Yan McLine МАГИЯ ФОТОГРАФИИ |
|
Прочитал в газете статью, и она показалась мне интересной в плане обсуждения.
Предлагаю текст статьи полностью. Читайте и обсуждайте!
Кажется, на протяжении последних ста лет человечество непрерывно фотографировалось. Щелкали затворы фотокамер в руках репортеров и художников, любителей и профессионалов. Благодаря изобретению Ньепса, двадцатый век-единственный из всех канувших в вечность-оставил столько запечатленных мгновений. А когда фотография, точнее, дагерротипия только-только зарождалась, ее воспринимали всего лишь как способ получения точного изображения, более объективного, чем то, что создает художник. Фотографией восхищались, но главным образом как техническим новшеством. Никто и предположить не мог, что мир, в котором есть фотография, будет так не похож на прежний. РОЖДЕНИЕ ФОТОВСЕЛЕННОЙ Фотография притягивает своей простотой и доступностью. Человек, отправляясь, например, в Париж, обязательно берет с собой камеру, чтобы сняться на фоне Эйфелевой башни. Казалось бы, вокруг продается тысяча открыток с ее видами. Зачем так беспокоиться? А все дело в том, что человек с большим удовольствием увидит потом в альбоме свой весьма посредственный снимок, чем самую распрекрасную открытку. Этот снимок ему просто необходим как подтверждение собственного бытия «здесь и сейчас» Кроме того, процесс фотографирования не так уж прост. В долю секунды возникает непостижимая связь между фотографом и объектом съемки. Это ощущение вернется через много лет, когда случайно наткнешься на пачку старых карточек. Фотограф энергетически воздействует на выбранный объект, а потом уже фотография начинает влиять на своего создателя, воскрешая в памяти прежние чувства и переживания. МАГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ Любопытно в этой связи мистическое предание семьи Тургеневых. Мать писателя, Варвара Петровна, не одобряла выбор своего сына Николая, женившегося на камеристке. Николай, пытаясь смягчить ее сердце, показал фотографии детей, но Варвара Петровна в гневе разбила их об пол. По преданию, в этот час дети тяжело заболели. Известно и обратное действие фотографии когда по снимку берутся вылечить или найти пропавшего человека. Фотоизображение становится медиумом между тонким миром и реальностью. АЛХИМИКИ И ДОКУМЕНТАЛИСТЫ Далее в тексте упоминается рецепт «адского» проявителя. Он весьма
необычен: «Окуриваю серными парами, /Обмакиваю в огненные смолы/и снадобьями
разными травлю
» Например, легендарный Картье-Брессон так сформулировал свое кредо: «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Вещи и люди говорят сами за себя Единственный момент творчества это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается. Удел фотографа запечатлевать непрерывно исчезающие вещи. И, когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться» ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР Дело в том, что истинное волшебство фотографии спрятано в объективе камеры. Линза абсолютно непредсказуема, даже профессионал до конца не уверен, что получится на пленке: «Проявим посмотрим » Фотограф и кинодокументалист Герц Франк рассказывал, как однажды незаметно сфотографировал жизнерадостную деревенскую девчушку, которая ела суп, торопясь к своим подружкам, игравшим на лугу. Проявив и напечатав кадр, Франк был ошеломлен: вместо веселого ребенка он увидел жалкое, забитое существо, в униженной позе склонившееся над тарелкой. Вместо добротной деревенской избы нищенскую лачугу, от которой веет безысходностью. Получается, фотограф рискует остаться ни с чем. Как бы он ни фокусировал, оптика сама рисует мир, и порой ей удается выявить истинную суть вещей, скрытую от «невооруженного глаза» А ведь, действительно, внутри фотокамеры, даже простейшей «мыльницы», в момент съемки происходит абсолютно неподвластная человеку чертовщина. Образ объекта фокусируется, затем, преломляясь, проходит сквозь ту самую коварную линзу и в опрокинутом виде запечатлевается на светочувствительной эмульсии. И никто не гарантирует, что там окажется то, что видите вы. Скорее всего то, что видит ваш третий глаз: Линза Фотокамеры. Однако готовый снимок воспринимать будет опять-таки человек, и кто знает, какая картина предстанет перед его взором. Фокус в том, что, глядя на одну и ту же фотографию, каждый волен видеть свой образ. Вспоминается старая реклама: под знаменитым снимком лохнесского чудовища было