Наверх

Тема: МАГИЯ ФОТОГРАФИИ

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Yan McLine
МАГИЯ ФОТОГРАФИИ
Прочитал в газете статью, и она показалась мне интересной в плане обсуждения. Предлагаю текст статьи полностью. Читайте и обсуждайте!

Кажется, на протяжении последних ста лет человечество непрерывно фотографировалось. Щелкали затворы фотокамер в руках репортеров и художников, любителей и профессионалов. Благодаря изобретению Ньепса, двадцатый век-единственный из всех канувших в вечность-оставил столько запечатленных мгновений.

А когда фотография, точнее, дагерротипия только-только зарождалась, ее воспринимали всего лишь как способ получения точного изображения, более объективного, чем то, что создает художник. Фотографией восхищались, но главным образом как техническим новшеством. Никто и предположить не мог, что мир, в котором есть фотография, будет так не похож на прежний.

РОЖДЕНИЕ ФОТОВСЕЛЕННОЙ
И все же:зачем понадобилось создавать этот фотографический мир? Неужели нам так необходимы цветные и черно-белые карточки с заморскими пейзажами или лицами друзей? Cегодня без фотоаппарата не обходится ни одно путешествие, ни одно торжество, ни один человек в этом мире…

Фотография притягивает своей простотой и доступностью. Человек, отправляясь, например, в Париж, обязательно берет с собой камеру, чтобы сняться на фоне Эйфелевой башни. Казалось бы, вокруг продается тысяча открыток с ее видами. Зачем так беспокоиться? А все дело в том, что человек с большим удовольствием увидит потом в альбоме свой весьма посредственный снимок, чем самую распрекрасную открытку. Этот снимок ему просто необходим как подтверждение собственного бытия «здесь и сейчас» Кроме того, процесс фотографирования не так уж прост. В долю секунды возникает непостижимая связь между фотографом и объектом съемки. Это ощущение вернется через много лет, когда случайно наткнешься на пачку старых карточек. Фотограф энергетически воздействует на выбранный объект, а потом уже фотография начинает влиять на своего создателя, воскрешая в памяти прежние чувства и переживания.

МАГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Волшебная сила фотографии проистекает от самой природы этого искусства. Ведь если художник рисует, улавливая на глаз очертания и перенося их на бумагу, то при фотосъемке образ будто сам отпечатывается на светочувствительной эмульсии. Этим объясняется энергетическая сила и вместе с тем уязвимость такого изображения.

Любопытно в этой связи мистическое предание семьи Тургеневых. Мать писателя, Варвара Петровна, не одобряла выбор своего сына Николая, женившегося на камеристке. Николай, пытаясь смягчить ее сердце, показал фотографии детей, но Варвара Петровна в гневе разбила их об пол. По преданию, в этот час дети тяжело заболели.

Известно и обратное действие фотографии — когда по снимку берутся вылечить или найти пропавшего человека. Фотоизображение становится медиумом между тонким миром и реальностью.

АЛХИМИКИ И ДОКУМЕНТАЛИСТЫ
Помните, у Ибсена дух Чистилища по имени Сухопарый рассказывает Гюнту о парижском изобретении: «..негативы, на которых/Обратно все выходит — свет и тени;/На непривычный взгляд такие снимки/Уродливы, однако есть в них сходство/И только надобно их обработать» Чистилище предстает перед нами огромной фотолабораторией, в которой утратившим свой облик душам возвращают их истинный, позитивный вид.

Далее в тексте упоминается рецепт «адского» проявителя. Он весьма необычен: «Окуриваю серными парами, /Обмакиваю в огненные смолы/и снадобьями разными травлю…»
Дух Чистилища говорит как типичный фотограф: он явно преувеличивает степень своего участия в создании снимков.Те, кто увлекается художественной фотографией, любят намекать на какие-то уникальные способы съемки и печати, известные им одним.
Все эти сказки про «волшебную химию», про магические пассы, совершаемые над фотобумагой в темной комнате, будто призваны компенсировать вынужденную пассивность фотографа. Легко ли признаться себе в том, что просто выбрал сюжет и нажал на кнопку, а изображение «нарисовала» линза фотокамеры. Хотя некоторые приверженцы реализма видят в этой беспристрастности весь смысл фотографии.

Например, легендарный Картье-Брессон так сформулировал свое кредо: «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Вещи и люди говорят сами за себя… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается. Удел фотографа — запечатлевать непрерывно исчезающие вещи. И, когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться»

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР
Итак, неприукрашенная жизнь… Именно тут спрятана ловушка для реалиста. Спросите любого фотографа, и он подтвердит, что снимаешь одно, а выходит нечто совсем иное. И ведь никаких лабораторных ухищрений — просто проявил пленку!

