Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти
или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
:-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Автор: Ян Мартин (jan@kant.ru)
Количество страниц 1 2
Предисловие с мотивацией, или почему я выбрал средний формат.
Можно не читать, адресуется таким же новичкам в среднем формате, как и я сам.
Сразу оговорюсь, что мое увлечение travel-photo (не могу я подобрать достойный аналог на русском языке) не имеет ничего общего с профессиональным подходом. До того, как перейти на средний формат, я долгое время (около 5 лет) использовал всевозможные новинки и оптику от Canon, что позволяло мне снимать практически в любых условиях, а выбор оптики позволял не сосредотачиваться на выборе места съемки. Последние модели камер и оптики вообще были выполнены влагозащищенными (при помощи Canon 1v и зума 70-200/2.8 IS L можно было снимать под проливным дождем, не задумываясь о последствиях). В сочетании с несколькими программами замера экспозиции, скоростью затвора и бустера можно было остановиться на достигнутом. Но после попытки увеличения отпечатка до приемлемого размера (50х70) с использованием Fuji Velvia и сканера Imacon 848 я понял, что все отснятое можно печатать только лишь до формата А3, не более. Будучи весьма амбициозным и решив, что некоторые из моих кадров достойны более крупного формата при печати (обычно снимаю на слайд, затем сканирую и печатаю уже цифровой вариант после чистки и правки, если это необходимо), решил попробовать себя в широком формате. Взял Hasselblad 503CW и Contax 645 у знакомого, оставил себе Canon в качестве базового аппарата и отправился на прогулку.
На следующий день я продал весь "узкопленочный" набор, вырученных денег хватило как раз на Contax 645 AF Kit. Даже на отпечатке 20х30 разница была заметна невооруженным глазом. Не говоря уже о том, что идеальная камера для меня воплотилась именно в Contax’e 645. Почему?
Будучи любителем высокотехнологичных и точных приборов, я упивался долгое время возможностью 35-мм формата - как же: до 10 кадров в секунду, 3D-замер экспозиции с учетом цвета (до сих пор не пойму, что это означает, если честно, но Nikon это рекламирует), 45 точек AF, быстрая зарядка, следящий автофокус, сверхсветосильная оптика (очень любил портретник от Canon 85/1.2 L)... Но проанализировав свой опыт, я вдруг понял, что ни разу не использовал 45 точек AF (за исключением центральной), экспозамер я предпочитаю точечный, 10 кадров в секунду я снял однажды, пытаясь запечатлеть полет птички... не говоря уже о том, что пресловутую связь с компьютером я установил лишь на пробу - все-равно пользовательские функции замечательно настраиваются и через обычный кнопочный интерфейс. Ну не репортажник я... и спорт не снимаю...
Hasselblad 503CW в практическом использовании оказался слишком неоперативным, все-таки отдельная призма с экспонометром и мотором ведет к удорожанию камеры на несколько тысяч долларов (что очень существенно), а пользоватся для моих целей (travel-photo) ручным экспонометром и перематывать пленку опять же вручную - непозволительная роскошь (пусть даже это утверждение и звучит оксюмороном). Да и формат кадра 6х6 очень сложен. Либо надо обладать безукоризненным чувством построения кадра, либо обрезать кадр впоследствии до приблизительно того-же 645 формата. Я не собирался работать в студии, так что мой выбор определился однозначно. Легендарная оптика (особенно боке) от Carl Zeiss T* дополнила мой выбор.
Это единственная камера среднего формата, которой работать так же удобно, как и обычной 35-мм SLR камерой, но которая при этом предоставляет все достоинства среднего формата.