подписано: «Некоторые видят монстра, а мы плохую наводку на резкость » Но это, пожалуй, крайний случай. ВЕТЕР В ВЕТВЯХ Однако знающие люди утверждают: цифровое изображение изначально мертво, оно лишено энергетики, присущей классической фотографии. Недаром экстрасенсы отказываются говорить что-либо о человеке по карточке, сделанной цифровой камерой. «Принесите мне, пожалуйста, настоящую фотографию», можно услышать в ответ. Приятно, что фотоискусство не умирает вместе со старыми аппаратами. Вот Япония страна «электронного рая» Виртуально-цифровая стихия соприкасается здесь с традиционным фотоискусством, которое, в свою очередь, не замыкается на классическом негативно-позитивном процессе. Японцы не забыли и свой опыт работы с бумагой. Две тенденции сосуществуют. Разумеется, японские фотографы используют электронные камеры, но по большей части в утилитарных целях. Для настоящего искусства необходима «живая» техника, -считают они. Причем заметьте: чем больше развивается электронная фотография, тем чаще японские художники обращаются к традиционным методам печати. Почему? Прежде всего потому, что некоторые вещи просто невозможно запечатлеть цифровой камерой. Например, художница Михо Аккиока вот уже 25 лет фотографирует деревья. Раньше ее внимание привлекали ветви и листва, потом загадочные силуэты теней, а теперь ее захватила идея запечатлеть ветер в ветвях. Причем тут электроника?.. ДЕМОН ФОТОГРАФИИ «Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает От миража получился другой мираж, потом от другого третий » Так, с медицинской точностью, доктор Чехов описал в своем рассказе нервное расстройство героя, принявшего всерьез легенду о черном монахе. Однако этот черный монах мираж миража пожалуй, и есть самый верный портрет Демона Фотографии. Он возникает сам по себе, но не существует вне нашего восприятия. Этот демон рождается благодаря мистическому соединению человеческого глаза и линзы, ощущения и интерпретации. В эту оптическую игру, сами того не подозревая, играют миллионы людей, берущих в руки фотоаппарат. Остается только правильно истолковать: что же увидела линза?.. Александр СЕМИН. |
По-моеиу статья интересная. И поскольку она достаточно всеобъемлющща, сложно комментировать что-то одно. Мне сразу вспомнился мой полу-спор, полу-разговор с одним профессором философии, который утверждал, что фотография не есть искусство (он мне вроде бы и доказал сие, используя философическую терминологию и оперируя законами логики), только вот я что-то до сих пор согласиться с ним не могу... : )
Просто текст цельный и противопоставить ему, что-то возразить, поспорить - не с чем. Все сказано... Остается тихо согласиться.. Да - отражение отражения... Но попробуй поймай эти пляшущие тени...
первое дело в фотографии
Re: первое дело в фотографии
Потеряв чувство реальности ты разрушишь всё до основания, а вот что ты на этом месте выстроешь? И стоило ли разрушать, если строить не из чего? :-)
То есть кроме потери реальности надо ещё и поставить на её место твоё собственное вИдение этой самой реальности. Что является, IMHO, вполне корректным по отношению к Создателю делом. IMHO.
сатори - ? (-)
Re: сатори - ?
То, о чём ты пишешь, было бы высшим пилотажем, но по-моему это просто невозможно, примерно так же, как получение глючных картинок при съёмке в состоянии наркотического опьянения.
Но что особенно порадовало Душу, так это следующее высказывание:
"Однако знающие люди утверждают: цифровое изображение изначально мертво, оно лишено энергетики, присущей классической фотографии."
Стало быть, я "знающий человек" - об этом уже почти год твержу. :-)
я - "знающий человек"
Re: я - "знающий человек"
энергетика
Автор сокрушается – волшебство … спрятано в объективе. Ну а как быть со стенопом.
Не помню какой художник в Англии до изобретения фото наблюдал в гроте набережную
Темзы. Тоже своего рода стеноп. Волшебство скорее всего в голове фотографа. У художников тоже было волшебство пока им не показали как лошадь скачет. Всякий кто хотя бы в школе по трем проекциям строил аксонометрию знает насколько сложно разложить в воображении объем на плоскость и наоборот. Линза объемный предмет проецирует в прямую проекцию.
Вообще то в технике как правило технологичное является и эстетичным. Самолет совершенно не похож на плицу но как эстетичны стремительные линии фюзеляжа.
Я все же склоняюсь к словам Пушкина – О сколько нам открытий чудных…