Дело в том, что истинное волшебство фотографии спрятано в объективе камеры. Линза абсолютно непредсказуема, даже профессионал до конца не уверен, что получится на пленке: «Проявим — посмотрим…»

Фотограф и кинодокументалист Герц Франк рассказывал, как однажды незаметно сфотографировал жизнерадостную деревенскую девчушку, которая ела суп, торопясь к своим подружкам, игравшим на лугу. Проявив и напечатав кадр, Франк был ошеломлен: вместо веселого ребенка он увидел жалкое, забитое существо, в униженной позе склонившееся над тарелкой. Вместо добротной деревенской избы — нищенскую лачугу, от которой веет безысходностью.

Получается, фотограф рискует остаться ни с чем. Как бы он ни фокусировал, оптика сама рисует мир, и порой ей удается выявить истинную суть вещей, скрытую от «невооруженного глаза»

А ведь, действительно, внутри фотокамеры, даже простейшей «мыльницы», в момент съемки происходит абсолютно неподвластная человеку чертовщина. Образ объекта фокусируется, затем, преломляясь, проходит сквозь ту самую коварную линзу и в опрокинутом виде запечатлевается на светочувствительной эмульсии. И никто не гарантирует, что там окажется то, что видите вы. Скорее всего — то, что видит ваш третий глаз: Линза Фотокамеры.

Однако готовый снимок воспринимать будет опять-таки человек, и кто знает, какая картина предстанет перед его взором. Фокус в том, что, глядя на одну и ту же фотографию, каждый волен видеть свой образ. Вспоминается старая реклама: под знаменитым снимком лохнесского чудовища было подписано: «Некоторые видят монстра, а мы — плохую наводку на резкость…» Но это, пожалуй, крайний случай.

ВЕТЕР В ВЕТВЯХ
А что же с компьютерной фотографией, -спросите вы. На дворе третье тысячелетие: какие эмульсии, какие проявители?! Теперь у нас есть электронные камеры, создающие цифровое изображение — быстро и качественно.

Однако знающие люди утверждают: цифровое изображение изначально мертво, оно лишено энергетики, присущей классической фотографии. Недаром экстрасенсы отказываются говорить что-либо о человеке по карточке, сделанной цифровой камерой.

«Принесите мне, пожалуйста, настоящую фотографию», — можно услышать в ответ.

Приятно, что фотоискусство не умирает вместе со старыми аппаратами. Вот Япония — страна «электронного рая» Виртуально-цифровая стихия соприкасается здесь с традиционным фотоискусством, которое, в свою очередь, не замыкается на классическом негативно-позитивном процессе. Японцы не забыли и свой опыт работы с бумагой. Две тенденции сосуществуют.

Разумеется, японские фотографы используют электронные камеры, но по большей части — в утилитарных целях. Для настоящего искусства необходима «живая» техника, -считают они. Причем заметьте: чем больше развивается электронная фотография, тем чаще японские художники обращаются к традиционным методам печати. Почему?

Прежде всего потому, что некоторые вещи просто невозможно запечатлеть цифровой камерой. Например, художница Михо Аккиока вот уже 25 лет фотографирует деревья. Раньше ее внимание привлекали ветви и листва, потом — загадочные силуэты теней, а теперь ее захватила идея запечатлеть ветер в ветвях. Причем тут электроника?..

ДЕМОН ФОТОГРАФИИ
Да, настоящее фотоискусство — это поистине отражение отражений и тени теней…

«Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает… От миража получился другой мираж, потом от другого третий…» Так, с медицинской точностью, доктор Чехов описал в своем рассказе нервное расстройство героя, принявшего всерьез легенду о черном монахе.

Однако этот черный монах — мираж миража — пожалуй, и есть самый верный портрет Демона Фотографии. Он возникает сам по себе, но не существует вне нашего восприятия. Этот демон рождается благодаря мистическому соединению человеческого глаза и линзы, ощущения и интерпретации. В эту оптическую игру, сами того не подозревая, играют миллионы людей, берущих в руки фотоаппарат. Остается только правильно истолковать: что же увидела линза?..

Александр СЕМИН.

19 сообщений в этой теме
 
verdana
наверное никто не хочет обсуждать статью, так как лень читать такой объем : )
По-моеиу статья интересная. И поскольку она достаточно всеобъемлющща, сложно комментировать что-то одно. Мне сразу вспомнился мой полу-спор, полу-разговор с одним профессором философии, который утверждал, что фотография не есть искусство (он мне вроде бы и доказал сие, используя философическую терминологию и оперируя законами логики), только вот я что-то до сих пор согласиться с ним не могу... : )
 
iar
Да не. нормальный объем, немного...
Просто текст цельный и противопоставить ему, что-то возразить, поспорить - не с чем. Все сказано... Остается тихо согласиться.. Да - отражение отражения... Но попробуй поймай эти пляшущие тени...
 