Далее я позволил себе сделать вольный полуперевод статей, опубликованных в сети, дополненый собственными впечатлениями и не только собственными, надеюсь, что кому-нибудь это пригодится и поможет определиться с выбором камеры для себя. Подчеркиваю, что мои впечатления сугубо субъективны, я не претендую на большее, тем более, что в одном из обзоров эта камера была названа камерой для новичков в среднем формате... Но я ведь и есть новичок... :)
Часть информации почерпнута на www.photo.net . Также признательность за предоставленные материалы выражается Chris Lee. Техническо-габаритные характеристики камеры мною не приводятся сознательно - это доступно из многих источников.
Contax 645 AF представляет собой новое поколение (начало серийного производства в 1999 году) автофокусных широкоформатных камер. Ближайшим конкурентами ему является Pentax 645N, Mamiya 645 AF и Hasselblad H1, но ни один из конкурентов не предоставляет возможности сменного видоискателя (призма\шахта) и сменных задников для пленки (кроме Hasselblad H1). Использование объективов Carl Zeiss Т* представляет особую привлекательность.
Камеру (корпус) можно купить и отдельно, без видоискателя, задника и объектива, но чаще всего удобнее приобрести kit (набор), в который входит уже все указанное (в том числе и объектив Planar T*80/2). Дополнить комплект можно любым из существующих в настоящее время объективов, а именно:
Объектив Max. диаф. Фок. расст. f (mm) Угол обзора Диап. диаф. Диапазон фокусировки Вес
Distagon® T* 1 : 3.5 35 90° 3.5-32 Бескон. -0.5 m 870 гр.
Distagon® T* 1 : 2.8 45 76° 2.8 - 32 Бескон. -0.5 m 820 гр
Distagon® T* 1 : 3.5 55 65° 3.5 - 32 Бескон. -0.45 m 500 гр.
Planar® T* 1 : 2 80 47° 2 - 22 Бескон. -0.7 m 520 гр.
Apo-Makro-Planar® T* 1 : 4 120 1:1 4 - 45 Бескон. -M 1 1 790 гр.
Sonnar® T* 1 : 2.8 140 28° 2.8 - 32 Бескон. -1.3 m 680 гр.
Sonnar® T* 1 : 4 210 19° 4 - 45 Бескон. -1.4 m 1170 гр.
Tele-Apotessar® T* 1 : 4 350 11° 4 - 45 Бескон. -1.9 m 3610 гр.
Vario-Sonnar® T* 1 : 4.5 45 - 90 74° - 43° 4.5 - 32 Бескон. -0.32 m 1140 гр.
Телеконвертер для Contax 645
Объектив Применим для Фокусное расстояние f (mm) Вес
Mutar® 1.4 x T* Sonnar® T* 2.8/140
Sonnar® T* 4/210
Tele-Apotessar® 4/350 Увеличивает фокусное расстояние объектива на х 1.4 870 гр.
Во избежание недоразумений, на самом доступном сайте www.contax645.com либо www.contaxcameras.com/index2.html иногда не указаны все объективы в общем списке, но тем не менее они указаны на японском сайте компании (всего 9 штук на май 2003 года).
Уникальные особенности Contax 645 AF
Связь между объективом, камерой, задником и видоискателем исключительно электронная. Использование электронных контактов уменьшает механический износ деталей и обеспечивают гибкость в расширении системы. В частности, планируется возможность использования объективов со встроенным затвором, в то время как сейчас все объективы для Contax 645 AF используют затвор камеры (аналогично 35-мм "зеркалкам").
Contax единственный, кто использует металлические шторки затвора для среднего формата. Затвор управляется электроникой и имеет высшую скорость 1/4000, которая также является уникальной для среднего формата. Максимальная скорость синхронизации со вспышкой Contax TLA 360 составляет 1/125.
Взаимозаменяемые задники - обычные (в том числе и с вакуумной вставкой), Polaroid и ряд цифровых, в том числе и от Imacon c разрешением до 20 мп. Модификация обычного задника с вакуумной вставкой рассчитана исключительно на применение 220 типа пленки, в противном случае прижиматься и выравниваться будет не пленка, а бумажный ракорд 120 типа пленки, что никак не повлияет на качество изображения. Механизм создает вакуум в момент экспозиции и обеспечивает более равномерное прилегание пленки к прижимному механизму вставки, что теоретически повышает резкость изображения. Учитывая отечественные реалии, 220 пленки в продаже не бывает, посему приобретение вакуумной вставки явно излишне.
