руководство по оценке фотографий. при этом, явно видно, что в фотографии вы разбираетесь более чем поверхностно. возможно, на форуме для людей, интересующихся проблемами философии искусства, это было бы менее заметно, но от тех, кто занимается практической и академической фотографией десятилетиями, дилетантизма в данном вопросе не скрыть. во всяком случае, вам не удалось. брови поднимаются практически сразу, как только натыкаешься на то, что приход фотографии вытеснил рисунок.
вы говорите о фотографии исключительно с точки зрения фотографа, но никогда не с точки зрения реципиента. сила фотографии (в сравнении с другими видами изобразительного искусства) не в обратной проекции сознания свидетеля, а в компульсии зрителя верить изображению.
если вернуться к вопросу, с которого всё и началось, именно здесь и кроется ответ, которого ваша статья не дает: что такое хорошая фотография, и как ее оценивать.
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
А. утверждает, что обезъяны — млекопитающие приматы, обитающие в таких-то ареалах
Б. опровергает его, указывая на то, что обезьяны — те смешные хвостатые животные, которые, как всем старшеклассникам известно, живут в зоопарке, в клетке с надписью "мартышки"
о сложных вопросах для старшеклассников см. первый абзац (дальнейший текст для аспирантов)
следуя вашей логике, нужно отменить университеты и фундаментальные исследования — ведь в них оперируют знаниями и понятиями, до которых старшеклассникам (если они не вундеркинды) еще расти и расти
и еще: на втором шаге пустого препирательства, вы определили меня как дилетанта, мало что смыслящего в фотографии — откуда такая прозорливость я не спрашиваю, потому, что не вижу смысла продолжать разговор с человеком из села Блины Съедены — вы его точная копия
примите это как аллаверды:)
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
и ни в какой другой тоже
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"А можно сказать - вот если есть такие признаки, то это поэзия (плохая или хорошая - это отдельная история). А если нет таких признаков - то это проза."
"Лапина защищаю всегда и везде"
и вообще,"оно" ему не надо...
"Лапина защищаю всегда и везде"
"Лапина защищаю всегда и везде"
"профессиональную контрацепцию" способен только врач акушер-гинеколог, остальные "чистолюбители" и балуются...)))
"Старый спор, сформулированный Пушкиным в "Моцарте и Сальери" – можно ли алгебру гармонией поверить, - как правило, эмоционально читателями решается в пользу Моцарта. И вправду, чудо таланта в том и состоит, что дал ему Бог умение складывает стихи, музыку, писать картины, между тем, если бы это было только так, то зачем бы существовали творческие вузы?..
И если говорить о композиции, то существуют целые огромные курсы, которые как раз и позволяют "алгеброй гармонию поверить"…"
Далее он - про Мартину Франк (жену Брессона). А вот потом:
"Сам Картье-Брессон учился на художника… был таким огромным талантом, что художественно-композиционная выверенность его работ не слишком бросается в глаза. Вроде бы просто автор увидел, нашел неожиданный ракурс и снял. На самом деле, Б. был удивительно "насмотренным" фотографом: он до автоматизма знал, где нужно этот неожиданный ракурс "сторожить"…
Мартина Франк тоже занималась рисованием. Ее работы несколько более "показательно" красивы и графичны, чем работы мужа."
Далее – про ее знаменитую фотографию "Бассейн…": "она практически идеальна с композиционной точки зрения. Белое пространство внизу ограничено темным газоном сверху. Пол расчерчен плитками, которые придают огромному белому полю строгий вертикальный и горизонтальный ритм. Темная фигура мальчика в гамаке уравновешена его же тенью. Общую горизонтальную направленность сцены оттеняет "вертикальный отрезок" отжимающегося мужчины. Без него изображение сразу стало бы "тупым". Как и требует канон, в картине есть три масштаба человеческих фигур: крупный…, средний…, и наконец, дети на заднем плане. Если бы масштабов фигур было больше, то картина бы распадалась, если меньше - была бы лишена глубины.
Короче, Франк сделала образцовую работу, заслуживающую медали любой художественной академии...
Но если бы художественный расчет, "насмотренный" взгляд всегда опережали природный дар, то такой гений, как Пушкин, и не стал бы формулировать проблему…
…"Золотые прииски…" - одна из всемирно известных работ Сальгадо. …Снимок получился волшебно красивым. так же разложить его по составляющим, как работу Франк, просто невозможно. Красота "Приисков" – тайна великая есть. Конечно, можно говорить о соответствии более светлых и темных тонов, об очень большой разнице масштабов фигур на переднем и заднем плане… Но все это не объясняет феномен этого шедевра, который похож и на средневековые изображения Голгофы, и на страшные видения Босха.
Две разных работы, два разных фотографа. Все вообще абсолютно разное. Но результат один: и там, и там, как говорят художники, "очень сильно красиво".
тоже сильно красиво? или ракурс такой, что хоть стой, хоть падай?..
тут вот в чем фокус: задним числом можно любую картинку разобрать на части — структуры и формы
но это не значит, что автор создавал структуры и формы, все-таки он имел в виду что-то другое
Лапин и те, кто идет по схожим путям, наводят тень на плетень: форма и лекало — это две большие разницы
то же самое с пресловутым "языком фотографии" — все, кто ломится в эту дверь безнадежно отстали от того понимания языка, которое уже почти сто лет как принято у лингвистов, а к пониманию искусства не приближаются таким манером ни на шаг
в последней реплике под бесконечным тредом в блоге у Тургенева поминаются, с прямыми ссылками, Вельфлин и Панофски — мне поплохело, когда я увидел, кто автор этой благочестивой реплики, потому что этот человек смотрит в книгу и видит фигу, а никуда, кроме как в книгу, он вообще не смотрит
я уж не говорю о том, что Вельфлин о фотографии ничего не знал, потому как в его время ее еще не было, а Панофски занимался, в основном, искусством времен еще более далеких
человеку, не имеющему адекватного представления об искусстве — а Между Тем, как большинство тех, кто здесь так азартно дискутирует, будучи "технарями" (не вкладываю в это слово уничижительного смысла) такого представления не имеют — читать Панофски и прочих могучих знатоков также бесполезно, как мне — специальную теорию относительности
в общих чертах я представляю как время может замедляться, а луч — искривляться, но учить ТО других — мне и в страшном сне такое не приснилось бы
а тут учат, да еще с видом открывателей америк
Лапин ли тут виноват, или он сам жертва всех этих благоглупостей, уже не имеет значения — все это самый тухлый ДИЛЕТАНТИЗМ технарей
а не живая мысль художников или философов
Тухлосрачер обыкновенный
На опушке не без мухомора.
Вы в зеркалах отражаетесь?
У технарей свой подход, власть от ума. Ваша власть -- ум и совесть пустого стакана.
Так идите уже набухайтесь!
ЗЫ. Ушёл точить осиновое поленце.
достали
достали