Kuka
Если Вам еще недовелось познакомиться с книгой "camera lucida" (автор Ролан Барт), обязательно отыщите и прочтите, если эта статья Вас заинтересовала, то книга уж точно не оставит равнодушным. Рекомендую всем.
 
Yan McLine
"Оракул"
 
Вадим Раскладушкин
редкостный бред! ;-) настоящая фотография как раз и пытается бороться против парлича мозга вроде этой статьи давайте еще фотоаппараты перед выходом на съемку окроплять давайте, товарищи, не терять все-таки чувство реальности ;-)
 
Yan McLine
а ты что этого не делаешь? так это ж первое дело в фотографии:-)))
 
oops je
"первое дело в фотографии" - это что именно?
 
Yan McLine
Это шутка :-)))))
 
Леша Панков
первое дело в фотографии
терять чувство реальности…
 
Хулиганствующий элементъ
Re: первое дело в фотографии
Лёш, это необходимое условие, но не достаточное, IMHO.
Потеряв чувство реальности ты разрушишь всё до основания, а вот что ты на этом месте выстроешь? И стоило ли разрушать, если строить не из чего? :-)

То есть кроме потери реальности надо ещё и поставить на её место твоё собственное вИдение этой самой реальности. Что является, IMHO, вполне корректным по отношению к Создателю делом. IMHO.
 
Леша Панков
сатори - ? (-)
 
Хулиганствующий элементъ
Re: сатори - ?
Не совсем, а его предчувствие или результат прошлого переживания озарений.

То, о чём ты пишешь, было бы высшим пилотажем, но по-моему это просто невозможно, примерно так же, как получение глючных картинок при съёмке в состоянии наркотического опьянения.
 
Хулиганствующий элементъ
IMHO, довольно полезная популярная статья с широким подходом и с наличием включений серьёзных элементов. Со многими вещами тут можно поспорить, с другими вещами я согласен, даже я бы сказал, что согласен в принципе со всем, кроме некоторых доказательств, их методов и примеров, которые ничего не показывают (иногда за дураков нас держат, IMHO).

Но что особенно порадовало Душу, так это следующее высказывание:
"Однако знающие люди утверждают: цифровое изображение изначально мертво, оно лишено энергетики, присущей классической фотографии."

Стало быть, я "знающий человек" - об этом уже почти год твержу. :-)
 
Владимир Семенов
"изначально мертво" - очень тонкое выражение :)))
 
Леша Панков
я - "знающий человек"
А кто это там говорил, что хочет машинку вроде D60 или D100?!:-)
 
Хулиганствующий элементъ
Re: я - "знающий человек"
Хочу. Но и обычную камеру я же не выбрасываю при этом. :-)
 
Михаил
Возможно, Вы в чем-то и правы...но хотелось бы более научного определения понятия "энергетика". А то, выходит на уровне Чумака и Кашпировского, если еще помните таких.. Вот, чисто интересный штришок к теме - японцы скупают по всему миру старую оптику, особенно немецкую- особенно мягкорисующие портретники - и не просто для коллекций - снимают ими! Считают, что современная японская оптика слишком суха и "мертва"... Не верите - попробуйте поискать на аукционах типа E-bay например Imagon,Heliar, apo-Lanthar, Verito, Artar . Магия- не магия, но пластика и bokeh старинной оптики явно имеют место. Наверное, и с цифровым задником эти свойства частично сохранятся, смею предположить..
 
Дмитрий Константинов
энергетика
вынес тему в отдельную ветку www.photographer.ru
 
В.Г.Веселов
Спасибо за статью. Интересна своей полемичностью. Но аргументов конечно маловато.
Автор сокрушается – волшебство … спрятано в объективе. Ну а как быть со стенопом.
Не помню какой художник в Англии до изобретения фото наблюдал в гроте набережную
Темзы. Тоже своего рода стеноп. Волшебство скорее всего в голове фотографа. У художников тоже было волшебство пока им не показали как лошадь скачет. Всякий кто хотя бы в школе по трем проекциям строил аксонометрию знает насколько сложно разложить в воображении объем на плоскость и наоборот. Линза объемный предмет проецирует в прямую проекцию.
Вообще то в технике как правило технологичное является и эстетичным. Самолет совершенно не похож на плицу но как эстетичны стремительные линии фюзеляжа.
Я все же склоняюсь к словам Пушкина – О сколько нам открытий чудных…

Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.066647 sec