Взаимозаменяемые видоискатели: стандартный видоискатель - призменный, с центрально-взвешенным и точечным способом замера экспозиции, переключатель которого расположен над глазком видоискателя. Также доступен шахтный видоискатель, который поддерживает только точечный замер экспозиции. Очень удобны диоптрийные линзы - одновременно могут служить защитой стекла видоискателя и существенно повышают резкость (я применяю -3 линзу) в видоискателе, даже если у вас нормальное зрение.
Система автофокусировки, в отличие от Mamiya и Pentax, Contax использует двигатели, расположенные непосредственно в объективе, что позволяет быть AF от Contax самым быстрым. Она одноточечная трехзонная, но удобство пользования ей налицо.
Камера впечатывает в неэкспонируемую часть кадра данные выдержки, скорости затвора и тип объектива автоматически. У Pentax 645N еще впечатывается идентификатор камеры. Я бы предпочел впечатывать номер пленки, как это делает Canon 1v, но увы...
Выдержка синхронизации 1/125, также удобен режим предвспышки TTL, которая позволяет работать с любым осветительным оборудованием.
Система Easy-Loading позволяет автоматически вводить чувствительность пленки и не перематывать вручную ракорд до отметки - камера сделает это сама (только на тех пленках, где предусмотрена подобная возможность и на ракорд нанесен штрих-код).
Встроенный двигатель перемотки пленки. Скорость - 1.6 кадра в секунду. По некоторым данным это число доходит до 2.5 кадров в секунду и зависит от условий, при которых производится пленка. Даже на сайте у производителя встречаются различные данные.
Оптика Carl Zeiss T*, хоть и производится в Японии компанией Kyocera (а не в Германии для компании Kyocera), но качество ее и схемы построения объективов не уступают обычному качеству Carl Zeiss T*.
Качество и эргономика.
Хотя Contax имеет пластмассовый внешний корпус, это - отлично спроектированная камера. Шасси сделано из силумина, панели корпуса выполнены из поликарбоната, армированного углеродными волокнами (аналогичные технологии применяются для постройки болидов F1). Это позволяет быть корпусу очень легким и крепким одновременно. Я не могу сказать, что ронял свой Contax, но я знаю, что после падения с высоты 1 метра на гравий, причем именно на призменный видоискатель, никаких последствий падения выявлено не было. Из-за специфического материала корпуса камеры армированное углепластиковое покрытие очень похоже на мелкую шкурку, на которой остаются легко стираемые следы касания (даже от кожи пальцев). Особенно это заметно у любой кнопки с блокировкой, которой приходится пользоваться под нажимом.
С точки зрения эргономики очень удобен "фирменный" рычажный AEL-запор, позволяющий вначале зафиксировать данные экспозиции, а затем заниматься формированием кадра сколь угодно долго, в то время как иные системы позволяют пользоваться аналогичной функцией лишь некоторый период времени (6-8 секунд), что не столь удобно. Автофокус также фиксируется половинным нажатием спусковой кнопки и удерживается сколь угодно долго. Учитывая мой предыдущий опыт "кнопочного" Canon 1v ( в том числе и для осуществления AE-lock), мне показался более удобным рычажный стиль. На "перестройку" слепого управления камерой мне хватило буквально полчаса.
Некоторые важные диски, регулирующие экспокоррекцию, схему фокусировки и выдержку пленки имеют дополнительный запор, что позволяет не беспокоиться о сдвиге параметров в процессе переноски/транспортировки. Пожалуй, некоторые блокировки даже избыточны, в частности переключатель AF/MF, но к этому быстро привыкаешь. Удобен рычаг, позволяющий закрыть полностью видоискатель, дабы при длинной выдержке не засветить пленку, есть также кнопка репетира диафрагмы (не знаю, есть ли она на аналогах). Функция поднятия зеркала, знакомая по верхним моделям "узких" SLR камер, также наличествует.
Замечательно выполнена защита "от дурака". В частности, нельзя снять задник, если не вставлен шибер, защищающий затвор. При этом затвор не срабатывает до момента, пока шибер не будет убран (вставлен в задник, например), что не позволяет "фотографировать" при закрытом шибером заднике.
Если к камере присоединить дополнительный батарейный блок (MP-1 Battery Holder), в комплекте с которым идет кожанный наручный ремешок, то эргономика становится безукоризненной - камеру очень удобно держать в руке, при вертикальной компоновке кадра кнопка спуска затвора дублирована, также добавляется возможность дополнительного питания от 4 батареек типа АА и возможность переключения между двумая типами питания.
Количество страниц 1 2
©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com
Contax 645. Субъективные впечатления.
Автор: Ян Мартин (jan@kant.ru)
Количество страниц 1 2
Автофокусировка
AF Контакса несколько тише и быстрее чем у Pentax 645N. Но это не позволяет Contax занимать место среди лидеров, подобно 35-мм камерам с USM-моторами в объективах (Canon). Следящий автофокус также предусмотрен и работает вполне приемлемо, хотя я предпочитаю им не пользоваться - нет необходимости.
Скорость фокусировки зависит от освещения:
Таблица скорости автофокусировки для Contax 645 AF
Уровень освещения Время фокусировки
EV 7 - EV 12+ 0.67- 0.88 секунды
EV 5 - EV 6 0.9 - 1 секунды
EV 4 или менее 1+ секунд
AF на Контаксе по производимому шуму занимает промежуточное положение между USM-объективами и обычными объективами от Canon. Время прокрутки объектива от минимума до бесконечности относительно велико, но реально мне не пришлось сожалеть об этом.
Почему же, несмотря на встроенные высококачественные моторы AF, фокусировка Contax 645 относительно медленна? Прежде всего объективы Carl Zeiss массивны. Они весят не меньше любого аналога для для Hasselblad и имеют то же самое ручное чувство центра. Они все имеют безупречные стальные баррели и очень прочные корпуса, что в совокупности, в случае Contax 645, влияет на скорость AF. Вторая причина, как заявлено в интервью - повышенная точность AF. Система оптимизирована на качество изображения, посему скорость - не главное... Согласно Contax, система AF оптимизирована на трех уровнях. Большинство систем AF используют несколько линейных датчиков, из которых только часть способна фокусироваться как по вертикальным, так и по горизонтальным линиям (тот же Canon 1v может фокусироваться подобным образом только по центральной точке, т.е. аналогично). Каждый датчик состоит из нескольких сотен пикселов на матрице AF. В Contax 645 AF используется 250.000 пикселов, что позволяет ему уверенно работать в сложных условиях. Во-вторых, двигатели в объективах оптимизированы и ориентированы на точность фокусировки, из-за чего пришлось пожертвовать скоростью (сложно быстро разогнать двигатель и быстро и точно остановить его). Ну и третье - вышеупомянутая вакуумная вставка в задник, позволяющая на 220 пленке получать более резкие снимки...
Подобное количество пикселей на матрице автофокуса требует дополнительное время на обработку данных, а также обладает повышенным энергопотреблением, что можно отнести в минусы.
Использование ручного фокуса доступно даже в процессе автофокусировки, так что вы можете выбирать нужный способ фокусировки без дополнительных переключений, комбинируя его с блокировкой автофокуса. Возврат к автофокусировке осуществляется, как только вы отпускаете кнопку спуска и вновь нажимаете его. На любом аналоге, т.к. фокусировчные моторы находятся непосредственно в корпусе камеры, необходимо вначае все же переключить вручную способ фокусировки, что гораздо менее удобно.
Экспозамер и режимы управления
Ничего лишнего. Никаких "программных" предустановок. Режимы - приоритет диафрагмы, приоритет затвора, ручная выдержка, механическая выдержка, Х-синхронизация. Есть функция брэкэтинга +/-1EV с шагом в 0.5 EV и экспокоррекция +/-2EV с шагом 0.25 EV, пользоваться которыми удобно и легко, причем обе функции можно задействовать одновременно. В видоискателе отражается информация о том, какой кадр из серии снимается. Всего в серии 3 кадра.
Экспозамер очень точен и последователен. С призменным видоискателем доступен как центрально-взвешенный замер, так и точечный, который также работает и с видоискателем-шахтой. Точка экспозамера обозначена в видоискателе очень внятно - кружок в центре экрана. Система предвспышечного TTL-экспозамера весьма удобна, так как позволяет использовать любой свет, затем корректируя экспозицию по встроенному экспонометру. Включается также механическим рычажком, усилие на котором великовато, но, возможно, это дело привычки. Пожалуй, это самый неудобный эргономически рычаг управления камерой.
По измерению журнала Asahi Camera скорость затвора варьируется не более, чем +/-0.02EV, что является очень хорошим результатом и недостижимо на механических камерах с тканевым затвором.
Видоискатель
Призменный видоискатель ярок и незагроможден. Отражает 87% реального кадра (по независимым экспертным измерениям). Информация видоискателя обеспечивает только информацию, в которой Вы нуждаетесь, и она хорошо видна, хотя в Pentax 645N информация видна получше. Замену видоискателя можно произвести очень быстро, также быстро можно заменить фокусировочные экраны (3 от производителя и еще несколько от других производителей). В видоискателе отражается номер кадра, датчик "в фокусе", диафрагма, выдержка, данные по экспозамеру и коррекции.
Задники
Замена задника может быть осуществлена в любой момент в течение 5 секунд, выключение камеры для этого не требуется. На корпусе задника предусмотрено место для маркировки содержимого, что также весьма удобно - это позволяет не запутаться в них, особенно если вы не ограничиваетесь одним или двумя задниками. Удачная конструкция не позволяет заднику случайно открыться. Даже на старом и расшатанном заднике засветка пленки исключена благодаря его конструкции. В собранном виде камера исключительно монолитна, ничего не болтается и не постукивает, фиксаторы надежны и прочны.
Сравнение с аналогами
Pentax 645N испытывает недостаток взаимозаменяемого задника, который делает цифровую фотографию невозможной и тем самым фактически находится в ранге 35-мм "зеркалок".
Mamiya имеет возможность замены задника и в этом отношении подобна Contax. Однако, подобно Pentax Mamiya не имеет возможность замены видоискателя. И обе эти камеры используют двигатель, расположенный в камере для AF и требуют использования выключателя, чтобы переключаться между AF и MF. Еще один дополнительный плюс Contax 645 AF - измерение предвспышки TTL, которое делает фотографию в студии чрезвычайно удобной.
С другой стороны, Mamiya имеет дополнительную активную AF систему для снимков в темноте (с инфракрасной подсветкой). Contax утверждает, что они хотели не включать эту функцию из-за короткого полезного расстояния только от 1 до 2 метров).
Mamiya имеет частичную обратную совместимость с линейкой объективов для Mamiya 645. Объективы могут использоваться в ручном режиме фокусировки.
В настоящее время ближайший конкурент по набору функций - Hasselblad H1. Но, не упоминая о прочем, можно упомянуть лишь цену kit (ровно в 2 раза дороже аналогичного kit от Contax). Даже не в цене дело - объективы Hasselblad (cделанные Fuji), это далеко не то же самое, что Carl Zeiss T*, пусть даже сделанные Kyosera. Ведь Leica R теперь тоже в Португалии собирают, от чего хуже они не стали...
Цена
Постоянно встречающиеся сожаления о высокой цене комплекта, состоящего из корпуса, призменного видоискателя, задника со вставкой и объектива Carl Zeiss Planar 80/2, причем в корпус уже встроен экспозамер и моторный привод бессодержательны, потому как аналогичная система с центральным затвором и экспозамером от Hasselblad - 200 модельный ряд. Но корпус 203FE с моторным приводом без оптики - около 7 тысяч долларов. С другой стороны Contax 645 стоит дороже своих аналогов, но модульность и гибкость системы, а также уникальная оптика стоит того, чтобы оплатить это. Кроме того, объем производства Contax 645 очень небольшой - до 1000 единиц камер ежемесячно. При покупке камеры в России я сумел найти только 5 экземпляров, из них только один обладал относительно приемлемой ценой в 3500 у.е., остальные зашкаливали за 4.000 у.е.
Личные впечатления
Которые я не могу расценивать, как список недостатков. Если вы хотите прочесть негативный отзыв профессионала о камере, то вам сюда: medfmt.8k.com . Но когда профессионал записывает в недостатки существование только фикс-фокалов (на тот момент) - это для меня странная позиция.
Камера очень требовательна к электропитанию и весма энергоемка. Хотя режим "сохранения" включается на 15 либо 30 секунде, что не позволит окончательно умереть батарейке, если вы забыли выключить камеру, стандартного питания 2CR5 обычно хватает (с использованием автофокуса) на 25-30 рулонов 120 пленки. Батарейного блока хватает еще на 15 рулонов. Также можно легко переключаться между источниками питания, выбирая более удобный (с точки зрения легкости замены). 720 кадров на один комплект элементов питания стоимостью 10 долларов - мне кажется, что это более, чем достаточно. Символ замены питания начинает мигать приблизительно на оставшейся 1\3 заряда батарей.
Оптическая ось видоискателя должна быть строго перпендикулярна вашему взгляду, иначе часть данных видна хуже, нежели на аналогах.
Рекомендуемая к использованию в комплекте с камерой "родная" вспышка Contax TLA 360 несколько неудобна, т.к. изначально расчитана и спроектирована на применение с 35-мм камерами Contax. Так, например, показатели фокусного расстояния объектива на шкале зуммирования не соответствует истинному и приходится вносить поправки. Более того, для самого широкоугольного объектива 35 мм (эквивалентного 21-мм объективу для 35-мм формата) у вспышки режим не предусмотрен вообще и в руководстве указано, что относительная освещенность экспонируемого сюжета будет снижена по краям кадра.
Шифт и макро
Для среднего формата привычно иметь возможность контроля искажений перспективы в кадре, а также пользоваться мехами для съемки макро. На данный момент существует ряд решений, позволяющий использовать их для контроля искажений перспективы от третьих производителей. Что до макро - предусмотрен набор колец-проставок и меха.
Оптика от Carl Zeiss T*.
Сугубо субъективное мнение, с которым я совершенно согласен, состоит в том, что вышеуказанные объективы по сравнению с объективами Mamiya качественно отличимы. Для снижения этого отличия Carl Zeiss даже предлагает смягчающий фильтр Dutto. Дело в том, что объективы Mamiya - оптика для создания лестных мягких потретов. В частности Leibowitz доказывает это своими мягкими и одновременно точными портретами. С другой стороны оптика от Carl Zeiss - точный инструмент. Если несколько отвлечься, что это оптика для судебных специалистов J Например, при съемке невесты с небольшим пятном на платье Mamiya позволит не ретушировать кадр, в то время как Zeiss покажет это пятно более точно и внятно. Недостаток ли это, преимущество - решать каждому из вас лично.
На моем сайте (www.krasotkin.com) можете посмотреть фотографии, снятые этой камерой, хотя лучше смотреть отпечатки в формате А1.))